Смекни!
smekni.com

«Развитие служб репродуктивного здравоохранения в северных регионах Кыргызстана» (стр. 7 из 13)

Молодой мужчина

При рассмотрении описанного случая необходимо учесть особенность культуры в традиционной кыргызской семье. Как правило, свекр и невестка не обсуждают открыто вопросы планирования семьи. Он может интересоваться или выразить свое пожелание через свою жену. А уже потом свекровь передаст это снохе.

Распространено мнение о том, что «если в семье нет детей, виновата всегда жена».[18] Поэтому женщина оказывается уязвимой в первую очередь. В отношении нее возможны дискриминационное отношение, и даже действия, как со стороны супруга, так и со стороны его родственников.


К бесплодию относятся одинаково - что раньше, что сейчас. И для молодых мужчин и для старших эта проблема одинаково важна. Особенно в тех семьях, где жену умыкнули, так как бесплодие означает позор для мужчины. Его родственники могут упрекнуть: «Кого ты привел? У нее детей нет и не будет!» Родители же не могут обвинить собственного сына в бесплодии. Конечно, они будут винить чужого человека, то есть сноху.

Молодой мужчина

Более того, такие женщины могут испытывать стигматизацию со стороны сообщества. Это проявляется и в том, что их часто вынуждают уйти из семьи (развод), и в том, что после развода им сложно наладить свою личную жизнь. Но в случаях, когда на самом деле бесплоден мужчина, женщина нередко во втором браке рожает. Тогда общественное отношение к ней может измениться.

Общие гендерные стереотипы, формирование которых начинается в период социализации (мальчиков растят всемогущими, в этом мире он хозяин, он должен быть самым сильным и сексуальным, у него должно быть много детей, обязательно сыновей), несомненно, влияют на отношение людей к мужскому бесплодию. Многие не подозревают о существовании такой патологии. Остальные считают, что мужское бесплодие встречается крайне редко. Это показывают высказывания мужчин и женщин–респондентов ФГД. В большинстве случаев мужчины не сомневаются в своей способности воспроизводить потомство, и могут вести себя, как указывают респонденты-женщины, самоуверенно и даже агрессивно.

Мужчины обычно обвиняют в бесплодии женщин. В моей практике был такой случай: мужчина из Баткенской области, женатый уже в пятый раз, не имел детей. Повторные обследования в 3-4 медицинских центрах показали, что он бесплоден. Уезжая из Бишкека, он сказал, что все равно обязательно женится еще раз.

Эксперт-гинеколог

В репродуктивной способности мужчин редко сомневаются или вообще не сомневаются. Подобное отношение со стороны общества часто подпитывает самоуверенность неосведомленного о собственном бесплодии мужчины, еще более отягощая и затягивая ситуацию.

Обычно сомневаться в мужской репродуктивной функции начинают только после его третьего брака.

Мои друзья женились по любви. Лет пять у них не было детей, и родители мужа стали настаивать на разводе. Но они жили душа в душу и ничего не хотели слышать о разводе. В конце концов, его родители добились своего, устроив скандал с ее родней. Он женился во второй, а потом и в третий раз – но детей не было. В итоге решили усыновить ребенка дальних родственников. Мой друг долго страдал, до сих пор раскаивается, что поддался на уговоры родителей, хотел бы все вернуть, но поздно… Через год-два после развода, узнав, что мой друг снова женился, его первая жена вышла замуж. Сейчас у нее в семье трое пацанов.

Молодой мужчина

По мнению некоторых мужчин-респондентов одной из причин такого отношения является существующая традиция уважения к мужчинам, не позволяющая не только говорить, но даже сомневаться в репродуктивной способности мужчин.

Интересный факт, связанный с неинформированностью населения, заключается в том, что некоторые сельские жители путают бесплодие с нарушением потенции. Поэтому, малейшее подозрение на бесплодие может быть неверно истолковано и привести к психологической травме мужчины в результате неизбежной стигматизации по поводу нарушения потенции.

Согласно общественным стереотипам, мужчины не должны показывать свою несостоятельность в какой бы то ни было сфере жизни, а особенно в сфере РСЗ. Признать перед обществом свое бесплодие означает для мужчины признать поражение. Он не должен упасть в глазах жены, семьи и общества.

Если мужчина бесплодный – то это труба!

Молодой мужчина

Мужчины очень болезненно переносят свое бесплодие. По мнению некоторых экспертов-врачей, они не всегда соглашаются пройти обследование, даже после полного обследования жены и подтверждения ее способности к деторождению. В случаях же подтверждения медицинского диагноза о бесплодии, мужчины тщательно скрывают этот факт от окружающих.

Таким образом, проблема бесплодия мужчин часто замалчивается, как мужчинами, так и обществом. Следует, однако, отметить мнение некоторых респондентов-женщин, обративших внимание исследователей на то, что в последние годы эту тему начали обсуждать в обществе. Такие обсуждения обычно имеют место, когда бесплодие того или иного мужчины становится очевидным (например, после очередного брака), но об этом не принято говорить открыто и в присутствии самого мужчины.

Мужчины при обсуждении в фокусных группах подтверждали, что в их местности встречаются случаи мужского бесплодия, но говорить о конкретных примерах не пожелали.

По наблюдению исследователей, молодой мужчина, не имеющий детей ни в первом, ни во втором браке без особого желания отвечал на вопросы о бесплодии. Он ограничивался краткими ответами типа «не знаю», «возможно», «может быть».

Характерны типичные поведенческие схемы у мужчин в случаях отсутствия детей. Такое поведение мужчин прослеживается во всех обследованных регионах. При отсутствии желанных детей мужчина обычно разводится со своей женой и вступает в последующий брак или браки. Если становится очевидным, что бесплоден именно он, нередко семья (обычно при участии близких родственников и друзей) принимает решение усыновить или удочерить ребенка. Часто это ребенок близких или дальних родственников мужа, реже - родственников жены.

Интересно проследить, как решалась проблема бесплодия женщин раньше (до советской власти) и сейчас. Как свидетельствуют исторические факты, в случае бесплодия женщина сознательно предлагала мужу жениться на второй жене. При этом, в большинстве случаев, она сама подбирала кандидатуру, стремясь найти такую женщину, которая уважала бы и беспрекословно подчинялась ей, и самое главное, была бы способна рожать. Старшая жена помогала растить и воспитывать детей от младшей жены. В свою очередь, эти дети должны были относиться к ней как к родной матери. Тем самым старшая жена сохраняла свой статус в семье и сообществе и обеспечивала свою старость.


Мою бабушку выдали замуж в 13 лет. У нее было 14 родов, но из них в живых остались только 2 девочки. Она чувствовала себя виноватой перед мужем и предложила ему жениться во второй раз на ее дальней родственнице. Она съездила к будущей второй жене своего мужа и оценила, что та соответствует всем требованиям: по конституции она способна рожать и вести хозяйство, да и характером покладистая. Так она женила своего мужа на «токол».[19] И действительно, та родила сыновей, которые на старости лет одинаково заботились об обеих матерях.( Дочери вышли замуж, ушли в другие семьи и только изредка могли уделять внимание матери).

Пожилая женщина

При советской власти двоеженство пресекалось. Однако, встречались единичные случаи, такие как вышеприведенный. Об этом знали все в сообществе, в том числе и местные власти, но ссылаясь на традиции, и самое главное, согласие жен, не подвергали их наказанию по закону. В современных условиях традиция многоженства возрождается, но уже в других формах. Как говорили женщины–респонденты, сейчас мужчины женятся не для того, чтобы воспроизвести потомство (многие из них являются отцами многодетных семей), «а просто с жиру бесятся». По мнению всех экспертов исследования, в современных условиях бесплодные женщины в большинстве случаев разводятся. В бездетных семьях только женщин показывают врачам или народным целителям, в то же время мужчины относительно себя не предпринимают никаких мер. Респонденты каждого сообщества отмечали по 2-3 случая бесплодия мужчин. Как показало исследование, они не обращаются в лечебные учреждения, до последнего обвиняя в своей бездетности женщину. Мужчины обращаются к услугам ЛПУ только тогда, когда жене поставлен диагноз о способности ее к деторождению. Согласно результатам исследования, сельские пары в основном обращаются в консультацию «Брак и семья» г. Бишкек, где вместе проходят обследование. Такое доверие они объясняют тем, что столичные специалисты компетентны и могут сохранить анонимность.

Выбор поставщиков медицинских услуг при бесплодии

Как мы уже отмечали выше, некоторые вопросы РСЗ мужчин носят закрытый характер. Если мужчины обсуждают такие проблемы, как боли в почках достаточно открыто, а о проблеме ИППП могут поговорить с близкими друзьями, то нарушение потенции и бесплодие – темы-табу для каких бы то ни было разговоров, даже с самыми близкими людьми. Соответствуют этому и схемы поведения при выборе поставщика услуг РСЗ.

В схеме №2 мы специально предлагаем схемы поведения для мужчин и женщин параллельно друг другу с тем, чтобы иметь возможность проследить влияние стереотипов на поведение тех и других.

Интересно отметить, что в схеме 2b) для женщин отсутствуют самолечение, а в схеме 2a) для мужчин – самолечение и местные ЛПУ (ГСВ/ФАП, ЦСМ, АДО). Это красноречиво иллюстрирует нежелание мужчин обсуждать вопросы бесплодия с кем бы то ни было в своем сообществе.

Схема №2. Сравнительный анализ предпочтений сельского населения в отношении выбора поставщиков услуг при мужском и женском бесплодии.