Смекни!
smekni.com

Нотариальное удостоверение семейно-правовых соглашений (стр. 10 из 13)

2.3 Согласие супруга на совершение сделки

К сделкам, подлежащим обязательному нотариальному удостоверению, относится согласие супруга на отчуждение недвижимого имущества, являющегося общей собственностью в соответствии со статьёй 35 Семейного кодекса Российской Федерации.

Нотариальное удостоверение сделки, предоставляет сторонам некоторые преимущества при последующей государственной регистрации сделки. Закон устанавливает самые строгие последствия несоблюдения нотариальной формы сделки и требования о ее государственной регистрации. Несоблюдение обязательной нотариальной формы во всех случаях влечет ее недействительность.

Перед началом совершения нотариального действия, нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона.

Совершая в соответствии со статьями 53-56 Основ законодательства о нотариате[64] удостоверение сделок с имуществом, нотариус проверяет:

- принадлежность этого имущества на праве собственности или ином вещном праве;

- наличие сособственников;

- наличие обременений, запрещения отчуждения или ареста данного имущества.

Нотариусом, как правило, также проверяются документы об оценке имущества, являющегося предметом сделки.

При совершении сделок с недвижимым имуществом нотариусом проверяются документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"[65].

При удостоверении сделок, указанных в статье 35 Семейного кодекса Российской Федерации, нотариусом проверяется наличие нотариально удостоверенного согласия другого супруга на совершение сделки. Если в нотариально удостоверенном согласии супруга указаны какие-либо условия сделки, нотариус при удостоверении сделки проверяет, соблюдены ли эти условия.

Если лицо не состоит в зарегистрированном браке, нотариусу представляется письменное заявление об этом данного лица.

При удостоверении сделок с участием несовершеннолетних, недееспособных или не полностью дееспособных нотариус проверяет наличие согласия их законных представителей и (или) органа опеки и попечительства на совершение сделки, когда это требуется в соответствии с законом.

Количество экземпляров документов, в которых излагается содержание сделки, удостоверяемой в нотариальном порядке, определяется лицами, обратившимися за совершением нотариального действия, но не может превышать количество сторон, участвующих в сделке.

Свои равные права в отношении общего имущества супруги реализуют в порядке, установленном законом. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности супругов, осуществляется по их обоюдному согласию. Это правило соответствует общим положениям гражданского законодательства о владении, пользовании и распоряжении имуществом, находящимся в совместной собственности лиц. В данном случае таким основанием является приобретение имущества супругами во время брака. То есть с момента приобретения имущества и до момента его отчуждения либо раздела по соглашению супругов или по решению суда, либо до возникновения оснований для прекращения брака супруги должны согласованно осуществлять владение, пользование и распоряжение этим имуществом.

Совершать сделки по распоряжению общим имуществом (дарение, купля-продажа, обмен и др.) супруги могут как вместе, так и каждый в отдельности. При этом предполагается, что при совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом он действует с согласия другого супруга. Таким образом, законом установлена презумпция (предположение) согласия другого супруга на акт распоряжения общим имуществом одним из супругов[66]. Это означает, что лицу, заключающему сделку с одним из супругов, не нужно проверять, согласен ли на сделку другой супруг, требовать представления доверенности от последнего, а следует исходить из факта его согласия. Иное решение законодателем данного вопроса привело бы к значительному затруднению гражданского оборота. Предположение о наличии согласия супруга на совершение сделки по распоряжению общим имуществом другим супругом на практике может не соответствовать действительному положению дел. В таком случае супруг, чье согласие на сделку получено не было, вправе обратиться за защитой своих нарушенных прав в суд и оспорить такую сделку. Вместе с тем его требование о признании сделки недействительной может быть удовлетворено судом лишь в том случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки, т.е. действовала заведомо недобросовестно. Данное специальное условие, необходимое для удовлетворения иска супруга о признании сделки недействительной, направлено на защиту законных интересов добросовестных контрагентов в сделках и упрощение правил гражданского оборота. Следует заметить, что на требование супруга о признании сделки по распоряжению общим имуществом, совершенной другим супругом, недействительной по мотиву отсутствия согласия супруга-истца срок исковой давности не установлен, что нельзя признать правильным. С учетом положений статьи 4 Семейного кодекса Российской Федерации о применении к семейным отношениям, не урегулированным семейным законодательством, гражданского законодательства представляется возможным применить к такому требованию супруга срок исковой давности, предусмотренный пунктом 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. применительно к рассматриваемой ситуации один год со дня, когда супруг узнал или должен был узнать о совершении сделки по распоряжению общим имуществом другим супругом без его согласия. Отсутствие же срока исковой давности по требованиям данного вида будет влиять на стабильность и правовую определенность гражданского оборота[67].

Таким образом, можно разграничить понятия «соглашение» и «взаимное согласие», употребляемые в Семейном кодексе Российской Федерации. Термин «соглашение» предполагает, как нам кажется, более детальное регламентирование вопроса, чем взаимное согласие. Согласие же — это тот механизм, которым пользуются супруги в нормальной семье, разрешая каждодневные вопросы, начиная с определения меню на обед и заканчивая выбором места отдыха во время отпуска.

Соглашение в семейном праве — средство добровольного разрешения наиболее важных как для членов семьи, так и для общества вопросов семейной жизни. Являясь юридическим фактом, соглашения в семейном праве в отличие от договора в гражданском праве никаких семейных правоотношений не порождают, поскольку последние порождаются иными юридическими фактами, как-то: брак, родство, принятие детей в семью на воспитание.

Соглашения в семейном праве преследуют, как представляется, иные цели: 1) согласованно осуществить равные права, присущие супругам и родителям (об имени ребенка, о порядке осуществления родительских прав…); 2) определить порядок и способ исполнения обязанным членом семьи своей обязанности по отношению к другому члену семьи (соглашение об уплате алиментов). Причем если не будет достигнуто соглашение по вопросам, которые должны быть взаимосогласованные (например, о разделе имущества, об имени ребенка), то возникает разногласие, которое может разрешиться судом, органом опеки и попечительства. В случае недостижения соглашения о порядке и способе добровольного исполнения обязанности решением суда обязанный член семьи принуждается к ее исполнению[68].

Семейно-правовые соглашения отличаются и тем, что их совершать могут только физические лица, и то не все, а являющиеся членами семьи, то есть лица, обладающие взаимными семейными правами и обязанностями. Более того, не все члены семьи вправе заключать соглашения, а только супруги (бывшие супруги), родители. Братья и сестры, бабушки (дедушки), внуки (внучки) могут заключить соглашение только при условии возникновения между ними алиментных правоотношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить то, что вопрос об исполнении семейно-правового договора и его нотариальном удостоверении в правовой науке не исследован и вызывает споры. Одни спрашивают, можно ли вообще ставить вопрос об исполнении семейно-правового договора. Другие не признают самостоятельной семейно-правовой природы договора, а, следовательно, считают его гражданско-правовым и распространяют на него правила, предусмотренные гражданским законодательством[69].

Спорность вопроса об исполнении семейно-правового договора и его нотариальном удостоверении объясняется, с одной стороны, тем, что "теория семейно-правового договора находится пока в зародышевом состоянии"[70], а с другой - тем, что неимущественные отношения вообще с трудом поддаются правовой регламентации, а взаимоотношения между супругами в особенности, прежде всего из-за отсутствия механизма принуждения для реализации нарушенного права. Следует учитывать, что семья, отношения между ее членами представляют собой сложный комплекс связей биологического, психологического, духовного, материального свойства. Не все отношения возможно регулировать правовыми средствами, значительная часть из них регламентируется нравственными правилами[71].