Смекни!
smekni.com

Красильникова Ксения Ивановна (стр. 4 из 11)

Коммуникативные способности – это индивидуальные особенности человека, раскрывающие возможность контакта, общения и обмена информацией при практическом взаимодействии с другими членами общества.

Коммуникативные способности у каждого индивидуальны. Особенно они отличаются у детей с ограниченными возможностями. Как правило, такие дети с трудом идут на контакт, общение и взаимодействуют они с очень, очень близкими им людьми. А виноваты в этом часто бывают родители. Они редко выводят ребёнка за пределы своей квартиры, школы, где обучается ребёнок. Им бывает некогда с ним играть, а игра играет большую роль в развитии ребёнка.

Итак, театральная игра в развитии и воспитании детей играет важнейшую роль. В ней можно выверить симпатию и антипатию детей. Игры раскрывают их органические, творческие, интеллектуальные и физические способности. Они делают любое детское мероприятие более интересным, придают ему эмоциональную окраску.

У детей с отклонениями в развитии наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Вся коррекционно-развивающая работа с такими детьми должна осуществляться посредством игр. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную атмосферу. В процессе игры нужно способствовать установлению непринуждённых, дружеских отношений. А каждого участника игры следует принимать таким, какой он есть.

Театрализовано – игровая деятельность занимает особое место среди видов художественной деятельности. Синтетический характер театрального искусства: взаимосвязь художественного слова, музыки, декорационно-художественного оформления, до известной степени переносится в детскую театрализовано-игровую деятельность.

Исследователи, изучающие театрализовано-игровую деятельность нормально развивающихся дошкольников и детей с проблемами в развитии, указывают на важность её как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества (П.П.Блонский, П.Ф.Каптерёв, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская, Л.С. Фурмина, Е.А.Медведева).

Театрализовано – игровая деятельность – это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно с взрослыми или самостоятельно детьми.

Эти игры могут быть различны по организации и задачам:

- режиссёрские (в которых сначала взрослый, а затем сам ребёнок создаёт сцены и театрализованное действие).

- образно-ролевые игры с куклами и без них, где дети разыгрывают роли через драматизацию.

Своеобразие театрализовано – игровой деятельности проявляются в сочетание, как зачатков ролевой игры, так и зачатков театрального искусства.

Кроме того, в работе над образом ребёнок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, умению понимать другого человека, увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать. Занятия в театральной студии развивают внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию ребёнка, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом. Всё, что развивает театрализовано-игровая деятельность и есть творческий потенциал. И когда у ребёнка он более или менее развит, тогда ребёнку легче идти на контакт, взаимодействовать с другими людьми.

Таким образом, мы видим, что степень развития коммуникативных способностей зависит от раскрытия творческого потенциала в театрализовано-игровой деятельности. Ещё важно отметить, что кроме творческого потенциала, развитие коммуникативных способностей зависит от степени взаимодействия детей в творческом процессе.

Создание спектакля с детьми - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогает им преодолеть застенчивость и зажатость.

Детская театральная постановка, по словам Л. С. Выготского, “ даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества “. Сочинение, импровизация ролей, изготовление декораций, костюмов, дают повод для изобразительного и технического творчества детей. Театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива. Так же театр, в силу своей специфики, оказывает серьёзное эмоциональное, психологическое воздействие. Для того, чтобы ребёнок мог почувствовать свою социальную значимость в этой деятельности, следует детские спектакли показывать зрителям (детям и родителям). Большое значение для ребёнка с ограниченными возможностями имеет не только участие в детском спектакле, но и в его подготовке.

Таким образом, в процессе какой-либо совместной деятельности, особенно творческой, ребёнок будет больше взаимодействию с другими людьми, общаться, делиться впечатлениями, а отсюда следует, что и коммуникативные способности будут развиваться.

Вывод:

Рассмотрев вторую главу, мы ознакомились с социально-педагогическими функциями театрализовано-игровой деятельности, раскрыли особенности театральной педагогики К. С. Станиславского, её значимости в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями. Сущностью театрально-игровой деятельности является творческий процесс, а творческое взаимодействие невозможно без воспитания в себе чувства коллектива.

Театр формирует способность увидеть, и понимать прекрасное, поскольку сочетает в себе несколько искусств. Театрализованная игра в развитии и воспитании ребёнка имеет важную роль как главное средство в раскрытии его коммуникативных способностей. Театр, в свою очередь, близок к игре детей.

Театрально-игровая деятельность развивает внимание, память, чувство ритма, творческое воображение, а главное, способствуют развитию коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями: происходит апробация собственных коммуникативных возможностей и развитие способностей каждого ребёнка в процессе творческого взаимодействия.

Опираясь на теоретические исследования театрально-игровой деятельности как формы арт-педагогики (театральной педагогики), мы раскрыли важность её, как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы ребёнка, так и для развития его творческого и коммуникативного потенциала (П.П.Блонский, П.Ф.Каптерёв, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская, Л.С. Фурмина, Е.А.Медведева).

Глава 3. Практическая часть.

Эксперименты нашей В.К.Р. будут проходить в Городском общественном благотворительном учреждении для детей и подростков с ограниченными возможностями Центре социально-педагогической реабилитации «Благодать». В Центре педагогами проводятся комплексные занятия по арттерапии, занятия на компьютере, организуются праздники для детей совместно с родителями и студентами (см. приложение). На всех занятиях присутствуют игровые моменты. Мы остановимся на занятиях по арттерапии и на занятиях по театральной терапии. Так как на этих занятиях мы использовали театрализовано-игровую деятельность (см. приложение). Вся наша практическая деятельность состоит из трёх экспериментов.

1.Констатирующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента мы определили как: выявление коммуникативных контактов детей Центра «Благодать».

Методы, которые мы использовали для реализации этой цели:

1) Изучение документации.

2) Беседа с педагогами Центра.

3) Наблюдение.

4) Анализ спектакля.

5) Анализ новогоднего праздника.

1) Изучение документации.

Цель: выявить контакты между детьми Центра «Благодать».

Анализ: Просмотрев и изучив схему коммуникативных (эмоциональных) контактов детей за 2001 – 2002 года (см. приложение №5а) мы пришли к следующему выводу. Больше всех взаимодействует с детьми Паша В., связь эта, в основном, обратная. Паша общается с Алиной Б., Сергеем К., Олегом П., Андреем Ч. Остальные дети взаимодействуют только с одним или максимум с двумя сверстниками. Причиной этому служит специфика заболеваний у детей. Несмотря на то, что Оля Б. контактирует с Сашей Б., Викой Р. и Аней М. связь обратную получает только от Ани М. Ни с кем не контактирует Вика Р. Это связано с тем, что Вике сложно в группе, она недавно пришла в Центр и чувствует себя некомфортно. Таким образом, можно сделать вывод, что в группе более общителен Паша В., а больше трудностей в общении испытывает Вика Р.

2) Беседа с педагогами Центра.

Цель: Уточнить предположение, которое сложилось в ходе изучения схемы коммуникативных связей детей.

Анализ: Через беседу с педагогом и директором Центра Симоновой Т. А. мы выяснили следующее. Наше предположение по поводу связей Паши В.с детьми Центра подтвердилось. Паша является самым активным в общении с детьми. Он может свободно подойти к любому ребёнку и задать ему какой-нибудь вопрос, завести беседу. Вика действительно чувствует себя в группе некомфортно. Она сама не воспринимает детей, не идёт на контакт с ними, считает, что у неё нет никаких проблем и что она лучше других. Вика, как бы, наблюдает со стороны, изучает детей. Она пригласила в Центр свою школьную подругу, чтобы чувствовать себя более комфортно, ощущать поддержку. А вообще ребята в Центре дружные, готовы помочь друг другу в чём-либо, дать совет.

3) Наблюдение.

Цель: Выявление коммуникативных контактов детей между собой в процессе творческого взаимодействия.

Анализ: Нам удалось пронаблюдать два комплексных занятия по арттерапии и одно занятие по музыкальной и сказка-терапии (см. приложение №4). Целью этих занятий было: создание условий для свободного раскрепощения каждого участника, определение себя в пространстве. Занятия состояли из музыка – ритмической и танцевальной терапии, театральной терапии, изо – терапии, сказка – терапии. На протяжении всех занятий дети находились в творческом взаимодействии между собой: рисовали, сочиняли музыку, создавали сказочный образ. Мы обратили своё внимание на то, что на первом занятии дети, почти все, были немного скованы, движения из-за этого получались угловатые, зажатые. Но уже на втором занятии были заметны улучшения. Дети были не такие “закрытые“ в себе. Скорее всего, это связано с тем, что дети нас видели уже не в первый раз и чуть привыкли к нам. Например, у Паши В. получались лучше движения, они стали не такие скованные. Яна стала меньше отвлекаться на нас, и больше уделяла своё внимание, на задания ведущего. Нам кажется, что большим плюсом было то, дети Центра и студенты на занятиях взаимодействовали друг с другом. В ходе совместной работы они общались, договаривались о том, что будут вместе делать, что рисовать, как назовут свою работу. Ещё они сочиняли музыку и придумывали несуществующих животных. Конечно, это является большим преимуществом. Ведь дети не только контактировали между собой, но и общались с взрослыми людьми.