Смекни!
smekni.com

Управление системой образования Краснокамского муниципального района (стр. 2 из 4)

Следующим направлением в моей работе является обучение ребят дизайну. Я составила программу для элективного курса «Юный дизайнер». Основной акцент в своей работе я делаю на авторской программе преподавания ИЗО с элементами истории искусства. Помимо образовательных задач и задач развития учащихся (формирование умения осуществлять основные мыслительные операции, развитие речи, воображения, памяти, тонкости чувства цвета и света и др.) особое место занимают воспитательные аспекты данного курса. Осуществление нравственного воспитания, т.е. изучение во время занятий следующих вопросов: гуманизм, толерантность, этические нормы поведения – является главным составляющим моей программы. Успешный результат достигается и при проведении психологического тренинга. Благодаря ему снимается напряжение и обеспечиваются добрые и доверительные отношения между учениками и учителем. Положительный настрой служит поводом для осуществления поставленных целей: ознакомление с шедеврами мирового искусства, развитие воли и самостоятельности, а также воспитание культурного, духовно-нравственного человека.

Глава 2. Формирование представлений

о художественной культуре и духовно-нравственном воспитании

на уроках ИЗО с элементами истории искусства

Целью моей деятельности явилось осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости моих учеников благодаря синтезу знаний и умений, полученных в двух учебных заведениях: Пермское художественно-графическое педагогическое училище №4 и искусствоведческое отделение филологического факультета Уральского Государственного университета им. М.Горького. Вся моя деятельность подчинена прежде всего воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности, что достигается через изучение истории мирового искусства, основанное на выдающихся образцах человеческой мысли и творчества. Искусство тесно переплетается с моралью. В основе этого единство этического и эстетического в явлениях общественной жизни, столкновение добра и зла, интереса и долга, проблемы смысла жизни, решаемые искусством эстетически: в художественной форме и художественными средствами. Но для нравственно-возвышенного восприятия искусства нужно, чтобы человек был уже в какой то степени готов оценить моральный образ мысли и действий героев художественных произведений, чтобы эстетическое переживание определенным образом прояснило нравственные чувства.

Приступая к обучению истории мирового изобразительного искусства, я задалась вопросами: что я предложу своим ученикам, зачем этот предмет будет изучаться, то есть каковы цели, задачи и значение учебного курса и как следует изучать данный учебный предмет. Прежде чем изучить мир художественной культуры, необходимо научиться чувствовать и понимать мир искусства, нужно быть готовым к ее восприятию. Искусство требует умения фантазировать, разгадывать, зорко видеть, тонко чувствовать. Сила искусственного образа требует способности сотворчества, сопереживания. Талантливое художественное произведение побуждает нас думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживанию, настроению, проникать в замысел автора, в мир его чувств, мыслей. Первые попытки приобщения к этому обучающихся были на уроках изобразительного искусства по программе Б.Неменского, по которой я работаю. Начиная с 1-го класса и до 8-го, эта программа помогает в изучении курса истории искусства. Она построена на тех принципах, что самая квалифицированная научно-техническая подготовка без соответствующего нравственно-эстетического развития не может не привести к профессиональной узости, прагматизму и нравственному цинизму.

Программа по изобразительному искусству с элементами истории искусства предполагает глубокое изучение мировой художественной культуры. Она формирует представление о художественной культуре как части духовной культуры.

На уроках я пытаюсь развить качества человека, чтобы тонко чувствовать искусство, понимать его и пробовать самому создавать художественные произведения (предполагаются классные и домашние практические задания по изученным темам).

Во-первых, это высокая эмоциональность. Чтобы пробуждать чувства в других, важно самому уметь чувствовать глубоко и остро.

Во-вторых, необходимо творческое воображение.

В-третьих, точность и яркость образов, возникающих при восприятии искусства и в процессе его создания, зависит от знаний человека, умения извлечь их из памяти, обобщить, сопоставить разрозненные явления, факты, события, что требует развитого образного мышления, воображения, фантазии.

Поэтому на итоговых занятиях предлагаются практические задания, например, выполнить рисунок в определенном художественном стиле или разных художественных манерах.

В кратком изложении концепция изучения истории искусства представлена следующим образом:

1. Цель курса – ввести личность обучаемого в художественную культуру, приобщить школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, сформировать готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей, повысить уровень художественного развития обучающихся. Цель воспитания – формирование у учащихся прежде всего духовно-нравственных качеств, культуры и толерантности, воспитание гуманности, патриотизма и эстетических взглядов.

2. Содержание курса как предмета складывается из следующих компонентов: а) изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязях и взаимовлияниях; б) показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов.

3. В программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Обучающимся даются знания по художественной культуре различных эпох, начиная с Древнего искусства и заканчивая XIX веком, где на конкретных примерах школьники видят многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой. Отечественной культуре посвящается целый год, но она также рассматривается во взаимосвязях с художественной культурой других стран.

4. Для реализации вышеуказанных целей мною применяются следующие методы обучения: а) по источникам знаний – словесный, наглядный, практический; б) по степени взаимодействия учителя и учащихся – монологический, диалогический, эвристический (в классах с эстетическим уклоном); в) по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский (например, при выполнении рефератов).

В ходе уроков я обеспечиваю изучение таких вопросов, как патриотизм, интернационализм, гуманизм, этические нормы поведения. Для решения задач эстетического воспитания я знакомлю ребят с элементами эстетики как науки о прекрасном. В классах с эстетическим уклоном я преподавала курс эстетики как творчества по законам красоты. Постигнуть тайны, законы красоты непросто, особенно сейчас, когда в умах людей и в обществе в целом нет спокойствия, гармонии, уверенности в завтрашнем дне. Обучение основам эстетики предназначено для тех, кто хочет приобрести душевные силы, быть человеком чувствующим, который всегда стремится понять законы красоты и следовать им.

Программа рассчитана на обучающихся с 6-го по 9 классы, и чтобы ученики понимали язык искусства, вначале введен курс «Основы искусствоведения». Я считаю, что если будет в старших классах вводиться предмет «Мировая художественная культура», школьники будут более успешно изучать этот курс.

Само преподавание предмета стараюсь вести на доступном для обучающихся языке, иногда удается подобрать соответствующий музыкальный ряд, сопровождаю интересными, увлекательными рассказами из истории, зачастую опираюсь на знания учащихся. Чаще всего я использую проблемное изложение материала. После изученного исторического блока я предлагаю подготовить ребятам театрализованное представление в костюмах разных эпох и народов. На уроках ввожу моменты спора (в хорошем смысле этого слова), например о том, какие художественные стили главенствуют в художественной культуре. Предоставляю возможность самим подготовить беседу, доклад, написать и защитить реферат по истории искусства. Обучающиеся, начиная с 5-го класса, собирают свою домашнюю «картинную галерею», помогают подобрать иллюстративный материал по той или иной теме для урока, сами рисуют и составляют таблицы. В процессе изучения истории искусства я пытаюсь ученика поставить активным субъектом художественной жизни той или иной эпохи, страны. Например, представить себя зодчим или иконописцем, художником Готики или эпохи Возрождения и попытаться самому создать нечто художественное, соответствующее данному отрезку времени.