Смекни!
smekni.com

по философии Волгоград 2005 (стр. 5 из 8)

В структуре процесса познания, результатом которого является накопление и обогащение знаний, выделяются два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность в самом широком смысле слова, а во-вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда.

В домарксовой философии: два альтернативных подхода 1) признание ограниченной включенности человека в материальный мир исключало его понимание как деятельного, активного существа. 2) Там, где эта деятельная сущность человека признавалась, она отрывалась от материального мира и рассматривалась как выражение сверхматериального духовного начала.

Маркс: Главный недостаток всего предшествующего материализма заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно.

Общество - творение человека. Практическая деятельность. - основа любого общества. Труд - продукт сознания человека, материализация его духовности (машины не обладают духовностью). Любую вещь - продукт коллективного труда и индивидуального (диалектика). Человек - сливается с обществом (специализация). Но человек не растворяется в обществе, хотя общество стремится это сделать. Общество воздействует на человека через систему воспитания. Если общество и человек живут не в гармонии - происходит скачок.Результатом труда являются: первичные и вторичные продукты, средства производства, духовное производство. Труд тесно связан с культурной жизнью человека, национальными особенностями. Цель развития трудовых отношений - развитие производственных отношений. Если цель - удовлетворение потребностей - кризис.Важнейшая форма практики - производство материальных благ.

Истинность - соответствие знания объективной реальности.

Относительная истина - форма выражения объективной истины, зависящей от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута га данном уровне познания. Абсолютная истина - совершенно полное, точное, всесторонне, исчерпывающее знание о каком-либо явлении.

Важный принцип классического образа научности заключается в требовании истинности научного познания. Истина должна быть одновременно и характеристикой отдельного научного положения и одновременно – его целью, идеалом. Истина не может быть пустой и бессодержательной, - иначе нельзя верить в то чего нет, стремиться к тому, чего нет.

В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание.

Человек не только познает мир, открывая новое, но и изменяет, преобразует его на основе приобретенных знаний. Вся вторая, искусственно созданная природа или, говоря иными словами, человеческое общество, вся материальная и духовная культура - продукт познания мира и его преобразования, продукт творчества.

Познавательный процесс включает в себя две стороны - чувственное отражение (как я уже упоминал в двух своих значениях) и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает либо исходный материал для работы мышления, либо само является производной мышления как продукт творческой активности. И без работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения[2].

Сенсуализм (от латинского sensus - восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли и Д. Юм.

Рационализм - (от лат. rationalis - разумный, ratio - разум) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм - один из философских источников идеологии Просвещения.

  1. Наука как феномен духовной жизни общества. Наука как специфическая форма развития познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их методы и формы. Проблема понимания в научном познании.

Наука - основная форма человеческого познания, а также творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их воспроизводства.

Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Если рассматривать науку как целое, то она принадлежит к типу сложных развивающихся систем, которые в своем развитии порождают все новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи, управляющие их взаимодействием.

В каждой отрасли науки (подсистеме развивающегося научного знания) - физике, химии, биологии и т. д., - в свою очередь, можно обнаружить многообразие различных форм знания: эмпирические факты, законы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т. д.

В структуре научного знания выделяют, прежде всего, два уровня знания: эмпирический, теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое исследование, теоретическое исследование.

Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и

предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний.

В середине XIX века О. Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания: религиозное - основанное на традиции и индивидуальной вере; философское - основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути; позитивное - научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента. С развитием науки и превращением ее в одну из важнейших ценностей цивилизации ее способ мышления начинает оказывать все более активное воздействие на обыденное сознание. Это воздействие развивает содержащиеся в обыденном, стихийно-эмпирическом познании элементы объективно-предметного отражения мира. Спецификой объектов научного исследования можно объяснить далее и основные отличия научных знаний как продукта научной деятельности от знаний, получаемых в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Последние чаще всего не систематизированы; это, скорее, конгломерат сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения, накопленных на протяжении исторического развития обыденного опыта. Их достоверность устанавливается благодаря непосредственному применению в наличных ситуациях производственной и повседневной практики. Что же касается научных знаний, то их достоверность уже не может быть обоснована только таким способом, поскольку в науке преимущественно исследуются объекты, еще не освоенные в производстве. Поэтому нужны специфические способы обоснования истинности знания.

В размышлениях философов разных направлений и ученых конца ХХ века все чаще можно встретить рассуждения о том, что научной мысли нужна вера.Эту идею высказал еще Н.А. Бердяев, утверждавший, в отличие от О. Конта, что знание и вера не мешают друг другу, и ни одна из них не может заменить или уничтожить другую, так как в "глубине" знание и вера образуют единство.В широком смысле вера - это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования. Веру можно подразделить на два вида: религиозную, прагматическую. Соотношение знания и веры может вылиться в одну из трех основных позиций абсолютизация знания и полная элиминация веры; гипертрофирование последней в ущерб знанию; попытка совмещения обоих полюсов.

В структуре научного знания выделяют уровни знания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два вида познавательной деятельности - эмпирическое и теоретическое исследование. Различение эмпирического и теоретического уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие: характер предмета исследования, тип применяемых средств исследования, особенности метода.