Смекни!
smekni.com

Управление системой образования Краснокамского муниципального района (стр. 3 из 4)

В целях решения задач физического воспитания и профилактики утомления я ввожу на уроках небольшие упражнения по системе японского профессора Ниши, отечественного доктора Амосова и зарядку для глаз.

Экологическое воспитание у меня идет в основном при изучении тем пейзажной живописи. Важная воспитательная задача – экология души – решается практически на каждом уроке. Опираясь на все это, я формирую у учащихся общечеловеческое мировоззрение.

На уроках я прежде всего использую личностно-ориентированный подход, так как зачастую творческие задания требуют индивидуального решения, и приходится работать с каждым учеником лично. При построении уроков я учитываю все три вида мотиваций. Во-первых, социальную. Я не жалею похвалы для ребенка за успешно выполненную задачу – будь то рисунок, подготовленный доклад, мастерски выполненный реферат и т.п., чтобы поднять авторитет ребенка среди товарищей. Кроме того, использую дневник не для замечаний, а для записи родителям об успехах его чада. Прагматическую мотивацию я вижу в усилении внимания к предмету, т.к. некоторые из ребят намерены поступать в учебные заведения, в которых основное направление – искусство (в последнее время усилился интерес учеников к специальности дизайнер). При работе с сильными и одаренными учащимися я направляю основной акцент на содержательную мотивацию. На занятиях ввожу познавательные споры, например, на уроке о художественных стилях разбиваю учеников на группы, в которых они готовят материал для доказательства наиболее важного художественного стиля в мировом искусстве. В споре, как известно, рождается истина. Также ввожу учащихся в проблемные ситуации или устраиваю парадоксальные демонстрации, например, организовываю выставку истинных шедевров живописи или изделий декоративного искусства и вместе с ними «кичевые» работы. В основном содержательную мотивацию я учитывала в преподавании в двух выпусках классов с эстетическим уклоном, в которых я была классным руководителем. Помимо этого я стимулирую положительное отношение к учению через создание ситуаций успеха, деловое сотрудничество в парах, группах, обеспечиваю психическое и физическое здоровье учащихся на уроках.

Одним из важнейших направлений я считаю стимулирование любознательности и познавательного интереса к саморазвитию. Например, через домашние задания: подбор материала для беседы, создание своей «малой художественной галереи» (репродукции, открытки, марки). И, конечно же, пытаюсь способствовать развитию как сильных, так и слабых учеников. Ведь хоть и говорят, что все дети талантливы, – лишь небольшое их количество по-настоящему способны к рисованию. Особенно у детей старших классов при возрастании самокритичности появляется некий страх перед созданием композиции. Этому способствуют и «зомбирование» увлеченных компьютером, и малое количество уроков искусства – 1-2 занятия в неделю, хотя во всем цивилизованном мире в школах искусство преподают 4-5 раз в неделю на протяжении 10-12 лет. Поэтому моя цель в мотивационном обеспечении урока еще и сохранение эмоционального благополучия детей, веры в свои силы. При этом я практикую беседы о творчестве «наивных» художников, художников-импрессионистов и пост-импрессионистов: Ван Гога, Гогена и др. Этому способствуют и помогают коллективные творческие работы, в которых композиция создается учениками с разными способностями. Например, при изучении искусства средневековья мы создаем композицию средневековый город. Наиболее способные ученики конструируют готические соборы с применением бумажной пластики, рисуют образы жителей в традиционных костюмах той эпохи, а остальные эти здания декоративно оформляют, придумывают эмблемы и т.п.

Основными задачами развития учащихся для меня является:

· Умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, формирование умения сравнивать, классифицировать, обобщать, например, ученики оформляют свою «книгу по искусству», с конспектами из моих рассказов или текстов, самостоятельно иллюстрируя ее.

· Развитие самостоятельного мышления (например, как выразить графически тот или иной графический стиль или из массы репродукций и текстов выбрать нужный материал), развитие речи учащихся (ребята готовят доклады, поочередно бывают то зрителями, то экскурсоводами, выступают перед родителями, полемизируют друг с другом, изучают необходимую художественную терминологию и т.п.).

· Развитие воображения, памяти, внимания учащихся (ни один урок практически не обходится без этого).

· Развитие тонкости чувства (при изучении таких тем, как «Образ матери в творчестве Рафаэля» или древнерусской иконописи).

· Развитие у учащихся ориентирования в пространстве и времени (изучение истории мирового искусства содействует этому).

Помимо этого я пытаюсь формировать у ребят умение преодолевать трудности в учении, развиваю интеллектуальные способности, мыслительные умения, учу переносу знаний в новые ситуации: ставлю задачу перед учениками - где и когда в перспективе дальнейшей жизни все эти навыки и знания могут пригодиться. В принципе – мы вместе приходим к выводу – в любой выбранной ими профессии весь накопленный багаж знаний поможет им стать хорошим профессионалом и высоконравственной, культурной личностью.

Целью развития, в основном, я вижу развитие психических качеств интеллекта учащихся (мышления, познавательных общетрудовых умений), воли и самостоятельности. В развитии аналитико-синтезирующего мышления делаю акцент на развитие умения выделять существенные признаки и свойства, развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы. В развитии познавательных умений основное внимание уделяю на формирование умения выделять главное, вести конспект, развитие умений частично поисковой познавательной деятельности. Не менее важно и развитие абстрактного мышления. В развитии воли и самостоятельности главное для меня научить детей владеть собой и уметь действовать самостоятельно.

В своей практической деятельности я пользуюсь такими видами уроков, как урок-лекция, урок-беседа, урок исследовательского типа, урок практических работ, урок-экскурсия. Из этих видов я чаще всего провожу урок изучения нового материала, комбинированный и контрольный.

Основная структура моего урока:

- введение в тему занятия;

- восприятие произведения искусства по определенной теме и обращение к соответствующим реалиям окружающей жизни;

- созидательная творческая практическая деятельность по этой же теме;

- обобщение и обсуждение итогов.

Глава 3. Реализация культурно-нравственных принципов на уроках

Первоначальные представления об ИЗО и о триаде художественной деятельности – изобразительной, декоративной и конструктивной – ученики получают уже с начальной школы. Этот предмет преподается по программе Б.Неменского, целью которой является формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мира отношений, выработанных поколениями. Программа Неменского является той основой, опираясь на которую разработана моя программа и ведется дальнейшая работа по формированию нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, духовное и культурное воспитание. Вместе с тем программа предполагает воспитание толерантности, культуры поведения и валеологический аспект уроков ИЗО. Далее приводятся темы уроков и примеры заданий, благодаря которым и решается задача культурно-нравственного и духовного воспитания.

Целью всех уроков является формирование духовной культуры, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, освоение художественного опыта.

Урок в 7 классе. Тема «Античное искусство. Расцвет живописи и скульптуры».

Задание – выполнение коллективной композиции «Олимпийские игры». Одной из целей является формирование представления о зависимости здоровья от двигательной активности и закаливания.

Кроме беседы о выдающихся классических образцах античной скульптуры, которые зачастую ставили в честь олимпийских героев перед выполнением задания проводится динамическое упражнение по укреплению позвоночника (по С.Амосову). Рассказывается легенда о богах Олимпа, которые спрятали здоровье внутрь человека, и теперь во многом лишь от него зависит, сколько ему жить.

Урок в 7 классе. Тема «Древнерусское искусство. Иконопись». Знакомство с творчеством А.Рублева, Ф.Грека, Дионисия. Основной акцент ставится на духовно-нравственное воспитание через постижение истины в гармоничных святых и светлых образах «Троицы», «Спаса», «Преображения» и др.

Задание - попытка создать образ святого, покровительствующего твоему имени.

Урок в 8 классе. Тема «Титаны итальянского Возрождения».

Одной из целей этого урока является гармонизация личности. На художественных примерах гениальных творцов Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана строится беседа о том, что надо сделать, чтобы хоть чуточку приблизиться к гениям, стать гармонической личностью. Делается совместный вывод - титанический труд делает творческого человека гением, а познание окружающих начинается с познания самого себя и своих возможностей. Совместно разрабатываются психологические рекомендации к гармонизации личности. Задание - создание автопортрета в стиле эпохи Возрождения.