Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие подготовлено для (стр. 12 из 22)

Питрау собрал кряшен со всей республики

12 июля 1999 года на поляне Тырлау деревни Зюри Мамадышского района РТ прошел первый фольклорный праздник кряшен Питрау, который с тех пор традиционно проводится в масштабах республики. Его организаторами стали руководитель Исполкома Мамадышского муниципального района РТ Анатолий Иванов и гендиректор холдинговой компании «Ак Барс», Председатель правления Общественной организации кряшен Татарстана Иван Егоров.

Нарядные платья в клеточку, богато украшенные колпаки, ожерелья из монет, фетровые шляпы мелькают в разных местах огромной поляны. Чуть ли не каждый, кто приехал на праздник, старается как-то подчеркнуть свое кряшенское происхождение. Смотрите, у нас своя гора, не хуже чем в Голливуде, - ярко одетая девушка с гордостью показывает рукой направо. И правда, на склоне огромной горы, ничуть не меньше американской, из камней выложена надпись Питрау. - Здесь, в Зюри, впервые такой большой праздник. До этого, в 80-е годы, его возродили и отмечали на самодеятельном уровне в деревне Албаево тоже нашего, Мамадышского района. А вы знаете, что раньше Питрау был приурочен к Дню Святых апостолов Петра и Павла, который отмечается 12 июля? - другая девушка-танцовщица задает вопрос и сразу же отвечает. - Питрау проводится, когда завершается Петровский пост. Но праздник давно вышел за рамки религиозного, мы называем его ночной Сабантуй: веселимся с вечера до восхода солнца, ведь потом начнется сенокос, уборка урожая. Звучат фанфары, возвещая о начале музыкальной композиции на майдане. Под бурные аплодисменты появляются огромных размеров куклы - Питрау и Питраубикэ. Парни и девушки с полотенцами в руках исполняют национальный танец кряшен. Праздник начинается! Звучит песня кряшен, ставшая их гимном, - «Безнен ил». В небо летят разноцветные шары. Участники фольклорных ансамблей, взявшись за руки, с песнями ведут хоровод. Согласно поверью, чем больше людей в кругу, тем богаче будет урожай. Когда темнеет, на майдане не счесть участников различных игр и соревнований. К удивлению, в армрестлинге - только девушки и женщины! Также они лихо соревнуются, бегая с мешком муки на плечах, и в борьбе курэш. Однако абсолютному батыру слабого пола, в отличие от сильного, вручают козу, а не барана! А какой успех у конкурса «Кряшенская красавица» - «Питрау чибэре»! Побороться за звание самой привлекательной съезжаются девушки со всех районов компактного проживания кряшен. Согласно традиции, ночью на праздничной поляне обязательно зажигают костер, вокруг которого водят хороводы.

Питрау, давно переросший рамки религиозного праздника, традиционно является одним из основных и наиболее любимых у кряшен, - говорит Иван Егоров. - Питрау - одна из тех немногих сохранившихся опор, которые позволяют тюркоязычным кряшенам сохранять свою этнокультурную и религиозную самобытность. В советское время этот праздник, как и все религиозные, был запрещен, но народ не переставал соблюдать древний обычай. Для нас большая честь видеть в селе Зюри кряшен не только из других районов республики, но и некоторых регионов России. Общение, обмен информацией - один из эффективных методов изучения быта и культуры кряшен, ведь у того, кто не знает прошлого, нет и будущего.

Наиля БИЛАЛОВА
"Наш дом - Татарстан" N 2, июнь 2010

Религиозные праздники.

Мусульманские праздники: Начало Месяца Сафар, Ночь Рагаиб, Ночь Бараат, День фатх Мекка, Ураза Байрам, Мусульманский Новый год, Ночь Предопределения, рождение Пророка Мухаммеда, Мирадж, Рамадан, День Арафата, Дни Ат-Ташрик, День Ашура.

Все праздники у татар проводятся без алкоголя, по мусульманскому обряду.

О православных праздниках:

По сравнению с мусульманскими праздниками, православные праздников очень много.

Двунадесятые праздники.

В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице.

По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи.

Самые известные праздники:

Крещение, Вербное Воскресение, Яблочный Спас, Православный Новый год, Благовещение Богородицы, Покров, Рождественский пост, Рождество Христово, Великий пост, Медовый Спас, Пасха ит.д.

3. Закрепление нового материала.

Ответить на вопросы и выполнить задания.

Ознакомление учащихся с документами дополнительного материала (выборочно).

4. Задание на дом.

Написать эссе

«Мой взгляд на религию»

Урок № 16. Тема: Участие наших земляков в военных кампаниях начала XX века.

Цель урока:

· Рассказать о участии наших земляков в военных событиях начала XX века.

· развивать навыки работы с документами, статистическими данными, обобщать материал, делать выводы.

· Воспитывать чувство гордости за родной край и ее героев.

Оборудование: иллюстративный материал учебника, презентация.

Основные понятия: русско-японская война, первая мировая война.

Тип урока: урок формирования новых знаний, комбинированный урок.

Ход урока.

1.Проверка домашнего задания.

1. Какие религии представлены на территории Мамадышского муниципального района?

2. Какая мечеть района относится к архитектурным памятникам самой ранней постройки?

3. Расскажите о деятельности городского медресе.

4. Какие христианские храмы восстанавливаются в районе?

5. Как называется Центральный храм Мамадыша , на чьи средства он построен?

II. Актуализация знаний учащихся.

1 вариант: провести беседу по вопросам параграфа.

2 вариант: сообщения учащихся «Знаменитый земляк».

III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

План.

1. Козырев.

2. Г. И. Ельченков

3. А. А. Осинин

b) Рассказ об участии мамадышцев в военных действиях начала 20 века.

IV. Вопросы для закрепления изученного материала.

1. В каких войнах участвовали наши земляки?

2. Названия каких кораблей-героев вам известны?

3. Кого из участников военных действий начала 20 века вы знаете?

4. Какой подвиг совершил мамадышец Алексей Александрович Осинин?

5. Кто из наших земляков был участником знаменитого морского Цусимского сражения русско-японской войны?

V. Домашнее задание: вопросы к параграфу.

Урок № 17-18 Тема: « Февральская революция в Мамадыше. За власть Советов 1917 год

Цели урока:

· выяснить причины Февральской революции, определить сущность двоевластия в Мамадышском уезде

· охарактеризовать установление советской власти и политику военного коммунизма в Мамадышском уезде.

· развивать навыки работы с документами, статистическими данными, обобщать материал, делать выводы.

· способствовать развитию умений учащихся пользоваться различными источниками информации.

План урока: Материал урока объемный. Поэтому он рассчитан на два учебных часа.

Тип урока

Первый урок рекомендуем провести в форме изучения нового материала.

Второй в форме работы с источниками, документами.

1. Проверка домашнего задания

2. Февральская революция в Мамадышском уезде

3. Двоевластие в стране

4. Становление советской власти.

5. Политика «Военного коммунизма» в крае.

Основные понятия: февральская революция, октябрьская революция, военный коммунизм, комбеды, продразверстка.

Оборудование урока: документы, статистические материалы.

"КОММУНА"-. 1) Коллектив людей, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда. 2) разг. Организация жизни коллектива, основанная на таких началах. 2. ж. Административно-территориальная единица в некоторых странах.

Продразвёрстка (сокращение от словосочетания продово́льственная развёрстка) — в России система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленных на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции. Принцип продразвёрстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам.

Комитет бедноты (Комбед) — орган Советской власти в сельской местности в годы «военного коммунизма». Были созданы декретами ВЦИКа[1] от 11 июня 1918 г. и Совнаркома от 6 августа 1918 г. с целью:

1) распределения хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий;

2) оказания содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев

Вое́нный коммуни́зм — название внутренней политики Советского государства, проводившейся в конце 1917—1921 годах во время Гражданской войны. Основной целью было обеспечение городов и Красной Армии оружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда все нормальные экономические механизмы и отношения, серьёзно расстроенные войной, были окончательно разрушены первыми же декретами Советской власти, провозглашавшими национализацию банков, промышленности, земли , и практически уничтожавшими частную собственность, которая прежде была основой этих механизмов и отношений. Решение о прекращении военного коммунизма и переходе к НЭП было принято 21 марта 1921 года на X съезде РКП(б).