Смекни!
smekni.com

Программы элективных курсов по технологии (стр. 3 из 9)

По выбору методов обучения. Программа дает возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается ее содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения.

По степени контролируемости. Программа обладает достаточной для проведения контроля:

· операциональностью и иерархичностью описания включенных в нее знаний;

· контрольностью определения результатов подготовки по каждой из ведущих тем или по программе в целом.

По чувствительности и возможным сбоям. Программа дает возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы любой момент процесса обучения.

По реальности с точки зрения ресурсов. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов; устранения возможных при прохождении программы сбоев; использования наиболее эффективных (активных) методов обучения.

По эффективности затрат времени на реализацию учебного курса. Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является более «коротким путем» и достижений целей. Это последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учебный материал.

Мы приводим примеры учебных программ элективных курсов по технологии для учащихся 10-11 классов, составленные на основе Программ основного общего образования по технологии. Данные программы предназначены для знакомства учащихся с основами проектной деятельности, методами развития творческих способностей, основами профессиональной деятельности по различным профессиям, с видами декоративно-прикладного творчества.

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ

АРАНЖИРОВКА ЦВЕТОВ

Пояснительная записка

«Дыханье роз и шепот лилий вошли мне в душу», – писал средневековый поэт, восхищаясь цветущим монастырским садом. Собственно, из восхищения цветами и родилась много веков назад флористика – наука о составлении букетов, цветочных композиций, оформления цветами сообразно определенным правилам.

Человек издавна осознавал величайшее эстетическое значение цветов и стремился ввести их в свой быт. В Древнем Египте и Древней Греции цветы были важными культовыми атрибутами – ими украшали святилища богов, статуи, декорировали костюмы, готовясь к знаковым церемониям. Из цветов изготавливались благоухающие гирлянды, венки.

У славянских народов цветы – точнее, сплетенные из них венки – считались не только украшением, но и обрядовыми элементами – на венках гадали, опуская их на воду. Если венок пристанет к берегу, девушка в этом году встретит суженого, если поплывет дальше – будет одинока, если же венок утонет – ее ждет несчастье. Позднее этот обычай стал одной из особенностей праздника Ивана Купала, когда принято было сплетать венки из двенадцати трав. Тот факт, что плетение венков подчинялось правилам, можно считать одной из предпосылок возникновения флористики.

В Европе история использования букета в качестве декоративного средства восходит к XIV-XV веку. Само слово «букет» в переводе с французского означает «красиво составленная группа цветов». Французов можно считать не только родоначальниками моды, но и искусства составления букета – именно во Франции зародились правила оформления букетов.

Эти правила предписывали использовать только венчики цветов. Отделенные от стебля, они «усаживались» на проволоку, декорировались ленточками, кружевами, щедро умащивались благовониями и составлялись в букеты. В центре – венчики определенного цвета, а вокруг них кругами размещали бутоны прочих оттенков, в зависимости от того символического значения, которое букет должен был выражать, согласно языку цветов. Получившуюся композицию упаковывали в специальный фарфоровый чехольчик или же просто помещали в накрахмаленную кружевную розетку. Традиция использовать только цветочные головки, прикрепленные к проволочке, была пересмотрена только в 1900 году. Флористы открыли для себя и для всего мира, что лепестки и стебли цветов способны стать полноправными участниками аранжировки, изысканно оттеняя красоту и пышность цветочных бутонов.

И все-таки родиной флористики считается Япония – страна, в которой цветы и умение составлять из них изысканные композиции (икебана) считаются неотъемлемой частью культуры. Много веков назад в Киото буддийские монахи научились «оживлять цветы», создавая из них и прочих природных материалов удивительные композиции. С этой традицией связана такая легенда. Однажды, после особенно жестокой грозы, уничтожившей много цветущих садов, монахи воззвали к милосердию Будды, возложив к подножию его статуи сломанные цветы и ветки деревьев. Монахи умоляли Будду воскресить то, что уничтожила непогода. И вскоре сады оправились от разрушений – деревья вновь стали плодоносить, распустились цветы. С тех пор в буддистских храмах стали специально устанавливать эффектные асимметричные композиции, которые получили название «икебана», что переводится как «оживление цветов».

Что важнее – лепестки или бутоны? У некоторых народов мира ценится и используется в обрядовых целях только часть цветка – лепестки или бутоны. К примеру, жители Южной Азии не признают цветов на стеблях — они отделяют бутоны, которые затем продаются на вес. Цветочные головки складываются в затейливые пирамиды, крепятся к узким лентам, которыми декорируются помещения, костюмы.

В наши дни искусство цветочных аранжировок очень популярно – будь то плоскостные картины, выполненные из цветов и природных материалов или букеты. Принято выделять четыре стиля флористики: вегетативный, декоративный, форма-линейный и параллельный.

Вегетативный стиль предполагает аранжировки, выполненные из срезанных цветов и зелени, подобранных с учетом их индивидуальных особенностей, среды обитания, формы роста. Такие композиции выглядят очень гармонично, естественно и поражают природным очарованием используемых компонентов и мастерством флориста, сумевшего уловить и передать это очарование.

Декоративный стиль направлен на создание из большого количества различных цветов, единой композиции, которая будет смотреться как целое, вобрав в себя индивидуальность компонентов и явив миру нечто новое, необычное.

Форма-линейный стиль проповедует, как правило, асимметричную расстановку. В отличие от декоративного стиля, форма-линейный ставит во главу угла особенности всех используемых материалов, причем их количество минимально. Что касается форм, используемых при создании форма-линейных композиций, то здесь имеет место и плоскость листа, и различные геометрические фигуры (шар, куб).

Параллельный стиль предполагает создание композиций из срезанных цветов и трав, расположенных рядами (горизонтально или вертикально). Каждый из рядов составляется из растений определенного вида и цвета. Композиции, выполненные в параллельном стиле, очень эффектно выглядят в высоких декоративных вазонах или плошках.

Выделяют также такие направления как бизнес-, свадебная, ритуальная флористика. Цветы сопровождают всю жизнь человека – и так будет до тех пор, пока они растут на Земле.

Целью курса является приобщение учащихся к духовной культуре; формирование и развитие специальных умений и навыков путем обучения технологическим приемам работы по аранжировке цветов; развитие у школьников творческого потенциала; формирование основ культуры труда.

Задачи курса:

- развитие индивидуальных и творческих способностей; познавательной активности и самостоятельности;

- развитие интереса к культуре и искусству;

- формирование технологической, художественной и цветовой культуры;

- повышение уровня эстетического развития;

- воспитание терпеливости, усидчивости, аккуратности, бережливости;

В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

- понятия «аранжировка цветов», «букет», «композиция»;

- правила аранжировки цветов;

- основные художественно-композиционные принципы аранжировки цветов;

- цветовые сочетания;

- биологические особенности растений, приемы их подготовки, обработки и расстановки;

- основные способы заготовки растений;

уметь:

- работать с режущим и колющим садовым инструментом;

- владеть техникой крепления растений;

- правильно заготавливать растительный материал;

- применять правила аранжировки цветов;

- соблюдать правила безопасности труда.

Методические рекомендации

Чтобы вести занятия по аранжировке цветов в кабинете технологии необходимо иметь фотоальбомы с вариантами цветочных композиций, эскизы букетов, выполненные учащимися, а также технологические карты по аранжировке цветов.

Курс предусматривает практическую работу по составлению цветочных композиций, которая требует определенных материальных затрат. Чтобы сделать их минимальными, желательно использовать полевые или садовые цветы, а в холодное время года – искусственные или засушенные. Поэтому в начале учебного года нужно с учащимися собрать и засушить растения, которые в дальнейшем можно будет использовать при аранжировке цветов на практических занятиях. Также для занятий понадобятся различные аксессуары: бусинки, ленточки, веточки и т.д.

Завершением курса должно стать выполнение учащимися творческих проектов и их защита. Кроме самого букета или композиции выполнение творческих проектов должно включать и составление дизайн-папки, в которой необходимо поместить эскизы будущих работ, перечень инструментов, приспособлений и материалов, технологическую карту составления композиции, фотографию готовой композиции, расчет стоимости проекта.