Смекни!
smekni.com

Управление системой образования Краснокамского муниципального района (стр. 4 из 4)

Урок в 8 классе. Тема «Искусство Голландии. Гений Рембрандта». Основными целями урока являются воспитание толерантности, доброжелательного отношения к людям, умения разрешать жизненные проблемы через принятия себя и другого. Основное внимание во время беседы уделяется на попытку понимания главной идеи картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» - прощать значит любить. Оборудование: классическая музыка, свеча, репродукции картин Рембрандта. На доске эпиграф «Любить значит прощать, прощать – это понять, понять – это значит знать, знать – это приблизиться к порогу мудрости». На уроке проводится связь-аналогия с прощением в христианстве. В христианстве прощению отведен специальный день – последний день Масленицы (накануне Великого поста – Прощеное Воскресенье). Эта тема проходит через всю библию. Задание – в цветовом или графическом решении знаковое изображение термина «простить». Перед этим зачитывается стихотворение:

Оттенки жизни – черное и белое?

Оттенки страсти – черное и красное?

Да, чувства рисовать – попытка смелая,

Но в двух цветах – занятие опасное.

Какою краской расцветить прощение?

В пастель тонов как положить негаданность?

Какого цвета боль приносит мщение?

И почему так золотится радостность?

Урок в 8 классе. Тема «Русский портрет XVIII века».

Основная духовно-нравственная тема – гармонизация личности. В беседе подчеркивается сила ума и воли, волевые и интеллектуальные качества мужских образов и духовная красота и женственность женских образов на портретах Рокотова, Боровиковского, Левицкого. Идет ненавязчивое сравнение с образами современников и ученики подводятся к мысли первичности духовно-нравственных качеств по отношению к внешним признакам красоты.

Задание – нарисовать портрет близкого человека в костюмах той исторической эпохи.

Урок в 8 классе. Тема «Русская пейзажная живопись».

Кроме основной цели духовно-нравственного воспитания, патриотизма, любви к большой и малой родине ведется знакомство с мастерами пейзажной живописи Левитаном, Шишкиным, Саврасовым и др., особенностями их стилей. Соотнесение их творчества со стихами русских поэтов Пушкина, Тютчева, Фета. Знакомство с творчеством местных поэтесс и практическое задание – иллюстрация фрагментов их стихотворений из сборников, например, «От солнышка день мой светел» Л.Истоминой:

Ручья озорного лепет

Понятен мной.

От солнышка день мой светел,

Не ставший судьбой.

А небо меня ласкает

Глазами любви.

Единство с природой, я знаю –

У нас в крови.

«Вечер письма» Т.Агафоновой:

Что с осени спросишь,

Что с ветра возьмешь?

И все же, мне нравятся в осень поля,

Сырые деревья, сырая земля,

Цветочные смеси и воздух лесной

И грустные песни, рожденные мной.

Урок в 8 классе. Тема «Историческая живопись».

На данном уроке прослеживается цель помимо ознакомления со страницами русской истории через произведения русских художников: В.Сурикова, Н Ге, И.Репина и др., - беседа о роли личности в истории. Помимо этого ставится психологическая цель расширения опыта, уверенности в себе у учащихся данного класса, проводится психологический тренинг на тему «Составляющие уверенности». Вырабатывается кодекс уверенного человека. На данном занятии дается домашнее задание: нарисовать композицию на тему русской и зарубежной истории, в центре которой выделяется главная историческая личность.

Урок в 9 классе. Тема «Критический реализм в произведениях П.Федотова».

Цель урока: знакомство с морально-этическими нормами «человеческого общежития». При изучении творчества П.Федотова проводятся аналогии с нравственно-поучительными произведениями английского художника У.Хогарта. Практическое задание: создать коллективную серию под названием «Критика современных нравов».

Заключение

Логическое и эмоциональное мышление давно пора осознать как две равноправные стороны развития личности. Базисом гуманитаризации школьной системы становится художественное и эстетическое воспитание, опирающееся на дисциплины эмоционально-образного ряда, на культуру, воспринимаемую и воспитывающую посредством литературы, изобразительного искусства и музыки. С помощью этих предметов возможно заложить прочные основы нравственности, духовности, дать школьникам истинные эстетические ориентиры, то есть сформировать культуру, отсутствие которой столь болезненно сказывается на истории государства последних десятилетий. И, на мой взгляд, программа, по которой я работаю, ориентирована на поднятие духовных ценностей, эмоциональной развитости, связывания получаемых знаний с искусством, определяющим человека в повседневной жизни. Освоение культуры должно начинаться в зависимости от уровня подготовки обучающихся, поэтому программа подходит для эмоционального восприятия истории искусства.

В конечном итоге я хочу, чтобы выпускники могли ориентироваться в накопленных художественных ценностях, в мире современной культуры и вырабатывать свои собственные оценки и эстетические суждения.

Программа в действии. Она апробирована на двух выпусках учащихся классов с эстетическим уклоном, корректируется, исправляется, дополняется по сегодняшний день.

Программа требует основательной подготовки, высокой теоретической базы, связи с реальной жизнью. Определенные сложности в изучении истории искусства возникают, когда обучающиеся становятся так называемыми «тинейджерами», когда массовая «поп» культура, зачастую далекая от совершенства, овладевает умами моих учеников. Она не требует особого ума и понимания, и ребенок, на которого обрушиваются потоки низкопробной культуры с экранов телевизоров, видео, газет, на время словно отходит от высокого искусства. Но время как лучший доктор, расставляет все по местам. И, думаю, не пройдет бесследно по-настоящему мудрое, гуманное и гениальное, что создали творцы всех времен и народов.

Положительным результатом работы в этом направлении явилось следующее:

- стабильная 100%-ная успеваемость и высокое (95-97%) качество обучения в течение последних лет;

- подготовка призеров школьных и городских олимпиад и конференций научно-исследовательских работ учащихся;

- успешное участие в школьных и городских выставках детского творчества.

В данной работе предпринята попытка изложить свои соображения о необходимости и сути составленной мной программы. Обобщен и представлен опыт внедрения преподавания ИЗО с элементами истории искусства.

В перспективе планируется дальнейший поиск направлений в модернизации программы.

Сезанн когда-то сказал: «Художник не профессия, а состояние души», и формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры на уроках истории искусства в школе, думаю, займет достойное место в педагогической практике современной школы.

Искусство формирует, совершенствует проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности – в науке, политике, в быту, труде. Мои выпускники, не смотря на то, что не выбрали специальности, связанные с искусством, накопили необходимый объем знаний, умений и навыков, чтобы стать поистине культурными, духовно-нравственными личностями.

Ведь уникальность искусства – в особом способе духовного освоения действительности. Оно отражает все формы социальной деятельности, и потому сфера его воздействия на жизнь человека безгранична.

Список литературы

1. Аксенова М. Энциклопедия по искусству. М.: «Аванта +», 1998

2. Амонашвили Ш.А. Педагогика здоровья. М.: «Педагогика», 1990

3. Апресян Р. Постижение добра. М.: «Молодая гвардия», 1986

4. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. М.: «Просвещение», 2000

5. Воротников А.А. История искусства. Минск: «Литература», 1997

6. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Санкт-Петербург: «Союз», 1997

7. Выготский Л.С. Психология искусства. Санкт-Петербург: «Азбука», 1983

8. Долгополов И. Мастера и шедевры. М.: «Изобразительное искусство», 1987

9. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. М.: «АУТОПАН», 1993

10. Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: «Вече», 2001

11. Карнеги Д. Как развить уверенность в себе. Екатеринбург: «Литур», 2001

12. Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: «Педагогика», 1991

13. Кузин В.С. Изобразительное искусство. М., «Дрофа», 1999.

14. Кулаченко С.И. Тысяча и одно правило хорошего тона. Минск: «Полымя», 1995

15. Леви В. Искусство быть собой. М.: «Знание», 1973

16. Люцис К. Малая детская энциклопедия. Искусство. М.: «Русское энциклопедическое товарищество», 2001

17. Неменский Б.Н. Мудрость красоты. М.: «Просвещение», 1985

18. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: «Молодая гвардия», 1994

19. Сельченок К.В. Психология художественного творчества. Минск: «Харвест», 1999

20. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания. М.: «Академия», 2002.

21. Энциклопедия современного учителя. Сост. Т.П. Зайцева. М.: «Астрель», 2000