Смекни!
smekni.com

по философии Волгоград 2005 (стр. 2 из 8)

Духовное бытиё. Включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность;

Бытиё общества или иначе, социальное бытиё.

Природное бытие - есть бытие вещей, независимых от человека и его сознания. Характерной особенностью этой формы бытия является её объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия.

Материальное бытие, произведенное человеком, или "вторая природа" - это, не что иное, как предметно- вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. Это бытие возникнув по воле человека однажды, затем живет независимой от него жизнью. К элементам "второй природы" относится и бытие техники, в том числе и военной. Особенность бытия техники в том, что она выступает как совокупность содеянным человеком вещей. Рассматриваемые в качестве химических, физических, биологических они не отличаются от природных явлений, но как искусственные объекты, они являются результатом опредмечивания человеческой деятельности. Следовательно, техника бытийствует в качестве природного и социального объекта. Человек и техника находятся в противоречивом единстве. Используя технику человек изменяется физически и духовно, сила его интеллекта реализуется через технологию, через целенаправленное использование техники. Однако, есть и отрицательные последствия, они ослабляют человека. Конечно, человек никогда не откажется от своих технических завоеваний, поэтому необходимость оптимального сочетания бытия человека остается необходимым условием его выживания.

Во взаимоотношении между 1 и 2 природой определяющая роль принадлежит первой, как основы создания второй. Вместе с тем вторая природа обладает способностью разрушения "первого" бытия, что делает ( при известных обстоятельствах ) физическое существование человека невозможным.

В рамках природного бытия необходимо выделить человеческое бытие. В нем пересекаются 1). бытие человека в мире вещей как мыслящей вещи, 2). бытие человека как индивида, особи, принадлежащей роду HOMO SAPIENS, 3). бытие человека как социального существа в рамках бытия общества.

Человек, как целостность, есть единство физического, природного и духовного. Диалектическое сочетание этих характеристик определяют его существование.

Двадцатый век дал самые глубокие и самые интересные концепции бытия. Над этой проблемой работали такие величайшие мыслители, как Н А.Бердяев, С Л.Франк, Э.Гартман, М.Хайдеггер, К Ясперс и многие другие.

  1. Бытие как единство конечного и бесконечного. Конечное и бесконечное как философские категории. Формы проявления конечного и бесконечного.

Появление понятия бесконечного относится к тем временам, когда была одна наука – философия, которая включала в себя познания в математике, физике, астрономии и других дисциплинах. Дифференциация наук привела к возникновению собственно математического понятия бесконечности, которое получило феноменальное развитие в канторовской теории множеств.

Взаимоопределение конечного и бесконечного. Именно так называется отдельный параграф главы второй упомянутого труда Гегеля. Что такое бесконечное? Уже самое название демонстрирует, что бесконечное противостоит всему конечному. То обстоятельство, что мы выводим само название бесконечного из названия конечного, указывает нам сверх того, что мы представляем себе понятие бесконечного происходящим из понятия конечного вследствие присоединения к нему новой составной части, – такой частью является уже понятие простого отрицания.

Гегель подвергает всестороннему анализу такое определение бесконечного. В этом определении “бесконечное сведено к той категории, что ему противостоит конечное как некое иное” . Таким образом, имеются два мира: мир конечный и мир бесконечный. Эти миры разделены. «Оба ставятся в различные места: конечное как здешнее наличное бытие, а бесконечное, хотя оно и есть “в-себе” конечного, все же как некое потустороннее перемещается в смутную, недостижимую даль, вне которой находится и остается конечное»; “но отделенные друг от друга, они столь же существенно соотнесены друг с другом именно разлучающим их отрицанием”.

Можем определить конечное как простое отрицание бесконечного. “Имеется взаимоопределение конечного и бесконечного; конечное конечно лишь в соотношении с долженствованием или бесконечным. Они неотделемы друг от друга и в то же время всецело иные в отношении друг друга; каждое из них имеет в себе свое иное; таким образом, каждое есть единство себя и своего иного и есть в своей определенности наличное бытие, состоящее в том, чтобы не быть тем, что оно есть само и что есть иное”.

Далее Гегель замечает, что именно это взаимоопределение, отрицающее само себя и свое отрицание, можно продолжать сколь угодно долго: “и так далее до бесконечности”. И в этом месте мысль считает свою цель достигнутой. Но мысль самого Гегеля в этом месте не останавливается. Рассматривая бесконечный процесс взаимоопределения конечного и бесконечного, это одно и то же скучное чередование конечного и бесконечного, Гегель приходит к выводу, что мы имеем дело не с истинной бесконечностью, а только с отрицательной ее формой. Эта внешняя форма фиксирует качественное различие конечного и бесконечного, и притом фиксирует абсолютно. Но сам бесконечный процесс взаимоопределения конечного и бесконечного указывает на единство этих двух понятий. Однако данное единство не делается предметом особых размышлений.

В разделе “Утвердительная бесконечность” Гегель вводит понятие истинно бесконечного. Сначала он замечает, что бесконечное может быть определено как отрицание конечного, а конечное может быть определено как отрицание бесконечного и что оба эти определения равноправны. Но они не являются еще истинными определениями. Теперь каждое из этих понятий может быть определено через двойное отрицание. “Таким образом, оба, конечное и бесконечное, суть движение, состоящее в возвращении к себе через свое отрицание; они даны лишь как опосредствование внутри себя, и утвердительное обоих содержит отрицание обоих и есть отрицание отрицания”.

Таким образом, “бесконечное, каково оно на самом деле, есть процесс, в котором оно низводит себя до того, чтобы быть лишь одним из своих определений, противостоять конечному и, значит, быть самому лишь одним из конечных, а затем снимает это свое отличие от себя самого для утверждения себя и есть через это опосредствование истинно бесконечное”.

Далее, используя категорию бытия, Гегель проводит сравнительный анализ двух определений бесконечного и приходит к поразительным выводам. Называя первое определение бесконечного (как отрицание конечного) дурным бесконечным, он пишет: “…Только дурное бесконечное есть потустороннее, ибо оно лишь отрицание конечного, положенного как реальное; таким образом, оно абстрактное, первое отрицание; будучи определено лишь как отрицательное, оно не имеет в себе утверждения наличного бытия; фиксированное как только отрицательное, оно даже не должно быть здесь – оно должно быть недостижимым. Но эта недостижимость есть не величие его, а его недостаток, который имеет свое последнее основание в том, что конечное как таковое, удерживается как сущее. Неистинное есть недостижимое; и легко усмотреть, что такое бесконечное неистинно”. Относительно же истинно бесконечного Гегель утверждает, что “оно есть и оно есть здесь, в данный момент, налично” .

Таким образом, бесконечное по Гегелю: а) есть в простом определении утвердительное как отрицание конечного; б) тем самым находится во взаимоопределении с конечным и есть абстрактное, одностороннее бесконечное; в) есть само снятие этого бесконечного, а равно и конечного, как единый процесс – оно есть истинное бесконечное.

  1. Философское учение о материи. Человек во Вселенной. Материя как философская категория. Атрибуты материи. Способ существования материи. Строение и свойство материи. Материальное единство мира. Человек во Вселенной. Антропный космологический принцип (слабая, сильная и крайняя версии).

"Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеком в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".

Ранее материя рассматривалась наряду с другими вещами, как отдельная субстанция. Материализм, идеализм, дуализм. Сегодня материя понимается как совокупность объектов

материального мира, познаваемого в процессе практики, в том числе и общества.

Субстанция— материя в аспекте внут­реннего единства всех форм ее само­развития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундамен­тальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально субстанция пони­мается как вещество, из которого состоят все вещи.

Исторически в философии сложились след. онтол. начала: монизм - учение, утверждающее единое начало; дуализм - равнозначные два основания; плюрализм - признающее равнозначными некс. онтологических начал (природа, космос, бог) - характерно для средневоек. и совр. ф.

Философский материализм - фил. направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы.

"Материя" - одно из фундаментальнейших поня­тий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, харак­терно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рас­сматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто.