Смекни!
smekni.com

Рецензии, аннотации, ы глобалистика: Энцикл опедия (стр. 2 из 4)

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НЕИСПОЛЬЗОВАННЫХ

ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ

В связи с тем, что отклики на энциклопедию «Глобалистика» однозначно актуализируют мнение о необходимости продолжения работы над этим изданием, представляется совершенно необходимым осуществить ряд дополнительных мер, которые могут существенно повысить информационное наполнение уже существующего текста.

Наши предложения можно условно разделить на две группы. Первая группа – это соображения, которые обусловлены именно энциклопедическим характером нашего издания. Вторая – тем, что речь идет все-таки о глобалистике.

Итак, энциклопедия. Многовековая история энциклопедических сочинений берет свое начало, как справедливо принято считать, из восемнадцатого века от просвещенческого подвига Дени Дидро и его коллег-энциклопедистов. А если шире взглянуть на историю энциклопедий, то надо иметь в виду и Аристотеля, и Ф. Бэкона с их «органонами». Мы уж не упоминаем тот «энциклопедический бум», который охватил сегодня книгоиздательское дело. Явление это неслучайное и требует отдельного разговора. Напоминаем обо всем этом читателю лишь с той целью, чтобы обратить его внимание на огромный опыт, накопленный человечеством в этом непростом деле. Главные усилия энциклопедистов в этой сфере направлены обычно на то, чтобы сделать информацию, содержащуюся в тексте, максимально доступной для читателя. Эта забота особенно актуальна в современных условиях информационного изобилия, когда именно труднодоступность информации, порожденная этим изобилием, приводит к тому, что она вообще перестает быть таковой. Поэтому всякий прием, всякий способ, которые повышают информационную доступность, одновременно повышают и общую информативность текста.

В энциклопедиях обычно возникает противоречие между требованием краткости изложения (лексической минимизации текста), с одной стороны, и полнотой информирования читателя по тому или иному вопросу – с другой. Противоречие это в значительной степени снимается библиографическими ссылками. В настоящем издании «Глобалистики» такие ссылки присутствуют, однако количество их явно недостаточно. в дальнейшем эту работу надо выполнить обязательно и целенаправленно.

Еще одну работу надо выполнить непременно: насытить текст максимальным числом перекрестных ссылок внутри энциклопедии, между ее статьями. Каждый из авторов в обязательном порядке должен будет просмотреть сплошь весь текст энциклопедии с целью обнаружения информации, близкой к его статьям.
И обязательно сделать ссылки в своих статьях на близкие по содержанию статьи других авторов. Таких ссылок в настоящем издании крайне мало.

Большое значение для повышения информативности энциклопедии имеют специальные приложения. В настоящем издании они есть, хотя, надо признать, количество их весьма скудно. Но в списке авторов, в идеале, против каждого имени автора необходимо указать названия всех его статей, помещенных в энциклопедию. И уж как минимум указать страницы издания, где помещены статьи этого автора. Последнее сделать совсем несложно, по сути дела, это – техническая операция, однако чрезвычайно полезная для будущего читателя энциклопедии.

Отдельный вопрос – картографический и табличный материал, а также иллюстрации, среди которых первое место должны занять портреты персоналий, материалы о которых помещены в энциклопедию. Об этом говорят почти все, кто просмотрел данное издание и принял участие в его обсуждении.

Теперь некоторые соображения, которые имеют принципиальный характер и потребуют более объемной доработки. Они касаются содержания всего этого труда. Речь идет о том, что глобалистские тенденции в общественном сознании наблюдаются и отражаются не только в науке, но и во многих других сферах духовной жизни человечества. Например, в искусстве, литературе, этике и т.п. Было бы крайне полезно привлечь культурологов к участию в расширении словника энциклопедии за счет имен писателей, поэтов, художников, музыкантов, очевидно тяготеющих к глобальному охвату действительности. Подобно тому, как это удалось сделать в данном издании с В. Хлебниковым – гениальным «Председателем Земного шара». Одновременно было бы крайне полезно расширить временные рамки развития глобалистики. Вряд ли кто сможет оспаривать влияние на становление, по существу, глобалистского мышления великих географических открытий Колумба, Магеллана или замечательных русских исследователей Лазарева и Крузенштерна. Подобные персоналии прямо-таки просятся на страницы данной энциклопедии. Думается, что преодоление чисто сциентистского подхода к анализу проблем глобализации может оказать благотворное влияние и на саму глобалистику, придав ей большую панорамность и богатство красок и углубив тем самым ее проникновение в понимание мира.

В. М. Адров

«Глобалистика» В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЕССИАНИЗМА
И ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ

Феномен глобализации, а также позитивных и негативных моментов, связанных с этим явлением, представляет собой, наверное, одно из самых популярных и дискуссионных направлений в современной гуманитарной научной мысли. По словам американского социолога Э. Гидденса, ни один человек, стремящийся понять, что ждет нас в будущем, не может игнорировать это понятие. Глобализации посвящено огромное количество публикаций, ее обсуждение стало предметом многих конференций и встреч. В 2000 г. доклад МВФ по итогам года уже в своем названии определил важность глобализационных процессов: «МВФ-2000: заставляя глобальную экономику работать для всех». Однако в настоящее время можно констатировать, что пока не сложилась общепринятая терминология по проблемам информационной глобализации и отсутствует единая теоретическая база в этом отношении.

В этой связи энциклопедия «Глобалистика» представляет собой первую попытку систематизации имеющегося международного материала по глобальным процессам. Обсуждение энциклопедии было включено в основную программу прошедшего XXI Всемирного философского конгресса (Стамбул, 2003), на котором состоялась ее успешная презентация. «Глобалистика» стала формой участия и вкладом российских философов в работу конгресса, проходившего под девизом «Философия перед лицом глобальных проблем».

Проект объединил усилия 445 ученых и специалистов из 28 стран мира. Содержание энциклопедии выгодно отличается своей разносторонностью и непредвзятостью от работ зарубежных авторов, в которых преобладает эсхатологическое видение перспективы человечества. Саму энциклопедию можно рассматривать как одну из форм ответа на те вызовы, которые поставила жизнь, политика, наука и образование перед современным российским обществом и философией.

Сознавая, что любая рецензия на издание в силу его масштаба будет неполной, вместе с тем нам хотелось бы высказать некоторые критические замечания и внести свой позитивный вклад в его совершенствование.

Главный вопрос, на котором хотелось бы вначале остановиться, сформулируем так: должна ли быть у такого издания сверхзадача? Представляется, что постановка такого вопроса вполне в традициях отечественной философии. Без этого мессианизма невозможна русская философия и невозможен был бы такой ее междисциплинарный продукт, как энциклопедия «Глобалистика». Поэтому одна из ее основных целей – «спасение глобальное». Не случайно, что именно философы стали задавать тон в этой проблематике. Так сложилось с давних времен, что отечественное философское сообщество в известной мере является духовной элитой и провозвестником будущего.

Конечно, должна быть и гуманистическая сверхзадача. Такой задачей, например, может быть задача формирования картины мира и мировоззрения, основанного не на культе силы и античеловечности, а на справедливости, взаимном уважении и ответственности. И эта идея частично реализована в «Глобалистике».

С другой стороны, понятно, что такое издание должно стремиться избежать тенденциозности. Позитивно выглядит то, что в «Глобалистике» представлены альтернативные позиции, в частности позиции антиглобализма, или контрглобализма. В такого рода издании должны быть представлены все взгляды – правых и левых, новой интеллектуальной элиты. Нам представляется, что «виртуальное» сообщество, которое сложилось в ходе создания энциклопедии, вполне соотносится с интеллектуальным движением, которое возглавляют профессора А. В. Бузгалин и А. И. Колганов и их соратники.

Свое видение проблематики замечательно очертил А. С. Панарин в своей книге «Искушение глобализмом». Поскольку правые не видят связи национального с глобальным, а левый проект оказался на стороне глобального капитализма, то альтернативным вариантом, по его мнению, может быть «грядущая интеллектуальная контрэлита, которая не только призвана сменить нынешнюю нравственно деградировавшую и коррумпированную элиту, торгующую идеями, как товаром, но и подтвердить прерогативы духовной власти как таковой. Поэтому не случаен современный ренессанс религиозного сознания и мировоззрения. Союз технократической науки, экономического чистогана и потребительства, полагает он, породил нужду в сильной духовной власти. Идеология левых радикалов эксплуатировала идею униженного трудящегося большинства как кормильца общества. Но, в то же время, отмечает А. С. Панарин, «не менее важна и их роль как носителей аскетического начала, растратив которое гедонистический индивидуализм рискует подорвать морально-психологическую основу планетарной выживаемости человечества. Аскеза, выражаемая в способности систематического самоограничения, ответственности и прилежания, в нашу посттрадиционалистскую эпоху возможна только в горизонте больших целей и больших идей». Идеям А. С. Панарина не нашлось места в «Энциклопедии». Видимо, это дело времени.