Смекни!
smekni.com

Черный Секция «Летопись родного края» (стр. 2 из 6)

Но не менее тяжелый урон нанесли завоеватели и русской деревне, сельским местностям Руси, где жило подавляющее большинство населения страны. Если горожане в ряде случаев имели возможность отсидеться от насильников за крепкими городскими стенами, то деревня была фактически беззащитна. Неукрепленные села и деревеньки, разбросанные среди бескрайних лесов, становились легкой добычей ордынских грабителей. Сельские местности опустошались не только во время больших «ратей». Любые передвижения по русским землям ордынских отрядов, даже вместе с собственными князьями, сопровождались грабежами и насилиями. Монголо-татары считали грабежи своего рода «платой» за помощь феодалам в усобицах. В огне набегов погибали жилища и хозяйственные постройки. Рабочий скот захватывался и уводился в Орду. Собирая хлеб, крестьянин не знал, сумеет ли сохранить его: ордынские грабители часто выгребали из амбаров весь урожай. Монголо-татарские вторжения производили не только значительные опустошения, но и создавали на Руси атмосферу постоянной военной опасности и тревоги, вносили беспорядок в экономическую и политическую жизнь русских княжеств, разорялось крестьянское хозяйство, рушилась торговля. Люди бежали от постоянной татарской опасности в леса, пустели деревни и села на плодородных «опольях». Крестьяне выходили на поля с оружием: в любой момент мог налететь из-за перелеска татарский.

Летописцы сообщают о бегстве населения с южных окраин в двух основных направлениях: Московское и Тверское княжества и к Ростову и Ярославлю. Часть беглецов оседала на Правобережье Волги, а остальные уходили дальше, в глухие заволжские леса. По подсчетам русского историка М.К. Любавского, именно тогда на севере Ярославского и Белозерского княжества образовалось по семь новых уделов.

В огне монголо-татарских погромов погибли многие драгоценные памятники литературы и письменности. Библиотеки рукописных книг, обычные для домонгольской Руси, стали редкостью. Во многих крупных культурных центрах Руси на длительный срок вообще прекратилось летописание: Старой Рязани, неоднократно разрушавшихся ордынскими «ратями» Владимире, Чернигове, Киеве и других городах. Летописные записи стали краткими, немногословными, почти совершенно отсутствовали попытки обобщить разнородные события, утратились живость и красочность изложения, характерные для древнерусских летописцев. Обычным явлением были ошибки в датах.

Монголо–татарское иго имело отрицательные, глубоко регрессивные последствия для экономического, политического и культурного развития русских земель, явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально-экономическом уровне по сравнению с производительными силами монголо-татар. Оно искусственно законсервировало на длительное время чисто феодальный натуральный характер хозяйства. В политическом отношении последствия монголо-татарское ига проявились в нарушении процесса государственной консолидации русских земель, в искусственном поддержании феодальной раздробленности. В этот период усилилась феодальная эксплуатация русского народа. По словам академика Б.А. Рыбакова: «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя».

В этих условиях бремя митрополичьей власти принял на себя Кирилл II, ставленник галицко-волынского князя. Кирилл II вступил в тесное сотрудничество с великим князем Владимирским Александром Невским. Князь и митрополит были согласны в том, что на данном этапе обескровленная Русь нуждается в передышке, которую могло дать только признание власти монгольского хана. Этот политический ход позволил Александру Невскому собрать силы для того, чтобы отстоять северо-западные рубежи Руси от посягательств Тевтонского ордена. Поэтому же пути идет и Федор Черный, ставший во главе Ярославского княжества.

Глава 2. Федор Ростиславович Черный

1. Детство и молодые годы Федора Черного.

Федор Ростиславович Черный – князь из рода смоленских князей. Младший сын Смоленского князя Ростислава Мстиславовича. Как и все русские князья, Федор Черный был Рюриковичем. В крови Федора мы можем найти русскую, греческую и варяжскую кровь. Год его рождения определяется приблизительно: 1240 или 1238.

У него было 2 брата – Глеб и Михаил. По словам летописца, после смерти отца, братья обидели Федора, дав ему один небольшой город Можайск из всего Смоленского княжества. Смоленское княжество было довольно обширное, ему должен был достаться значительный удел. Можайск был городком небольшим и малозначительным. Однако же это был удел, с получением которого начиналась самостоятельная жизнь Федора.

Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству. С молодых лет, по словам летописца, Федор был благолюбив «уклонялся от игр детских и обычаев прлежа, наипаче чтению священных книг», но отличался воинскою отвагою и мужеством

При жизни носил название «Черного». Это название было дано ему, вероятно, от смуглого цвета его лица и черных волос. Федор вырос красивым и статным юношей, вероятно, высокого роста.

В 1259 году вдова Ярославского князя Василия Всеволодовича, княгиня Ксения, выбрала в мужья для своей дочери, Марии (ей было тогда не более 13 лет), Федора Черного. Этот брак устроился при содействии ростовских князей Бориса и Глеба Васильковичей, которым Мария была родной племянницей.

Мария Васильевна была единственной наследницей Ярославского княжества.[10] Ее младший брат Василий умер в младенчестве, о нем не сохранилось никаких сведений. В приданое за женой Федор получил Ярославское княжество (в 1260г.).

Княжна Ксения была женщиной властолюбивой, не хотела уступать своей власти, привыкнув к ней за несколько лет вдовьей жизни.[11]

Недовольство братьями, которые дали Федору только городок Можайск, заставило его жить в Ярославле. Федор был принят в чужую семью. Какие достоинства принес он с собой? Несущественным, но по тем временам обязательным достоинством было благородство происхождения. Он был красив и представителен. Ратных подвигов за Федором к тому времени еще не было, но он уже года два или три хозяйничал в Можайске. Вот за это хозяйничанье, за то, что, получив Можайск, бедный и малый, Федор, как говорит житие, сумел сделать его не бедным, получает он, вероятно, одобрительный вотум почтенных дядей своей невесты.

Вне всяких сомнений, Федор встретил в Ярославле и некоторые трудности. Первая трудность заключалась в высоких традициях новой семьи. Это была семья героев и мучеников. Дядя молодой жены Марии, князь Константин, погиб у стен Ярославля года за три до свадьбы Федора. Дед Марии, князь Всеволод, пал в битве на р. Сити вместе с великим князем Георгием, который приходился старшим родственником этой семьи.. Отец ее дядей, князь Василько, был мучеником.

Но кроме семьи было еще и окружение, и, несомненно, Федору пришлось встретить трудности в отношениях с ярославскими приближенными прежних князей, с их дружиною или боярами. Он привел из Можайска свою дружину, но она была меньше старой дружины ярославской. Старая дружина не доверяла Федору, возникали трения, кто кого возьмет под контроль. Получение в Ярославле Федором княжеских прав как будто не сопровождалось наделением его достаточными полномочиями: иногда ему не оказывались знаки почтения.

В самом начале княжения Федора, в 1262 году, усилилась угроза глубокого вторжения Орды на Русь. Тогда в ряде русских городов изгнали и избили сборщиков ордынской дани. В Ярославле был изловлен некий Зосима, бывший православный монах, перешедший в мусульманство в Орде и начавший в Ярославле пропаганду против христианства. Ярославцы убили Зосиму и бросили его труп на съедение собакам. Событие это, так же, как и волнения в других городах, не имело, к счастью, никаких последствий. Положение спас великий князь Александр Невский, находившийся в то время в Орде и заступившийся за Русскую землю. Это событие отразилось на судьбе князя Федора Ростиславовича, он продолжил своей жизнью начинание князя Александра Невского на стезе заступничества и дипломатических переговоров с ордынцами.

2. Федор Ростиславович Черный и Золотая Орда.

К числу крупнейших событий в жизни Федора относится его ордынская эпопея. Федор поехал в Орду с целью заступить свое княжество перед татарами. Миссия его была аналогична той, какую выполнил перед самой своей смертью русский князь Александр Невский. Однако Александр Невский был заступником за всю русскую землю; Федор – только за свое княжество. Александр Невский, как мог, ограждал самостоятельность России, старался, чтобы ее зависимость от Орды заключалась лишь в уплате дани. Александр отказался поставлять войска орде. Федор не мог и подумать о таком отказе.

Федор Черный был талантливым военачальником. В этих предпочтениях татар Федор Ростиславович и смог найти облегчение от невыносимого татарского ига не только для себя, но и для земли ярославской.

Первый свой поход Федор совершил в 1277 году. Это был поход на ясов Прикавказье, которые хотели сбросить иго татар. В этот поход послал его татарский хан Менгу - Темир. Русские князья, среди которых ведущее место занимал Федор Ростиславович, разбили ясов, за что были награждены дарами богатыми.