Смекни!
smekni.com

работа (стр. 3 из 5)

неодинаковый характер. Иногда субъективизм преобладает, но это ни в какой мере не является аргументом против самого сочетания. Вне субъективного начала художественный образ не существует.

Если закон, его действие однозначны, то художественный образ характеризуется многозначностью, реальной возможностью его разного восприятия. Однозначность закона основывается на постоянстве связей, которые он выражает. Источник многозначности художественного образа заключён в характере самого синтеза жизненных явлений, человеческого опыта, которые в нем воплощены, так же как и в эмоциональном отношении к действительности, составляющем неотъемлемое свойство образа.

Что касается понятия, то оно не только не противостоит некоторым видам искусства, и, прежде всего тем, где слово играет важную роль, но и широко используется при создании различных форм образа. Понятийное, логическое мышление органически входит, в частности, в литературно-художественное творчество. Мышление образами не отделено неприступной стеной от мышления логического. Их различия, помимо всего иного, связаны с функцией того и другого способа «упорядочения» мира.

Образ всегда вбирает в себя определенный комплекс черт, свойств жизни, внутреннего мира человека. Это не простая их совокупность, а динамическая слитность. Художественный образ - это творческий синтез общезначимых, характерных свойств жизни, духовного «я» человека, обобщение его представлений о существенном и важном в мире, воплощение совершённого, идеала красоты. В структуре образа в тесном единстве находятся синтетическое освоение окружающего мира, эмоциональное отношение к объекту творчества, установка на внутреннее совершенство художественного обобщения, его потенциальная впечатляющая сила. Единство это в разных областях искусства имеет свое особое содержание, свой особый облик.


1.3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ПОДРОСТКОВ).

Подростковый возраст охватывает период от 12-13 лет до 15-16 лет, где возраст 12-13 лет относится к младшему, а 14-16 лет - к старшему подростковому возрасту. Подростковый возраст является переходным от детства к юности. Духовный облик подростка зависит от того, каких результатов достиг он и своем развитии за предшествующий период жизни.

Характерным для подростка является не просто количество его знаний, но и общий значительный рост созидательного отношения к окружающей действительности: к общественной жизни, явлениям природы, к самому себе. В связи с этим замечается и более серьезное отношение подростка к своим поступкам, к своей деятельности. Все это делает подростка заметно более зрелым и самостоятельным по сравнению с младшим школьником и обуславливает иное положение в жизни среди окружающих его людей /29,37,44/. В этом же направлении сказывается влияние и физического развития подростка. Значительный рост его мышечной силы, общей стойкости его организма и общей работоспособности создает благоприятные условия для выполнения подростком некоторых новых видов деятельности, которые оказывались недоступными учащимся младшего школьного возраста. Учителям должны быть известны и противоречивые явления в физическом раз­витии подростка: отставание в росте грудной клетки по сравнению с ростом всего тела, относительно быстрый рост объема сердца по сравнению с массой всего тела. Роль этих неблагоприятных явлений в значительной мере ослабляется проведением надлежащих гигиенических и физкультурных мероприятий.

Подросток становится, по сравнению с младшими школьниками, в значительно большей степени участником жизни взрослых, на нем лежат

ответственные обязанности в семье, он оказывает большую помощь родителям. Мальчик-подросток во многих случаях может, благодаря своим физическим возможностям, выполнить то, что его матери или старшей сестре оказывается недоступным или утомительным. Подросток ориентируется уже, хотя и не всегда вполне правильно, в сложных взаимоотношениях людей, иногда пытается высказывать о них свое мнение.

Интересы подростка приобретают новые черты по сравнению с интересами младших школьников. Они характеризуются большей определенностью и устойчивостью, чем у учащихся начальной школы. Они более осознаны и более глубоко связанны с личностью подростка, его избирательным отношением к различным видам деятельности. Вместе с тем интересы в подростковом возрасте и более разнообразны, т. к. круг знаний и жизненный опыт подростка значительно расширяется, что дает им возможность более широкого выбора интересующих областей знания и видов деятельности.

Обучение в школе дает большие возможности для развития учебных интересов подростка. Основную роль в этом играют новые для него предметы, каждый из которых открывает подросткам определенную область знаний, по-своему связан с общественной практикой и с жизненным опытом подростка. Характерным для подростка является общее значительное рас- ширение и углубление познавательных интересов, которые начинают выходить за рамки школьной программы. Развивается интерес к чтению научно-популярной литературы, учащиеся пополняют свои знания и применяют их на практике, активно работая в технических и других кружках.

Иногда подросток, увлеченный одной областью знаний, проявляет некоторое пренебрежение к занятиям по тем учебным предметам, которые его не особенно интересуют. Для эмоциональной жизни подростков характерны, прежде всего, их общая жизнерадостность и бодрость. Им чужды такие настроения, как безысходное состояние подавленности, разочарования в жизни, неуверенности в своем будущем.

В ряде случаев в подростковом возрасте наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость и даже своего рода страстность. Подростки часто проявляют большую страстность, например, при осуждении плохого поступка своего товарища; но иногда «страстность» подростков свидетельствует и о неумении их сдерживать себя, о слабости самоконтроля.

У подростков в их отношении к себе, в осознании и понимании своей личности, в оценке ее черт наблюдается более высокий уровень сознательности по сравнению с младшими школьниками. В связи с этим у подростков появляется потребность самовоспитания, или работы над собой.

Игра занимает видное место в деятельности подростка, но в этом возрасте она приобретает иные качества и иное значение, чем у детей младшего школьного возраста. Игры подростков носят более устойчивый характер. В этом возрасте довольно отчетливо выделяются любители подвижных или, наоборот, комнатных игр. Ко всему сказанному необходимо добавить такое возрастное явление, как мутация голоса. Голос у девочек в процессе полового созревания не меняется в той степени, которая характерна для мальчиков: вместо мутации голоса у девочек происходит лишь увеличение его глубины (он становится более «грудным»), выразительности и количества модуляций (голосовых оттенков).

В течение периода полового созревания у мальчиков происходит заметное увеличение и изменение формы гортани. Особенно значительно изменяется щитовидный хрящ, образуя выраженный гортанный выступ. Изменение формы гортани и характера голоса начинается после двенадцати лет и происходит примерно в течение двух с половиной лет. Вследствие увеличения объема гортани и удлинения связок происходит понижение голоса — примерно на одну октаву по сравнению с периодом до полового созревания. При этом изменяется также и тембр голоса и другие его качества, причем иногда это бывает в лучшую сторону, а иногда и в худшую. Поэтому по характеру голоса в детстве у мальчиков трудно судить о качестве голоса в зрелом состоянии, что в некоторой степени можно оценить у девочек. Как правило, свойственные детскому голосу певческие качества голоса после завершения полового созревания не сохраняются. Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что, как и психика подростков, так и его голос требует бережного отношения со стороны взрослых, в частности, учителей музыки/1,20,22,24,27/.


2. РОЛЬ ЗВУКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО

ТЕКСТА В РАСКРЫТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

ШКОЛЬНОЙ ПЕСНИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В 7 КЛАССЕ.

2.1 АНАЛИЗ ШКОЛЬНО-ПЕСЕННОГО РЕПЕРТУАРА ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА.

В 1997 году была утверждена программа «Музыка» для школ Беларуси. Краткая объяснительная записка раскрывает сущность программы, выражающую музыкально-педагогическую концепцию Д.Б.Кабалевского.

В учебный материал программы для школ Республики Беларусь в раздел «хоровое пение» введены:

• Русские, белорусские народные песни;

• Обработки народных песен;

• Песни русских и зарубежных композиторов-классиков;

• Песни современных русских и белорусских композиторов.

Сохранен тематизм построения по Д.Б.Кабалевскому, но вместо поурочных разработок музыкальный материал разбит на разделы:

1. Хоровое пение;

2. Слушание музыки,

3. Импровизация.

На основе данных произведений можно формировать представле­ния о таких видах темпа, как. аllegго, а11еgгеtо, mоdегаtо, апdаnte; темп марша. Динамика в каждом конкретном произведении представлено очень узко (в основном не более 2-3 динамических оттенков близких между собой, например: р-mf", mp-mf-fи т. д.). По характеру программные произведения можно разделить на лирические, героико-патриотические, шуточные, эпос, движение /таблица 1.3/.

Анализ программы позволяет сделать вывод о том, что репертуар соответствует возрастным особенностям детей, на основе программных произведений можно формировать представления о характере музыкального произведения, о его художественном образе /17,49/.


Таблица 1.3

ХАРАКТЕР ДИНАМИКА ТЕМП
Лирические: «Милый мой хоровод» (рус. нар.), «Песня туристов» (муз Молчанова), «Звездопад» (муз. Пахмутовой, ел. Добро нравова), «Бярозка», (муз. Лученка, ел. Велюгина), «Як сарву я ружы кветку» (бел. нар.), «Зорка Венера» (мелод. нар. сл. Богдановича), «Школьный корабль» (муз. Струве, сл. Ибярева)

р-mf: «Звездопад», «Прогулка» (муз. Кружкова, сл. Орлова), «Бярозка», «Школьный корабль», «Ой, выходзщь цёмна хмара» (муз. Богатырева), «Дороги» (муз. Новикова, ел. Ошанина), «Песня Клерхен» (Л.Бетховен)

Шутливо: «Пасеяу дзед грэчку» (бел. нар.) В темпе вальса:
«Школьный корабль»
Эпос: «Ария Кутузова» (муз.Прокофьева), «Лясная песня» (муз. Олов-никова, сл. Русака) «Ой, выходзщь цёмна хмара*

p-f «Прогулка»

В темпе марша: «Гимн демократической молодежи мира» (муз. Новикова, сл. Ошанина)
Движение: «Лящ, наша мара» (муз. Гле-бова, cл. Макаля), «Юрауски карагод» (бел.нар).

mf «Лящ, наша мара», «Юраусю карагод», «Зорка Венера»

Аllеgго-аllеgгеttо: «Лящ, наша мара», «Милый мой хоровод», Юрауски карагод», «Песня Клерхен»,
Шуточные: «Пасеяу дзед грэчку», «Як пагнала бабуленька куранятак пасци» (бел.нар.), «Прогулка» р-mf-f: «Лясная песня» mp-mf-f: «Мальчишки бессмертного Бреста» (муз. Вагнера, cл. Яковлева), «Пасеяу дзед грэчку» Моdегаto «Дороги», «Памяти В.Хара» (муз. Лученка, cл. Брусникова), «Песня туристов», «Мальчишки бессмертного Бреста», «Як сарву я ружы кветку»
Героические, патриоти- ческие: mр: «Милый мой хоровод», «Як сарву я ружы кветку» p : «Песня туристов», «Ария Кутузова» Аndаntе: «Бярозка», «Прогулка, «Лясная песня», «Ария Кутузова», «Зорка Венера», «Звездопад», «Ой, выходзщь цёмна хмара»
«Мальчишки бессмертного Бреста», «Песня Клерхен», «Памяти В.Хара», «Гимн демократической молодежи мира»

2.2. МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В РАСКРЫТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА.