Смекни!
smekni.com

па тему (стр. 3 из 8)

Используемый на таких уроках анализ должен обеспечить понимание художественного текста, которое «обуславливается знанием действительности, отраженной в словах, и опытом владения средствами речевой выразительности». Каждый художник слова рассчитывает на понимание со стороны читателя и ищет наиболее эффективные способы выражения своих мыслей, чувств, ощущений. Каждый читатель должен научиться воспринимать словесно-художественные образы. И чем богаче знания учеников о языковой природе эстетического эффекта, тем глубже их понимание художественного текста, тем сильнее проявляется способность к сопереживанию, тем настойчивее созревает и укрепляется потребность к речевому самосовершенствованию. Одна книга, разумеется, не может ответить на все вопросы, волнующие современного учителя, пытающегося проводить уроки словесности в школе. Тем не менее, мы пытались привести разнообразный методический материал, который поможет разобраться в основных целях таких уроков, в их содержании, направленности. В книге много языкового материала, который может стать объектом анализа на разных этапах обучения — с 5-го по 11-й класс. Для иллюстрации языковых художественных приемов мы намеренно приводим разнообразные тексты, одни из которых уместно использовать в 5— 6-х классах, другие рассчитаны па учащихся 7—8-х классов, а есть и такие, что доступны пониманию и осмыслению лишь старшеклассникам. Педагогический опыт и чутье каждого учителя-словесника безошибочно подскажут, на занятиях в каком классе можно использовать тот или иной пример, текст, задание.

В книге дается также информация о том, где можно найти интересный дидактический материал по тому или иному вопросу: это и ссылки на использованную литературу, и списки статей и книг по теме, имеющиеся в каждой главе второй части пособия. Итак, уроки словесности специально посвящаются анализу слова — первоэлемента художественной литературы, точнее, языковому анализу художественной речи. На таких уроках дети учатся смотреть на художественный текст как на творение словесного искусства. Оттого и цель уроков словесности — научить ребенка чувствовать слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл, восхищаться родным словом, усваивать душою самобытность русского слова, выражать себя в слове, овладевая несметными богатствами родного языка.

Уроки словесности должны стать проповедью истинного русского слова, русского характера, русской культуры, ибо «язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего человека: его ума, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания, всех сил умственных и нравственных».

В системе образных средств языка лексика занимает центральное место. Все высказывания о величии, силе, поражающем богатстве и удивительной красоте русского языка обращают внимание прежде всего на многообразие лексики, в которой заключены неисчерпаемые возможности для передачи самых разнообразных значений.

Именно оттого, что слово является основной единицей языка, самым заметным элементом его художественных средств, вопрос о лексическом богатстве русского языка, об изобразительном использовании лексики в художественном тексте является наиболее разработанным в лингвистической литературе. На сегодняшний день существует множество исследований, адресованных как учителю, так и ученику. В них рассматривается лексическое богатство родного языка, ведется наблюдение за стилистическим использованием лексических средств в лучших произведениях отечественной литературы (небольшой список таких работ — в конце этой главы).

В поэтическом произведении лексический повтор часто сочетается с повтором синтаксическим и становится средством создания поэтического подтекста, которое углубляет содержание высказывания. В качестве иллюстрации приведем отрывок из стихотворения-песни Б. Окуджавы. Вы слышите: грохочет барабан. Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней. Уходит взвод в туман, туман, туман. А прошлое ясней, ясней, ясней... Комментируя эти строки, Ю. М. Лотман обращает внимание на то, что повторение слова в тексте вовсе не обозначает механического удвоения, дублирования одного и того же понятия, смысла. В основном повтор передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы. «Второй стих совсем не означает приглашения попрощаться дважды. В зависимости от интонации чтения он может означать: «Солдат, торопись прощаться, взвод уже уходит». Или: «Солдат, про­щайся с ней, прощайся навсегда, ты ее больше никогда не увидишь». Или: «Солдат, прощайся с ней, со своей единственной». Но никогда: «Солдат, прощайся с ней, еще раз прощайся с ней». Таким образом, удвоение слова означает не механическое удвоение понятия, а другое, новое, усложненное содержание. «Уходит взвод в туман, туман, туман» — может быть расшифровано: «Взвод уходит в туман, все дальше, он скрывается из виду». Оно может быть расшифровано и каким-то другим образом, но никогда чисто количественно: «Взвод ухолит в один туман, затем во второй и в третий». Точно так же и последний стих может быть истолкован так: «А прошлое все больше проясняется», «а прошлое все более понятно, и вот оно достигло ослепительной ясности» и т. д. Но поэт не избрал ни одну из наших расшифровок именно потому, что его способ выражения включает все эти понятийные оттенки. Достигается это постольку, поскольку, чем текстуально точнее повтор, тем значительнее смыслоразличительная функция интона­ции, которая становится единственным дифференциальным признаком в цепочке повторяющихся слов».

УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Прослушайте текст. Озаглавьте его. Прослушав текст дважды, составьте его план.

Имя существительное — очень важная часть речи, с помощью которой мы называем окружающие нас явления и предметы. Но человек постоянно стремится не только дать название предмету, но и оцепить его, показать, его свойства, отличающие конкретный предмет от множества других, имеющих то же название.

Например, существительное дом называет хорошо известный нам предмет, но мы так же хорошо знаем, что существует бесконечное множество таких предметов, которые отличаются друг от друга. Различные признаки предмета нам помотает называть имя прилагательное, которое является вечным спутником существительного: дом деревян­ный. каменный, одноэтажный. трехэтажный, зеленый, розовый, маленький, большой, красивый, теплый, холодный, длинный, старый, ветхий, уютный, просторный, любимый, отчий...

Согласитесь, что без имен прилагательных наша речь не могла бы быть точной и меткой. А в русском языке слов этой части речи очень много. Ученые установили, что по ко­личеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов. А самыми часто употребляющимися являются прилагательные большой, новый, старший, великий, последний, молодой, хороший, важный, русский, главный, черный, белый и некоторые другие.

Употребление имен прилагательных придают речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека, интерьера почти каждое четвертое слово — это прилагательное. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, передать настроение писателя.

Особую выразительность художественной речи придают прилагательные, употребленные в переносном значении: море бирюзовое, спокойное, изумрудное, веселое, капризное, ласковое и т. п.

Использование в художественных текстах прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов также помогает добиться выразительности и образности.

Часто используются прилагательные и в составе фразеологизмов (обещать златые горы, маменькин сынок, жить на широкую ногу, ни жив ни мертв и др.).

Современные исследования показывают, что языковой анализ художественного произведения, внимание к его речевому оформлению способствуют более глубокому проникновению в содержание текста. Лингвистами и психологами установлены также основные закономерности проникновения в художественный текст: «от непосредственного словарного содержания, от «фасада» речи к ее внутреннему смыслу, к ее подлинной, неразрывно связанной с речевым оформлением семантике. Этот путь осознания и речевою формулирования непосредственных, порой недостаточно от­четливых эмоциональных впечатлений, возникающих при чтении текста, требует пристального и детального рассмотрения текста, вдумчивого и подробного анализа». Указанные закономерности восприятия образности и выразительности художественного высказывания являются основой организации работы с литературными текстами на уроках русского языка. При этом необходимо помнить, что художественный текст как явление словесного искусства требует особого подхода к анализу. Назовем основные требования, которые предъявляются к работе с художественным текстом на уроках русского языка.

1. Создание соответствующих условий для восприятия художественного текста, развитие «воссоздающего воображения». Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создать особый настрой, который бы помог ввести ребенка в систему художественных образов этого текста.

Лучше всего, если текст выразительно читает сам учитель, безукоризненно владеющий интонацией. Процесс восприятия текста (отрывка из него) организуется с помощью разных заданий-вопросов типа: