Смекни!
smekni.com

работа (стр. 6 из 9)

Как известно, процесс формирования отдельных научных дисциплин происходил в результате отграничения предмета одной науки от предмета других наук. Процесс этот носил изоляционистский характер, так как «отпочковываясь от системы протознания элементы науки (отдельные научные дисциплины) становились самодовлеющими в своей автономности: естественные связи между ними нарушались, структурные взаимодействия исчезали».

Эта тенденция специализации была ведущей вплоть до XIX в., когда возникла реальная угроза кризиса единства науки. Проблему решения синтеза научного знания взяла на себя философия. Это подчеркивают многие авторы (П. В. Алексеев, А. В. Панин, Д. Е. Фролов, Н. С. Савкин и др.).

Предварительно здесь следует вспомнить о трех этапах в развитии соответствующих процессов в науке:

1. Возникновение целостной системы знаний в античную эпоху (в форме философского знания);

2. Постепенная дифференциация наук и их обособление вплоть до возникновения кризиса единства науки (до XIX века);

3. Начало интеграции наук и преобладание этого процесса в современных условиях.

В настоящее время можно выделить три типа частных наук-интеграторов:

1. Переходные (стыковые) науки, возникшие на стыке близко стоящих наук (биофизика, биохимия и др.);

2. Синтезирующие науки, объединяющие несколько далеко стоящих друг от друга наук (кибернетика, социальная экология и др.);

4. Проблемные науки, возникшие для решения конкретных междисциплинарных проблем (онкология, космонавтика и др.).

Кроме того, две науки играют роль всеобщих интеграторов: математика и философия. Математика выполняет интегративную функцию посредством особого языка (цифровые знаки, символы и формулы) и общего метода (соответствующие математические операции и способы анализа).

Философия осуществляет интегративную функцию по отношению к науке, с одной стороны, непосредственно (через внедрение тех или иных философских категорий практически во все науки). С другой стороны, - опосредованно (через влияние на вышеназванные частно-научные интеграторы). Кроме того, она осуществляет эту функцию по отношению к культуре, выступая как общекультурный интегратор разных сфер общественной жизни, способствуя преодолению классовой, национальной, расовой и государственной разобщенности.

Специфика интегративной функции социальной философии в изучении целостной личности заключается в следующем:

1. В системно-целостном подходе к данному феномену. То есть она представляет личность как целостную систему с особым интегративным качеством. В то время как частные науки дают нам фрагментарные и односторонние знания о ней.

2. В комплексном подходе, т. е. социальная философия объединяет усилия разных дисциплин о личности (социологии, психологии, педагогики, филологии, этики, эстетики и т. д.). Используя отрывочные и неполные знания из различных сфер науки, социальная философия синтезирует их в наиболее общие и адекватные (целостные) представления. Это объединение осуществляется на основе разработки наиболее общих понятий: «человек», «личность», «общество», «эпоха» и др. Затем эти понятия конкретизируются в частных науках.

3. В использовании разных методов по принципу «взаимодополнительности». Например, метод социологического опроса, метод исторической реконструкции, герменевтический метод, системный метод (о нем речь пойдет ниже), аксиологический подход и т. д.

В сложившейся в мире ситуации «особую роль приобретают социально-философские исследования общемировоззренческого и методологического характера. Они помогают системно представить проблемы и реально осуществить комплексный подход к их решению, интегративно объединяя усилия частных наук».

Социальная философия «рассматривает общество в его целостности, системности, в качестве интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него элементов. Вместе с тем оно берется как особая область объективной реальности (в сравнении с природой), специфическая часть всего мироздания, отличающаяся качественным своеобразием».

Таким образом, ключевая, главная цель этой науки - «ответить на вопросы: что мы называем обществом, чем оно является и чем оно не является, почему и как оно существует в мире, каковы условия, механизмы и формы его реального исторического бытия», а также раскрыть проблему происхождения, сущности и предназначения человека.

Социальное познание обладает рядом особенностей, обусловленных спецификой самого предмета исследования. Перечислим их вкратце:

1. Объектом познания здесь выступает единство материального и идеального, объективного и субъективного (человек как субъект общественных отношений является не только живым организмом, материальным субстратом социального, но и обладает сознанием (идеальным));

2. В социальном познании объект познания совпадает с субъектом (человек сам творит свою историю и сам же ее познает);

3. Социальное познание имеет дело с законами, которые носят вероятностный, статистический характер (т. е. задача познающего обнаружить за бесконечным многообразием социальных сил, действующих в обществе некую вероятностно-статистическую тенденцию, показывающую направленность исторического процесса);

4. Социальное познание связано с индивидуализированным объектом (каждый человек уникален и единичен, неповторимы исторические события и т. д.);

5. Социально-гуманитарное познание носит диалоговый характер (логико-критический анализ различных позиций и точек зрения позволяет в диалоге сопоставить и столкнуть гипотезы и суждения и вывести концептуально более обоснованное и логически непротиворечивое знание);

6) социальное познание имеет гетерогенный характер (существуют разные виды социального познания: социально-философское, социологическое, экономическое, политологическое, историческое и др. Они неодинаково отражают социальную действительность.

В отличие от них философское познание фиксирует наиболее общие связи и отношения общественной жизни, вследствие чего выступает как наиболее опосредованная форма социального знания);

7. Социальное познание преимущественно занимается изучением качественных сторон исследуемых объектов.

Поскольку социальные объекты носят индивидуализированный, во многих случаях уникальный и неповторимый характер, трудно поддаются обобщению, то и исследуются они главным образом со стороны качества, сущности.

Данные положения основываются на признании существования социума в качестве особого объекта, сущностное своеобразие которого нельзя вывести из простого сложения составляющих его человеческих индивидов.

Объединение людей в большие общности порождает совершенно новые свойства этих групп, поведение которых подчиняется иным закономерностям, чем поведение отдельно взятого человека.

Поэтому общественная наука представляет собой «особый способ подхода к жизни, в котором погашается личность ради совокупностей. - Лес представляет собой совокупность деревьев, каждое из них имеет свою жизнь; но можно изучать не только дерево в отдельности, но и лес вообще, ибо существует и сам лес, а не только деревья отдельно. Надо видеть и то, и другое», - писал известный русский философ и социолог С. Н. Булгаков.

«Подобным же образом человеческая жизнь протекает в рамках некоторых совокупностей, которые обладают своей собственной закономерностью, не раскрывающейся в личности.

Таким образом, общественная жизнь предполагает некоторую «сверхличную» жизнь - жизнь больших масс людей, взятую как целостность, как система».

4. Политология в системе социально-гуманитарного знания. Структура политологии

К изучению политической сферы жизни общества имеют отношение многие науки: философия, социология, теория государства и права, история, политическая география и т. д. Столь широкое поле исследований объясняется тем, что политика представляет собой в высшей степени сложное и многогранное явление.

Целесообразность и необходимость исследования политики под разными углами зрения признаются многими учеными-обществоведами, в том числе и политологами. Разногласия между ними начинаются при решении вопроса о месте политологии среди других наук о политике.

При решении этого вопроса в отечественной литературе отчетливо выделяется две позиции. Первая позиция исходит из представления, что Политология представляет собой лишь одну из наук о политике. В этом качестве она имеет предметом своего изучения институциональные стороны политической жизни, прежде всего механизмы власти в государстве.

Сторонники второй позиции, отмечая в качестве достоинства этого подхода то, что он позволяет при изучении политики использовать специфические метода»! различных наук, вместе с тем указывают на ряд его существенных недостатков.

Главный из них состоит в недостаточном учете целостности политической сферы, взаимосвязи разнообразных политических исследований.

Дробление политических исследований на отдельные отрасли, отсутствие обобщающей политической науки, по мнению сторонников второй позиции, не позволяют в полной мере отразить единство политики, ее системные качества. Поэтому политология должна представлять собой общую интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях.

В соответствии с данным подходом политология рассматривается как целостная, внутренне дифференцированная, междисциплинарная наука, состоящая из ряда отраслей политического знания, исследующего различные стороны политики на разных уровнях познания и под различными углами зрения: политическую философию, теорию политики, политическую социологию, политическую историю, политическую психологию, политическую антропологию, теорию международной политики, политическую географию.