Смекни!
smekni.com

Нотариальное удостоверение семейно-правовых соглашений (стр. 2 из 13)

Механизм семейно-правового регулирования позволяет не только объединить явления правовой действительности (нормы, правоотношения, юридические акты, участвующие в правовом воздействии) и описать их как целостность, но и представить их в работающем, системно воздействующем виде. Таким образом, появляется возможность охарактеризовать результативность правового регулирования, а также определить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в данном механизме, проявить их внутренние связи и взаимодействие. Роль механизма семейно-правового регулирования не ограничивается одним лишь упорядочением общественных отношений, введением их в определенные рамки. Он имеет свойства, как закреплять уже сложившиеся отношения, так и способствовать зарождению тех отношений, к которым законодатель осознанно стремится. Оба указанных направления в полной мере проявляются в современном правовом регулировании имущественных отношений в семье[5].

С одной стороны, в ходе последней кодификации были упорядочены и закреплены сложившиеся в течение десятилетий отношения ограниченной общности супружеского имущества, а с другой стороны, законодатель содействует развитию отношений, основанных на семейно-правовых соглашениях супругов, стимулируя тем самым становление новых имущественных отношений между членами семьи и развивая диспозитивные основы правового регулирования имущественных семейно правовых отношений, основанных на договоре. Такой подход соответствует современному экономическому базису и процессам демократизации общественной жизни в России и наилучшим образом отражает потребности каждой отдельно взятой семьи, учитывая своеобразие ее имущественного положения, структуры и состава. Опыт зарубежных стран показывает, что возможности расширения диспозитивного регулирования имущественных отношений, складывающихся в семье, еще не исчерпаны. Предоставление супругам права свободного выбора правового режима принадлежащего им имущества брачным договором еще не гарантирует осуществления надлежащего выбора. Свободным может быть признан выбор, сделанный не по наитию, а на основе знания возможных вариантов урегулирования складывающихся между супругами имущественных отношений. Ожидать такого выбора от вступающих в брак в широких масштабах нельзя, тем более что далеко не каждый юрист владеет всей гаммой возможных правовых режимов имущества супругов, которые выработаны многовековым опытом человечества и зарекомендованы на практике[6].

Правовое регулирование семейных отношений, как уже сказано, может быть двух основных видов: казуальное и нормативное. Под казуальным понимается такое семейно-правовое регулирование, которое упорядочивает поведение супругов. Оно осуществляется при помощи разовых или персональных регулирующих актов, относящихся к строго определенному случаю или к конкретным лицам. Так, например, к казуальному регулированию будет относиться судебное решение по имущественному спору супругов, заключение супругами брачного договора и др. Под нормативным регулированием понимается упорядочение поведения супругов при помощи общих правил, т.е. общеизвестных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию. Одни и те же семейные ситуации и проблемы могут решаться и тем самым целенаправленно регулироваться как в казуальном, так и в нормативном порядке. Имущественные отношения супругов регулируются нормативно и брачным договором. Этот фактор оказывается крайне важным для регулирования семейных отношений, поскольку сфера именно этих социальных отношений требует в меньшей мере регламентации со стороны государства, но в большей мере со стороны самих участников семейных отношений[7].

Индивидуальное регулирование – это простейшее социальное регулирование. Исторически семейные отношения всегда подвергались сильному индивидуальному регулированию со стороны различных религиозных конфессий

Необходимо отметить, что существенное значение для понимания механизма правового регулирования имущественных отношений супругов имеет вопрос о степени его автономии. Решение этого вопроса сводится главным образом к выявлению особого предмета и метода регулирования, т.е. способности семейного права отвечать требованиям самостоятельной отрасли права. Так, в общей теории права к предмету правового регулирования относятся разнообразные общественные отношения, которые объективно по своей природе могут поддаваться нормативно правовому воздействию, и в соответствующих социально политических условиях подвержены такому воздействию осуществляемому при помощи юридических норм и всех иных юридических средств, образующих механизм правового регулирования. От содержания и характера предмета правового регулирования, элементов общественных отношений (статус субъектов права, правовой режим объектов) во многом зависят особенности содержания правового регулирования, а следовательно, и особенности структуры семейного права.

Семейный кодекс Российской Федерации значительно расширил область диспозитивного регулирования семейных отношений, по сравнению с Кодексом о браке и семье, действовавшим ранее. В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации участники семейных отношений в рамках, допускаемых законом, могут определить для себя юридические права и обязанности в договорах и соглашениях. В качестве сторон договора выступают субъекты для регулирования как личных, так и имущественных отношений. При заключении договора применяются общие положения о договоре, если это не противоречит существу семейных отношений[8].

Соглашения, предусматриваемые советским и современным семейным законодательством, имеют почти вековую историю, хотя еще не были предметом самостоятельного научного исследования, что можно объяснить, полагаем, различными причинами: как тем, что семейное право длительное время признавалось частью гражданского права, так и тем, что теории семейного права в принципе уделяется недостаточно внимания. Анализ семейного законодательства позволяет сделать вывод, что семейно-правовые соглашения имеют свою специфику по сравнению, например, с соглашениями в гражданском праве[9].

Ученые-цивилисты с древнейших времен наделяли соглашение качествами юридического факта и в то же время указывали, что слово «соглашение» является настолько общим, что нет никакого контракта, никакого цивильного обязательства, где бы ни содержалось соглашения. Слово «соглашение» имеет общий смысл и относится ко всему, о чем соглашаются ведущие друг с другом дела для заключения контракта или мирового соглашения». Значение слова «соглашение» ни в законодательстве, ни в теории права не раскрыто, наверное, потому, что оно как бы общеизвестно. В толковом словаре термин «соглашение» имеет два значения: 1) взаимное согласие, договоренность; 2) договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности. Применительно к соглашениям в семейном праве более подходит первое значение термина[10].

Соглашений в Семейном кодексе Российской Федерации немного:

1) соглашение об уплате алиментов;

2) соглашение об имени ребенка;

3) соглашение о месте жительства ребенка;

4) соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

5) соглашение о разделе имущества.

Кроме того, в Семейном кодексе Российской Федерации употребляется еще сочетание «взаимное согласие», в связи, с чем возникает вопрос о тождестве или различиях в понятиях «соглашение» и «взаимное согласие».

Так, в пункте 2 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации говорится, что «все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по взаимному согласию… Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд». Также там звучит другая формулировка: «Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом…».

Достижением российского гражданского и семейного права следует считать законодательное закрепление договорного регулирования имущественных отношений супругов. Статья 256 Гражданского кодекса Российской Федерации[11] впервые предусмотрела установление договорного режима имущества супругов. Дальнейшую детализацию этот институт получил в главе 8 Семейного кодекса Российской Федерации. В этой главе регулируются новые для семейного законодательства России отношения. Введение такой главы отражает задачи семейного законодательства в современных условиях, которые требуют повышения самостоятельности супругов при определении их имущественных взаимоотношений в условиях рыночной экономики.

Соглашение о разделе может быть по желанию супругов нотариально удостоверено. Семейный кодекс Российской Федерации ничего не говорит о государственной регистрации соглашения как сделки, если в нем идет речь о разделе недвижимости. Необходимость такой регистрации вытекает из статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отличие соглашения о разделе от брачного договора состоит в том, что оно определяет правовой режим имущества на момент раздела, а не на будущее время. Имущество, нажитое в браке после его заключения, признается общим, совместным.