Смекни!
smekni.com

работа (стр. 4 из 5)

Целью курсовой работы являлась разработка содержания и методов выявления звуковой выразительности поэтического текста в раскрытии художественного образа школьной песни на уроках музыки.

Для полного раскрытия художественного образа произведения мы предлагаем использовать метод направленных ассоциаций, метод подтекстовки мелодии. Рассмотрим их более подробно.

Метод подтекстовки мелодии

Этот метод основан на близости словесной и музыкальной интонации, как и метод ритмо-мелодической импровизации. Метод подтекстовки мелодии организует творческую деятельность детей в обратном направлении: от музыки к слову. Такая деятельность необходима детям, чтобы научиться интонационно выразительно «читать» (слышать) и исполнять мелодии. Ведь мелодия — это музыкальная мысль, которую можно понять, переведя на язык слов. Естественно, что мысль, выраженная словами, должна быть созвучной мысли музыкальной, т.е. мелодии. У них должны быть общее настроение, общий герой (образ) и общий ритм.

Интонации музыки часто подсказывают детям героя (образ). Выразительно исполняя ритм мелодии звучащими жестами, учащиеся сочиняют в этом ритме и настроении рифмованный сюжет или картину, описывают подсказанные музыкой события. Так начальная интонация «Грустной песенки» II. Чайковского, пятикратно и тихо повторяющая звук «до», 11авеяла пятиклассникам образ унылого осеннего дождя: «Кап, кап, кап, кап — дождь за окном...» Дальнейшее ритмическое развитие мелодии побудило учащихся сочинить следующие стихи:

«Кап, кап, кап, кап — дождь за окном.

Опадают листья.

Грустно стало в парке пустом.

Осень наступила».

Найдя адекватный мелодии поэтический образ, учащиеся с удовольствием и осмысленной выразительностью исполняют инструментальную мелодию со словами, как песню. Метод подтекстовки мелодии помогает учащимся «плавно», естественно перейти к пониманию мелодии без слов как говорящей звуками музыкальной речи. Аналогичную мысль находим у А. Артоболевской: «Ребенок должен ощутить, что его руки — передаточное звено для выражения в звуках его помыслов и желаний, это его голос. Он должен понять и запомнить, что руки могут «говорить», извлекая звуки и громко, и нежно, и сердито, и певуче, и резко; словом, как чувствуешь, так и «говоришь» — играешь».

Метод подтекстовки мелодии является в пятом классе тем «мостиком», который помогает учащимся перейти к адекватному восприятию и пониманию не программных музыкальных произведений. Пропевание мелодий инструментальных произведений на слог часто представляет для учащихся большую трудность именно в силу отвлеченности мелодии от ее конкретного смысла. Поэтому коллективное сочинение слипающихся с мелодией слов не только развивает художественное мышление, но и облегчает дальнейшее исполнение и запоминание мелодии, а значит, и ее узнавание в процессе целостного прослушивания произведения.

Приведем примеры сочиненных вместе с учащимися текстов к мелодиям С. Рахманинова.

Подтекстовка к мелодии Концерта № 3 для фортепиано с оркестром:

О, дорогая Россия!

Я так люблю красу твою...

В разлуке с тобой я тоскую...

Вспоминаю образ твой родной...

Подтекстовка к мелодии «Вокализа»:

Боже мой, как мне жить и дышать без тебя,

Боже мой, как любить и творить мне образ твой,

Ведь я люблю тебя, одну тебя...

Подтекстовка дает возможность не только петь мелодии инструментальных произведений; но также использовать новый для уроков музыки метод ритмодекламации.

Метод направленных ассоциаций:

Этот метод способствует осмыслению связей между звуком и образом и формированию на этой основе выразительного певческого звучания.

Данный метод применяется в четырех направлениях:

1)создание эмоциональной ориентировки певцов хора с помощью слов-стимулов;

2)развитие у них ощущения звука и цвета, звука и света, звука и пространства, звука и образа и т.п.;

3)развитие коммуникативной выразительности певческого высказывания (передача в звуке вопросительной, восклицательной, побудительной интонации);

4)развитие у певцов мобильной техники сопоставления при пени образов различной эмоциональной направленности.

Первое направление осуществляется следующим образом. Характер изучаемого произведения становится девизом определенной части хоровой репетиции. Например, светлая радостная музыка М.Ипполитова-Иванова "Утро" рождает слово-образ "радость". Вокруг го организуется поиск выразительного певческого тембра хора. Слово "радость" выступает как эквивалент конкретного настроения, требующего от певцов соответствующего творческого сосредоточения! помощью вокальных упражнений на слог "согласный + гласный" с низкими и светлыми звуками МА, МИ, ЛИ, ЯЕ вырабатывается окрашивание певческого звука в заданном направлении. Формируется нужный артикуляционный уклад, который необходимо перенести на пение изучаемого произведения. Необходимым дополнением является анализ звукообразности стиха, который углубляет представление певцов о средствах звуковой выразительности произведения. 3 словах, А.Пушкина "Явилося солнце, ликует земля!" внимание певцов обращается на "светлотность" звучания гласных, на блеск согласного G, звонкость согласного 3. Указанная заключительная строка стихотворения поэта выступает как звукообразный камертон всего произведения, настраивающий хор на определенную эмоциональную тональность.

Второе направление предполагает владение дирижером хора определенным багажом слова-стимулов, характеризующих необходимые соощущения. Их можно объединить в четыре группы:

а) звук и цвет - светлый, темный, акварельный,

прозрачный, густой и т.д.;

б) звук и свет - ослепительный, мягкий, солнечный,

тусклый, матовый, теплый, холодный.и т.д.;

в) звук и пластика - порывистый, спокойный, грациозный,

нервный и т.д.;

г) звук и пространство - огромный, маленький, далекий,

близкий и т.д.

Каждая характеристика образа требует от хормейстера тщательно-го подбора артикуляции, которая сформирует характер подачи звука и его тембр. Например, звуковая ткань первой части стихотворения А.К.Толстого "Не ветер вея с высоты" соткана в основном из "светлых" звуков (их характеризует ощущение прозрачности, легкости, мягкости, успокоенности). Во второй части этого стихотворения звуковой строй резко меняется. Звук становится насыщенным, порывистым, энергичным;"житейский вихрь его терзал..."Звуковая мелодика стихотворения М.Лермонтова "Из Гёте" может быть охарактеризована как минорная, печальная, темная.

Восприятие звуковой окрашенности стиха значительно углубит у поющих в хоре осознание роли слова в пении.

В третьем направлении перед хормейстером стоит задача раскрыть поющим основные типы коммуникативной выразительности певческого высказывания: повествовательность, побудительность, восклицатель-ность, вопросительность.

Образно-смысловые установки могут бить реализованы на различных попевках, применяемых в упражнениях, а затем переведены на хоровое произведение.

В стихотворении А.Пушкина "Узник" в словах "Мы вольные птицы, пора, брат, пора!" звучит, мощный призыв к вате, к свободе.

М. Лермонтова из Гёте, начинающееся на севере диком стоит одиноко...”повествовательность” на настроением одиночества и печали. В произведении М. Пирумова на стихи В. Маяковского многократно звучит взволнованный вопрос:

Послушайте!

Ведь, если звезды эажигают,

-Значит, это кому-нибудь нужно?

Меняется звуковысотная, метроритмическая, динамическая, гармоническая палитра музыкальных красок, а вопрос продолжает звучать и требовательнее. В умелом нахождении звуковой выложено направление раскрытия образной сферы произведения.