Смекни!
smekni.com

§ Общая характеристика понятия 6 § Виды понятии, 9 (стр. 1 из 26)

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Предмет логики и ее значение................. .................................... 3

Глава I. Понятие............................................ ,.,........ .—..................................... 6

§ 1. Общая характеристика понятия..................................................... 6

§ 2. Виды понятии.............. ,......................................................................... 9

§ 3. Отношения между понятиями ......................................................... 13

§ 4. Определение понятий....................................................................... 18

§ 5. Деление понятии................................................................................. 23

Глава II. Суждение.......... ....................................................................... .,...... ..29

§ 1. Общин характеристика суждения .................................................. 29

§ 2 Простые суждении...................................................................... ,....... 32

§ 3. Сложные суждения .,............................................................................... 38

§ 4. Модальность суждений..................................................................... 44

Глава III. Умозаключение............................................................................. 48

§ 1. Общая характеристика умозаключения ....................................... 48

§ 2. Непосредственные умозаключения................................................ 50

§ 3. Умозаключения из суждений с отношениями ............................ 53

§ 4. Категорический силлогизм.............................................................. 55

§ 5. Умозаключения из сложных суждений......................................... 60

§ 6. Индуктивные умозаключения.......................................................... 66

§ 7. Индуктивные методы исследовании причинных связей ........... 71

§ 8. Умозаключение но аналогии........................................................... 74

Глава IV. Основные законы логики............................................................... 78

§ 1. Общая характеристика логических законов .............................. ,.78

§ 2. Закон тождества.................................................................................. 79

§ 3. Закон противоречия........................................................................... 83

§ 4. Закон исключенного третьего .............................. ,........................ 86

§ 5. Закон достаточного основания ....................................................... 89

Глава V. Основы теории аргументации •—......... *.............................. •..... 93

§ 1. Доказательство.................................................................................... 93

§ 2. Виды доказательства....... VH^....... w....... ,.............................................. 98

§ 3. О проведение ......... -д.......................................................... ;........... 101


Глава VI. Занимательная логика......................... *.................................... 104

ВВЕДЕНИЕ. Предмет логики и ее значение

Логика изучает познавательную деятельность человека. OG этом говорит сам термин «логика», происходящий от греческого слова «логос», что означает слово, понятие, рас­суждение, разум. Однако вопросом о том, как человек поз­нает окружающий мир, занимаются и другие дисциплины: философия и психология, физиология высшей нервной де­ятельности и языкознание, семиотика и эвристика. Для того, чтобы уяснить суть логического подхода к познанию, необходимо хотя бы вкратце описать, в чем специфика фи­лософского, психологическою и проч. подхода к этой же проблеме.

Философия рассматривает познание как диалектичес­кий процесс отражения действительности в сознании лю­дей. Он осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления, Чувственное познание позволяет нам отражать отдельные предметы и их свойства в виде ощущений, восприятий и представлений. Например, покупая какой-либо товар, мы оцениваем его вкусовые и обонятельные качества, прики­дываем, радует ли он наш глаз и т. и. Логическое познание, существующее в форме понятий, суждений и умозаключе­ний, позволяет нам проникать в глубинные структуры ве­щей и явлений. С его помощью мы даем название покупае­мому товару, судим о цене и целесообразности покупки. Если философия дает нам общее представление о ступенях, этапах познания, то логика занимается преимущественно логической ступенью. В центре ее внимания понятия, суждения и умозаключения как важнейшие инструменты мыслительной деятельности людей. Если философия оде-нивает результативность познания с помощью понятия ис­тина, то логика рассматривает вышеназванные формы кпк способы получения истинного знания. Если философия интересуется наиболее общими законами природы, общес­тва и мышления, то предметом логики являются те законы


мышления, которые фиксируют определенную повторяе­мость в структуре всех человеческих рассуждений и умозак­лючений.

Сопоставление физиологии высшей нервной деятель­ности с логикой показывает, что первая наука стремится понять материальный субстрат (основу) мысли, логика же занята идеальной стороной мышления. Сравнение с психо­логией убеждает нас в том, что психологическую науку ин­тересует происхождение мышления, особенности протека­ния мыслительных процессов у разных типов личности, связь мышления с предметной деятельностью и, разумеет­ся, многообразие чувственных граней отражения мира, а логика уделяет внимание относительно неизменным нор­мам мыслительного процесса, независимо от того, как он протекает у ребенка, взрослого или старика.

Таким образом, логику можно определить как пауку об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. Еще проще: логика есть наука о формах и законах правильного мышления.

Зародившись в структуре общефилософского знания, логика давно стала самостоятельной наукой, имеющей свои подразделения: металогика, диалектическая логика и фор­мальная, которую принято делить на традиционную и ма­тематическую. Металогикой можно назвать своеобразную «философию логики», т. е. науку, изучающую строение и свойства логических теорий. Диалектической логикой име­нуют тот раздел логики, который рассматривает основные формы мышления в бесконечном изменении, развитии, отрицании и т. п. Формальная логика, которой мы уделим преимущественное внимание, рассматривает относительно устойчивые формы мышления и законы их построения. Первой ступенью формальной логики является традицион­ная логика, изучающая общечеловеческие законы правиль­ного построения мыслей. Второй ступенью формальной ло­гики является математическая логика, использующая ма­тематические методы и специальный аппарат символов.

Представление о предмете логики может быть расшире­но за счет знакомства с основными проблемами, изучае­мыми в соответствующих разделах логического знания. Так, например, традиционная логика включает в себя уче­ние о понятии, суждении и умозаключении, об основных законах мышления, теорию аргументации и опровержения,


раздел, посвященный логическим ошибкам, индуктивную логику, деонтическую, действий, отношений и др. Матема­тическая логика уделяет внимание логике исчислений, по­роговой, многозначной, временной, модальной, конструк­тивной, комбинаторной, мажоритарной и др.

Использование логических приемов осуществляется большинством людей стихийно, как бы неосознанно. По­добно персонажу Мольера, который был удивлен, обнару­жив, что говорит прозой, многие из нас, познакомившись с логикой, приходят к «открытию» понятий, суждений и умо­заключений. Однако куда лучше, если мы познаем основ­ные инструменты мыслительной деятельности заранее, прежде чем сядем за написание сочинения или доклада, или овладеем искусством полемики до ведения переговоров или выступления в судебном заседании. И если, как сказал Т. Эдисон, важнейшая задача цивилизации — научить чело­века мыслить, то лучшего средства для развития культуры мышления отдельной личности и всего рода человеческого отыскать нельзя... Конечно, логика — это азбука мышления, начатки интеллектуальной культуры человека. Но без нее абсолютно невозможно восхождение к увлекательным вер­шинам человеческого духа. Сознательное использование законов логики дисциплинирует мышление, делает нашу речь более аргументированной, помогает нам добиваться своих жизненных целей с упорством и последователь­ностью человека, знающего, чего он хочет.

ГЛАВАI. ПОНЯТИЕ

§ 1, Общая характеристика понятии

Понятие, наряду с суждением и умозаключением, явля­ется формой мышления. И притом такой характерной для познавательной деятельности человека, что ее норой опре­деляют как понятийное отражение действительности. Мы познаем мир, т. е. отражаем его еще и с помощью органов чувств, посредством чувственного познания, которое позво­ляет нам постигать цвет, запах, вкус того или иного пред­мета, например, яблока, апельсина, вишен, выставленных на продажу в магазине или на рынке. Однако существенные признаки яблок, апельсинов и вишен, представление о том, что такое плод и почему тот или иной предмет является то­варом, а другой выступает в качестве денег или их эквива­лентом, можно получить лишь с помощью абстрактного мышления. А последнее немыслимо без понятия. Более того, понятия являются опорой суждений и умозаключе­ний. Исходя из некоторых начальных понятий, человек приходит к последующим, более сложным, строит теории, выдвигает гипотезы — проще говоря, мыслит. Умение опе­рировать понятиями является показателем культуры мыш­ления и интеллектуального развития личности.

В логике под понятием подразумевается целостная сово­купность суждений, т. е. мыслей, в которых что-либо утвер­ждается об отличительных признаках исследуемого объек­та, ядром которой являются суждения о наиболее общих и в то же время существенных признаках этого объекта. Важно понять, что признаки бывают существенные и несущест­венные. Например, определяя понятие «человек», мы отвле­каемся от множества несущественных признаков, характер­ных для людей /цвет кожи, глаз, форма головы, носа и т. п./, и фиксируем внимание на том, что существенно для всех нас: общественная природа, сознание, способность мыслить, владеть членораздельной речью и проч. Анало­гично следует помнить о делении признаков на отличи­тельные и неотличительные признаки. Прямохождение, например, один из признаков, но которому мы отличаем человека от всех других живых существ, но более сущест­венным, весьма отличительным признаком следует считать способность человека изготавливать орудия труда и пользо­ваться ими. Отличительным признаком планеты Мерку-