Смекни!
smekni.com

Черный Секция «Летопись родного края» (стр. 3 из 6)

Второй поход Федор Черный совершил в 1278 г. на болгар, которые тоже начали волнения против татар. Но и они были разбиты русскими князьями.

Оба эти похода были подневольными. Федор Ростиславович с другими князьями должен был исполнять волю татарского князя, иначе земля русская должна была пострадать сильно, поэтому русские князья и спасали Родину исполнением воли хана. В этом было проявление любви к Отчизне во времена татарского ига. Успехами в этих походах Федор отвлекал аппетиты ордынцев от русских пределов. Не все понимали это.

Личная жизнь князя складывалась драматично. Вернувшись из походов с богатой добычей, Федор Черный обратил на себя внимание хана и его жены. "А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его",- говорит летопись. Более того, жена хана предложила ему руку своей дочери. Ярославский князь не побоялся ответить, что у него уже есть супруга и он, как христианин, не может иметь вторую. Прожив три года в Орде, Федор отправляется в Ярославль. Но княгиня Ксения с боярами не впустила его в город, объявив, что уже есть законный князь, сын Федора Ростиславовича и Марии - младенец Михаил: "Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михаиле".

Даже ордынский посол не смог убедить Ксению. Икона 16 века св. Федора, Давида и Константина, хранящаяся ныне в Ярославском историко-архитектурном музее- заповеднике, в одном из клейм изображает этот момент достаточно драматично : княгиня Ксения, стоя на стене, оказывает группе всадников во главе с Федором во въезде в город, а за ее спиной видна фигура боярина в шубе. Надо отметить, что Федор в отличие от многих князей, не стал прибегать к насильственным мерам против боярства до тех пор, пока был жив его сын Михаил, т.е. не стал разрушать город, хотя имел на княжество полное право.

Около 1280 года Федор Черный овдовел, умерли его братья. Федор Ростиславович отправился в Орду за ярлыком на Смоленское княжество, был там принят с большой благосклонностью. Ханша вновь обращается к хану с просьбой отдать их дочь Федору в жены. Теперь хан, как говорит житие, не хочет этого, т. к. Федор является его улусником и служебником. Тем не менее хан, как говорит житие, сам взял на себя ходатайство перед Константинопольским патриархом о разрешении брака князя Федора с его дочерью и отправил для этой цели посольство в Константинополь во главе с епископом Сарайским Феогностом.

В Орде Федор вступил в брак с дочерью хана Менгу - Темира, нареченной Анной после крещения. Для этого приняла она христианскую веру с благословления русского митрополита. Выдать дочь за русского князя, значило признать его равным. Теперь хан относится к Федору как к сыну: часто сажает его с собой за стол, возлагает венец на его голову, одевает в свою порфиру, устраивает ему прекрасный дворец, окружает его славой и богатством, дает ему на содержание 36 городов, в том числе Чернигов, Болгары, Куманы, Арск, Казань и другие.

Этот брак имел важное для Ярославля значение с политической точки зрения. С уважением имени и личности князя росло, конечно, и уважение к княжеству. Таким образом, одно имя Благоверного князя Федора Ростиславовича давало собою Ярославлю и Смоленску охрану от татарских набегов, которые вообще были очень обременительны. И такое настроение должно было жить в Орде и Русской земле не только при жизни хана Менгу-Темира и ханши, но и после них более или менее долгое время. Вот почему Благоверного князя Федора Ростиславовича можно называть охранителем русской земли.

За годы жизни в Орде Федор приобрел навыки дипломата и научился умело вести переговоры, что в дальнейшем помогло ему в примирении русских князей в междоусобных распрях.

3.Заслуги Федора Черного перед Ярославлем.

В 80–90-е годы XIII в. на Руси разразилась междоусобная война между потомками Александра Невского. Каждый из них привлекал на свою сторону татарские войска и рати других русских князей. Федор Черный поддерживал князя Андрея Александровича Городецкого, не раз вместе с ним ходил в походы на русские земли. После смерти старшего сына от ярославской княжны в ходе войны Федор Черный вернул себе Ярославль, куда и возвращается вместе с семьей (в Орде родились у него сыновья – Давид и Константин) и где и живет до самой смерти.

Князь старается укрепить город. Он расширил Ярославль, обвел его земляным валом. Подобные валы и теперь, при изумительной воинской технике, имеют весьма важное стратегическое значение. В те же времена это была гроза для врагов и надежная ограда города. Федор Ростиславович хорошо знал, что, пока он жив, Ярославль застрахован от степной силы, но он хотел, чтобы и на все будущие времена он не оставался совершенно открытым и беззащитным при нападении каких бы то ни было врагов.

Князь делал регулярные пожертвования на нужды церкви, построил несколько храмов и украсил их, Особенную любовь он проявлял к Спасо-Преображенскому монастырю. Федор часто ездил туда, где кормил братию и оделял ее милостынею.

Во время правления Федора Ярославское княжество благоденствовало. На его территории не велись феодальные войны, сюда не заходили грабительские татарские рати. Также спокойно чувствовало себя соседнее, дружественное и родственное княжество Ростова Великого. А это много значило в то неспокойное время.

Не удалось объединить Федору Ростиславовичу два княжества Смоленское и Ярославское. А это могло бы привести к важным последствиям для Северной Руси. Этому помешала географическая удаленность от Ярославля, но еще больше – княжеские раздоры.[12]

В результате княжеских распрей и появилась печально известная «Деденева рать» Вскоре после занятия Тохтой великоханского стола в Орде, Андрей Александрович, князья ростовские, епископ ростовский Тарасий отправились в Орду с жалобой на Дмитрия Александровича. Хан сначала думал вызвать в Орду Дмитрия, но в 1293 г. отправил с просителями брата своего Дюденю с большой татарской ратью. Переяславцы разбежались, а Дмитрий бежал в Псков. «Дюденева рать” рассыпалась по Суздальской земле, взяла и разорила 14 городов, включая Владимир, Суздаль, Переяславль, Москву. Князь Федор Ростовский участвовал в Дюденевой рати, как союзник князя Андрея Городецкого.

Относительно внутренней деятельности князя Федора Ростиславовича сохранились сведения общего свойства. В политику ярославского княжеского стола он внес иную традицию: вместо жертвенной самоотреченности, характерной для князей первой ярославской династии, - принцип сговора с сильнейшей, хотя и иноземной, властью. И на этой основе Федор достиг экономического развития своего удела. Так говорится, что «управляя он добре и мужественнее». Относительно княжения в Ярославле жизнеописатель говорит, что он был « око слепым и нога хромым, отец сирым, вдовицам заступник, алчущим кормитель, ногим одежда, беспомощным помощь».[13] Тогдашние времена были временами «татарщины» ; то были времена бедноты, опустошения и тяжелого гнета; видеть у себя князя – заступника, было отрадно. И вот в такое время в среде русских князей является князь «правдолюбец», который « отгребашеся от всякой неправды». Понятно, что к такому князю должно было особенно прилежать сердце народа, и все его добрые чувства.

Княгиня Анна, прибыв в Ярославль, была принята здесь как родная. Она оказалась глубоко религиозной православной женщиной, занималась благотворительностью, устроением и постройкой храмов. Она перестроила на свои деньги храм во имя Архангела Михаила на берегу реки Которосли.

В этот период участвовал Федор в печально известной «Деденевой рати». Именно этот эпизод жизни князя чаще всего приводят как пример сговора с татаро-монголами и предательства. В 1292 году Федор вместе с князем Андреем Александровичем, ростовскими князьями ездил в Орду жаловаться на великого князя Дмитрия Александровича. Хан Тохта, выслушав жалобы князей, отправил на Русь большое войско со своим братом Деденей. Дмитрий, узнав об этом, бежал, а Андрей Александрович Городненский вместе с Федором взяли Владимир, разграбили Богородическую церковь, потом взяли 14 других городов. После этого Федор захватил Переяславль Залесский, отчину Дмитрия. Монголо-татарские отряды прошли от Мурома до Волока-Ламского, «города пожгли», «села и волости, и монастыри повоевали». Были разрушены в 1293 год Муром, Владимир, Суздаль, Юрьев, Переяславль, Коомна, Москва, Можайск, Дмитров, Углич и другие города. Дюдень не тронул Ростов и Ярославль, столицы своих князей-союзников. Выстояла сильно укрепленная Тверь, куда сбежалось при приближении завоевателей население соседних княжеств, остальные города Владимиро-Суздальской Руси лежали в дымящих развалинах: монголо- татары «всю землю пусту сотворили». Множество людей было уведено «в полон» в ордынские кочевья. Но вскоре братья Андрей и Дмитрий помирились. Федор вынужден был уступить последнему Переяславль. Как видим, по сути это - феодальная междоусобная распря, в которой принимали участие кроме Федора и другие русские князья, не женатые на ханских дочерях.

Таким образом, князь Федор Ростиславович в Ярославле строил храмы, расширял город и много сделал для его укрепления. Благодаря умелой политике князя Ярославль мог спокойно жить и развиваться, не боясь разорительных набегов татаро-монгол. Не все понимали это, князя обвиняли в предательстве земли русской за то, что женился на дочери хана; за то, что не ссорится с Ордой.

Глава 3. Почитание святого Федора Черного.

Князь Федор княжил в Ярославле 40 лет. 18 сентября 1299 г. стало плохо. Описание последних минут жизни князя позволяет нам сделать выводы об отношении народа ярославского к князю. По звону колокола на княжий двор «стечеся весь град от мала возраста и до велика, мужеск пол и женск и до сосущих младенцев». На руках принесли умирающего в монастырь Святого Спаса и положили в притвор церкви, где Федор принял постриг. В жизнеописании говорится, что произошло личное прощание каждого ярославца с князем – искреннее взаимное прощание обид: « и потом вынес его игумен на прощание на двор, и пребысть ту день той; и исповедаяся перед всеми, еже согрешил к кому, или нелюбие подержа на кого, и кто к нему согреши и враждова нань, всех благослови, и прости, и во всем винна себе сотвори перед Богом и человеки». На следующий день князь умер. Скорбь была всенародная.