Смекни!
smekni.com

Красильникова Ксения Ивановна (стр. 6 из 11)

Хочется отметить, что все дети с увлечением, интересом и с большим желанием участвовали в занятиях. На протяжении всей работы они помогали друг другу, если надо было, то подсказывали, но делали это корректно и без обид.

3.Срезовый анализ наблюдений.

Цель: Составить схему коммуникативного взаимодействия детей на занятиях.

Анализ: В течении всех, проводимых нами занятий, мы наблюдали за взаимодействием детей друг с другом. Результат наблюдений мы отразили в схеме (см. приложение №5б). Анализируя схему можно сделать следующий вывод. Вика и Галя взаимодействуют на занятиях только между собой, но на репетициях они общались и с другими детьми. Это связано с тем, что их герои, по сценарию, взаимодействуют с героями других детей. Но несмотря на то, что они мало взаимодействуют с детьми, они их и не отвергают полностью.

Совсем ни с кем не общается Ольга. Это связано со спецификой ее заболевания и деградацией ее личности. В силу всего этого она реже стала ходить в Центр и меньше стала общаться с детьми. Но если Галя и Вика контактировали с детьми на репетициях, то Ольга совершенно не взаимодействовала с ними.

Алина Б. тоже мало взаимодействует с детьми. Но на репетициях она контактирует с Ариной. В первую очередь это связано с тем, что их персонажи, по сказке, ходят вместе. Особенно девочек сблизил танец и его репетиции. Арина, несмотря на разные роли, продолжает взаимодействовать с Ольгой К., Яной К. Так же поступает и Паша. Естественно это нас радует.

Таким образом, можно сделать вывод, что часть детей активно общается и на занятиях и на репетициях, а другая часть только на репетициях. Хотя и это тоже результат. Ведь раньше они вообще не контактировали ни с кем.

Вывод: Формирующий эксперимент показал, что театрализовано-игровая деятельность способствует пусть частичному, но взаимодействию детей друг с другом, установлению контактов между ними. Театральные игры и упражнения способствуют развитию желания взаимодействовать в микросоциуме. Они естественным образом организуют общение и требуют участия ребенка в нем, а значит, и развивают коммуникативные способности.

Контрольный эксперимент.

Цель: Выявление эффективности используемой нами поэтапной программы по формированию коммуникативных способностей у детей.

Методы, используемые нами в контрольном эксперименте:

1) Беседа с педагогом Центра.

2) Анализ спектакля.

3) Составление схемы взаимодействия детей в группе.

1) Беседа с педагогом и директором Центра Симоновой Т.А.

Цель: Выявить состояние микроклимата в процессе творческого коммуникативного взаимодействия детей в группе.

Анализ: Нами была проведена беседа с директором и педагогом Центра «Благодать» Симоновой Т.А. Мы предлагаем вопросы и ответы на них, которые нам дала Татьяна Алексеевна.

Вопрос №1. Значение театрализовано-игровой деятельности для детей Центра.

Ответ: В игровой деятельности ребенок может быстрее творчески раскрыться, осознать себя в образе, в паре, в группе. Театральная игра дает возможность прожить любую жизненную ситуацию через выбранный или задуманный образ, что обогащает ребенка жизненным опытом и способствует видеть мир и себя в этом мире.

Вопрос №2. Актуальность театрализовано-игровой деятельности.

Ответ: В наше время особое значение придают новым арт-терапивтическим формам работы с данной категорией детей. Театрально-игровая деятельность является основой любой атр-терапивтической методики, так как через обыгрывание ребенок может прийти к музыкальному, изобразительному, сказочному образу, так и проиграть весь свой внутренний мир в обыденной жизни. На первом этапе возможна театрально-игровая деятельность с куклой, когда ребенок принимает на себя роль любого героя или куклы. Детям, с осложненной формой недугов, театрально-игровая деятельность более близка. Так как их мир замкнут инородностью, а сам ребенок живет собственным внутренним миром и если этот внутренний мир пополняться богатыми образными действиями, прожитыми ситуациями, то ребенок будет обеднен, что не даст ему в будущем право быть равным и независимым как внутренне, так и внешне.

Вопрос №3. Какое значение имеет спектакль для детей

Ответ: В спектакле “День рождение звездочки” прорисовывается поэтапная система от создания образа, до воплощения его в сказке и образном действии в спектакле. Каждый ребенок был в праве выбрать того героя, который ему понравился и на протяжении полугода прожить его музыкально, изобразительно, художественно и театрально, что позволило каждому индивидуально проиграть свой образ и осознать в себе, в сказке, в группе. Это дает возможность одним утвердиться в главных ролях, подняться на ступень взаимодействовать с главным героем сказки, третьим только начать это взаимодействие.

Родители детей отмечают после премьеры спектакля, что дети научились сопереживать друг другу, научились слушать и слышать как в театральном действии, так и в повседневной жизни. Спектакль помог наладить им отношения друг к другу в сказке и потом перенести их в обыденную жизнь. Появилось уважение к детям, которым трудно общаться в силу их заболеваний. Каждая роль рассматривалась участниками в спектакле как значимая.

В ходе нашей беседы мы убедились, что занятия театрализовано-игровой деятельностью дают положительные сдвиги в коммуникативном развитии детей с ограниченными возможностями, они сближают детей и делают более дружными.

2)Анализ спектакля.

Цель: Определить взаимодействие детей в творческом процессе, как конечный результат проделанной нами работы.

Анализ: Реабилитационному Центру «Благодать» недавно исполнилось десять лет. По этому поводу дети и педагоги Центра решили показать спектакль под названием «День рождения звездочки». Нам удалось поработать над этим спектаклем, а точнее поработать с каждым ребенком над его ролью. Мы так же уделяли внимание и на взаимодействие детей друг с другом, на их взаимоотношения в группе, в творческом процессе. Ведь без всего этого не может быть положительного результата.

Главным отличием этого спектакля от предыдущего является то, что в последнем дети сыграли на сцене, практически, самостоятельно. Взрослых актеров было только двое. Если учесть, что в предыдущем спектакле их было гораздо больше. В этом плане дети подросли. Если Яне раньше было все равно на результат, то сейчас она внимательно слушала анализ спектакля, показывала свою заинтересованность в этом деле. Наверное, самое большое, положительное изменение это то, что Яна в этом спектакле играла полностью самостоятельно, без посторонней помощи.

Мы считаем, что главным результатом проделанной нами работы является то, что дети выступили перед широкой публикой, не побоялись большого количества гостей. Удивительным и в тоже время радостным было еще и то, что ребята не забыли слова, не растерялись на сцене, не забыли когда и с какой стороны им выходить, куда встать.

Уже на занятиях, работая индивидуально и в группе над образами, дети подсказывали друг другу забытые слова, движения. Самым главным, на наш взгляд, является то, что они, благодаря совместной деятельности, больше стали общаться, взаимодействовать, помогать друг другу.

Например, Ольга Б., в последнее время вообще не ходила на занятия, а следовательно, и мало общалась со сверстниками. Но благодаря театрализовано-игровой деятельности ее удалось вовлечь в творческий процесс. Девочка стала чуть больше общаться с ребятами, у нее появилась заинтересованность в выступлении. Мы считаем, что это небольшой, но успех.

На самом спектакле было интересно наблюдать, как Яна подсказывала Саше, когда им выходить. Она показывала, где надо встать и какие движения выполнять при танце. Если у одних детей во время выступления были затруднения, они могли получить помощь у других.

Таким образом, мы сделали вывод, что театрализовано-игровая деятельность и как ее следствие спектакль, сплатили вместе детей, предоставили для них общую цель, которую необходимо было решить совместными усилиями. И мы считаем, что это у них получилось неплохо.

3) Составление схемы коммуникативного взаимодействия детей в группе.

Цель: Составить и проанализировать схему коммуникативного взаимодействия детей в группе, как конечный результат исследования.

Анализ: В результате нашей театрализовано-игровой деятельности с детьми нами была составлена схема коммуникативного взаимодействия детей в группе (см. приложение №5в).

Из этой схемы видно, что многие дети продолжают свои дружеские отношения (например: Паша В. и Яна К., Арина Ф. и Оля К., Галя В. и Вика Р.).

Но видно и то, что большинство детей стали более активно общаться друг с другом. Алина Б. и Алина Ф. стали больше взаимодействовать благодаря совместным репетициям над образами своих героев. Чего не было раньше. Тоже самое можно сказать и о Ани М. с Викой Р. Репетиции сплатили Яну К. и Сашу Б. Девочка стала больше уделять свое внимание, помогать в чем-либо Саше. Больше всего нам хочется отметить тот факт, что Оля Б., во время подготовки спектакля, пусть частично, но вошла в прежний круг друзей Центра. С ней стал общаться Саша Б. и другие дети. То есть она не осталась без внимания. А ведь мы уже знаем, что общение, взаимодействие, взаимопонимание это главное, что необходимо для личностной гармонии и роста.

Вывод: Контрольный эксперимент показал, что используемая нами поэтапная программа по формированию коммуникативных способностей является эффективной и необходимой для получения положительных результатов. Доказательством этому служит активное участие детей в театральных играх, упражнениях. А следствием этому – показ спектакля на празднике. Во время театральных игр дети учились воспитывать в себе доброжелательность, терпение по отношению к своим сверстникам. Так же они воспитывали готовность взаимодействовать друг с другом, в паре, в группе. Дети развивали в себе умение общаться с взрослыми, то есть с нами.