Смекни!
smekni.com

Новое в миграционном законодательстве от регистрации до получения российского гражданства (стр. 4 из 47)

Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства не разрешается, если они в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, в течение пяти лет со дня выдворения (п. 2 ч. 1 ст. 27 Закона о въезде и выезде).


Структура миграционного законодательства

Одной из глобальных проблем, стоящих в настоящее время перед мировым сообществом, является проблема надлежащего правового обеспечения на международном и национальном уровнях прав и свобод человека. Разрешение данной проблемы может достигаться различными способами, один из которых законодательное регламентирование правового статуса личности.

Ни для кого не секрет, что со второй половины прошлого века до начала XXI в. данная проблема, с одной стороны, трансформировалась и приобрела новое "прочтение", в частности вышла на качественно новый уровень в области правового регламентирования "человеческого измерения", а с другой - усугубилась во многом из-за желания определенных политических и общественных сил возродить примат тоталитарных законодательных норм, направленных на возвышение роли государства над человеком и обществом. Сегодня вопрос о правовом статусе человека не ограничивается рамками определенного государства - он является базисным для конституционной науки в целом.

На этапе современного развития цивилизации, когда расширяются межгосударственные интеграционные связи, постоянно увеличивается объем миграционного потока. Тем самым изменяется и субъектный состав лиц с различной государственной принадлежностью, пребывающих в Российской Федерации, что в конечном итоге приводит к многократному увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства.

Российская Федерация, выступая равноправным партнером иностранных государств на мировой арене в области обеспечения прав и свобод человека, является участником многочисленных международных организаций, которые занимаются проблемами, связанными с законодательным регулированием правового статуса индивида, в том числе иностранных граждан. Среди таких организаций следует отметить Организацию Объединенных Наций (Комитет по правам человека, ЮНЕСКО), Совет Европы (Суд по правам человека), Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Россия в рамках названных организаций пропагандирует верховенство прав и свобод человека на своей территории, стремясь к всеобщему позитивному восприятию правового статуса личности, что способствует развитию высокой гуманистической культуры всего мирового сообщества.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в России, также находится под пристальным вниманием Российского государства. Во многом благодаря этому ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, т.е. закрепляется приоритет международного законодательства над российским. Кроме того, преамбула Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" устанавливает, что международным договорам принадлежит большая роль в защите основных прав и свобод человека.

Схожая точка зрения встречается в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" : "...права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (абз. 3 п. 1).

Таким образом, правовой статус иностранцев в Российской Федерации регулируется и национальным, и международным законодательством.

Среди международных правовых актов универсального характера, регулирующих правовое положение человека, в том числе иностранцев, необходимо отметить следующие нормативные правовые акты: Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщую декларацию прав человека, Пакт о гражданских и политических правах, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.) , Декларацию о территориальном убежище (14 декабря 1967 г.) , Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, где они проживают , Конвенцию о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.) , Конвенцию о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.). Данные и многие другие международные нормативные акты определяют основы правового подхода к формированию института прав человека на территории государств, которые являются участниками данных документов.

В 1945 г. Устав ООН, будучи многосторонним договором, впервые в истории заложил базис для развития взаимодействия между государствами в сфере обеспечения и защиты прав человека. Кроме того, на каждое государство, подписавшее его, он возложил юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека. Следует отметить, что данный документ не содержит дифференциации людей по принципу их государственной принадлежности, т.е. определяет правовое положение человека в целом, несмотря на гражданство определенного лица или группы лиц. Однако закрепление самого перечня основополагающих прав и свобод человека было осуществлено только по прошествии трех лет путем принятия Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека.

Вышеуказанная Декларация определила перечень гражданских, политических, экономических и социальных прав, но в связи с тем, что она принята в виде резолюции ООН, она носила лишь рекомендательный характер. Однако в настоящее время в международной правоприменительной практике Всеобщая декларация прав и свобод воспринимается и выступает в качестве правового обычая, поэтому многие демократические государства в своем внутреннем законодательстве обязательно закрепляют права и свободы, предусмотренные настоящим документом, что подтверждает обязательность установленных Декларацией правовых норм. Российская Федерация также не исключение из общего правила.

В свою очередь, Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятые 19 декабря 1966 г., совместно с Факультативными протоколами к ним, как указывалось в § 1.1 и 1.2, представляют собой как бы кульминацию определения на международном уровне составных частей института прав и свобод человека.

Вышеуказанные международные нормативные правовые акты имеют общую черту: они предусматривают, что основные права и свободы человека должны соблюдаться без дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или каких-либо других обстоятельств. Это касается не только граждан определенного государства, но и пребывающих в данном государстве лиц, не имеющих гражданства, - иностранцев.

Следует особо отметить, что нормативными правовыми источниками правового статуса лица, не являющегося российским гражданином, в Российской Федерации наряду с международными правовыми актами являются в соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции РФ нормы внутреннего законодательства, в частности Основной Закон.

Общий подход конституционной науки к определению правового положения иностранного гражданина или лица без гражданства закреплен в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ. Согласно данной правовой норме, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и исполняют обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Как уже отмечалось выше, в настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, изданным во исполнение положений Конституции РФ, является Закон N 115-ФЗ, а также Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Процесс принятия Закона N 115-ФЗ был очень долгим и трудным. 24 июня 1997 г. он был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ (далее - Дума), но впоследствии был отклонен Советом Федерации Федерального Собрания РФ (далее - Совет Федерации) с созданием согласительной комиссии. После полугодичной доработки текста Закона N 115-ФЗ согласительной комиссией он был вновь принят Думой и вновь отклонен Советом Федерации с созданием еще одной согласительной комиссии. В июле 1998 г. данный Закон был одобрен Советом Федерации, однако Президент России Б.Н. Ельцин возвратил Закон N 115-ФЗ в Думу без рассмотрения, так как в пакете представленных к внесению документов отсутствовало заключение Правительства РФ.

После первого чтения, состоявшегося 16 июня 1999 г., к законопроекту в Думу было представлено более 400 поправок. 21 июня 2002 г. Дума окончательно приняла данный нормативный правовой акт в третьем чтении, и новый Закон 10 июля 2002 г. был одобрен Советом Федерации. Однако он вступил в законную силу лишь спустя три месяца, 1 ноября 2002 г. Необходимость такого длительного срока с момента утверждения Закона N 115-ФЗ до его вступления в законную силу была продиктована наличием в Законе множества новых правовых институтов, для изучения и внедрения которых требовалось время.

Кроме того, в течение последнего десятилетия Россия не имела закона, отвечающего сложившимся реалиям, в том числе системе российского законодательства, и регулировавшего бы правовое положение иностранцев на ее территории , а действующие советские нормативные правовые акты порождали у их субъектов (у иностранцев, у российских государственных органов) многочисленные проблемы в правоприменительной практике. Их применение уже в новом Российском государстве привело к тому, что иностранные граждане, в том числе граждане бывшего СССР, пребывавшие на территории Российской Федерации, оказались в правовом вакууме, выходом из которого могло служить лишь принятие ими российского гражданства. В связи с этим Закон N 115-ФЗ, регулирующий их правовое положение на территории Российской Федерации (отношения между иностранцами и органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также должностными лицами указанных органов, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) и осуществлением трудовой, предпринимательской и иной деятельности иностранных граждан в Российской Федерации, - ст. 1 Закона N 115-ФЗ), давно стал необходимым и востребованным шагом российского законодателя к воплощению в жизнь и применению на практике декларируемого в ст. 2 Основного Закона принципа верховенства прав и свобод человека.