Смекни!
smekni.com

Черный Секция «Летопись родного края» (стр. 5 из 6)

4.Федор Черный - http://www.yspu.yar.ru .- 19.10.2006

5.Федор Черный.- http://sch76.median.ru/site/menu/work/podviz/black.html.

6.Хатилович Е. Православный праздник - 2 октября - Черновик. Интернет – газета ф. Журналистики БГУЭП.- http://ismi.ru/tmp/index.php?IDE=4091- на 29.10.06.

7.Ярославский обыватель вспоминает.- НГ Ex Libris от 15.06.2000.- http://exlibris.ng.ru/izdat/2000-06-15/6_recalls.html

Приложение 2. ФЕДОР РОСТИСЛАВИЧ ЧЕРНЫЙ (около 1238 - 1298+)

Родители: Ростислав Мстиславич, ? ;

Дети:
1. Мария, дочь Василия Всеволодовича Ярославского =>

  • 1-я дочь, жена галицкого князя Давыда Константиновича;
  • 2-я дочь, жена Михаила Глебовича Белозерского;
  • Михаил (умер ребенком в 1287-1288гг.);

2. Анна, дочь Менгу-Тимур =>

  • Михаил (1290+), кн. Ярославский;
    От него произошли ярославские князья: Моложские, Сицкие, Прозоровские, Ушатые и др.;
  • Давыд (1321+) =>
    • Василий Грозный (1344+) =>
      • Роман;
        От него произошли князья: Морткины, Деевы, Векошкины, Охлябинины, Хворостинины, Зубатые;
      • Василий (1380);
        От него произошли князья: Пенковы, Троекуровы, Курбские, Кубенские, Шестуновы =>
        • Федор; =>
          • Александр Брюхатый (1463+);
        • Симеон;
        • Дмитрий (1434); =>
          • Иосаф;
        • Иоанн (1426+);
        • Воин;
      • Глеб;
        От него произошли князья: Засекины, Шаховские, Щетинины;
    • Михаил (1362);
  • Константин Умелец, кн. Ярославский;

Румянцев В. Историческая энциклопедия.- http://safety.spbstu.ru/book/hrono/hrono/organ/ukazatel/index.html

Приложение 3. Духовная песня, посвященная Ф. Черному.

Во славном во граде Ярославле

На честном на княжеском престоле

Сидел свет святой Федор.

Всем он суд правый правил,

Богатых и сильных не стыдился,

Нищих и убогих не гнушался.

Послал Бог на Федора бесчестье:

Умерла у него честная княгиня.

Стал по ней Федор сокрушаться,

Стал он Господу Богу молиться:

« Господи, Господи Спас Милосердный!

Чем я тебя, Господи, прогневал,

За что меня грешного казниши?

Не будет мне в старости утехи.

Али я тебе, Господи, не молился,

Святым постом не постился,

Али суд неправый коли правил,

Али когда нищих не призрел?»

Так рыдающе он изнеможе,

Ложился спать он на ложе.

Во сне Федор-князь видит:

Пресвятая Мать Богородица

Сидит на златом она престоле,

А у ног Антоний с Феодосьем.

Говорит Феодору Мать Пресвятая Богородица:

« Ты не плачь, Феодоре, не кручинься,

Любя тебя сын мой наказует;

За то, что ты Господу молился,

Святым постом ты постился,

За то, что ты правый суд правил,

За то, что убогих призреваешь.

Ты пойми другую супругу,

Принесет она тебе плод честнейший:

Родит двух сынов тебе святых,

Свет Давида да Константина».

Благоверный княже Феодоре и с чады!

Избавите раба от зельныя печали,

Я же имать по рабе,

И да утвердится сердце его,

Аминь.

Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991, С. 103-104.

Приложение 4. Последние дни жизни Федора Черного.

В пятницу 18 сентября 1299 год, в необычное время, в 3 часа дня, граждане Ярославля были привлечены звоном всех колоколов, идущим от Успенского Собора княжьего двора. Все население поспешило на княжий двор. «Стечеся весь град от мала возраста и до велика, мужеск пол и женск и до сосущих младенцев». Больного князя положили на носилки и понесли « через весь град в монастырь Святого Спаса».[16] Тогда это расстояние, теперь кажущегося небольшим, от Стрелки до Спасо – Преображенском монастыре, составляло диаметр всего города. Скорбь была всенародной. Князя принесли в монастырь и положили в притворе церковном. Трогательная подробность: не в середине храма и не на особо важное место, куда ярославский князь приходил с почетом каждый день, а только в притвор церковный принесен смирившийся князь. Встретил его игумен монастыря и, «припад» к нему, стал задавать вопросы обычные, положенные уставом перед началом пострижения монашеского. Федор Ростиславович произнес положенные обеты, а потом священнодейсвие прервалось. Федора вынесли из притвора на двор Спасо - Преображенского монастыря. Сентябрьский вечер уже клонился к вечеру, и люди освободились от работы. Как говорит жизнеописание, произошло личное прощание каждого ярославца с князем – искреннее взаимное прощание обид: « и потом вынес его игумен на прощание на двор, и пребысть ту день той; и исповедаяся перед всеми, еже согрешил к кому, или нелюбие подержа на кого, и кто к нему согреши и враждова нань, всех благослови, и прости, и во всем винна себе сотвори перед Богом и человеки».

Наконец Федор призвал к себе Анну и сыновей своих Давида и Константина. Он наставил их жить в мире и взаимной любви. Между тем миновал вечер и наступила ночь. Федор заметно ослабел, а утром 19 сентября 1299 года Федор попросил, чтобы его оставили одного, вместе с игуменом и монахами, к началу богослужения осенил себя крестным знамением и умер.

И тотчас « начаша звонить во все колокола, и снидеся народа множество бесчисленное». [17] Житие повествует: « Чюдно бе зрети блаженного на одре лежаща, не яко умерша, но яко жива суща: светляшеся лице его яко солнечным лучам подобится, честными сединами украшено, показуя душевную уго чистоту и незлобливое сердце».


[1] Ярославский обыватель вспоминает.- НГ Ex Libris.- http://exlibris.ng.ru/izdat/2000-06-15/6_recalls.html.- 15.06.2000.

[2] Грязнов А.Ф. Ярославская Большая Мануфактура за время с 1722 по 1856 г.-М., 1910.-с.2

[3] www.ateism.ru/cgi-bin/atheism/msgbook/tema.

[4] Великий князь Смоленский и Ярославский Федор Ростиславович Черный: Речь С.М. Шпилевского в день шестисотлетия годовщины смерти Федора, 19 сентября 1899года. Издание Ярославской губернской ученой архивной комиссии, Ярославль, 1999.

[5] Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия, Соч.,т.1 , М.,1963; Греков Б. Д.,Якубовский А. Ю., Золотая Орда и её падение, М. — Л., 1950; Сафаргалиев М. Г., Распад Золотой Орды, Саранск, 1960; Татаро – монголы в Азии и Европе. Сб. ст., М., 1970;Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники, М., 1967; Каргалов В. В., Освободительная борьба Руси против монголо-татарского ига // Вопросы истории. - 1969.- № 2—4.

[6] Школьная энциклопедия «Руссика». История России. IX- XVII вв. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

[7] История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х г.г. XXвека. /А. М. Пономарев, В. М. Марасанова, В. П. Федюк и др.; Отв. ред А. М. Селиванов.- Ярославль: Ярославский гос. университет, 2000.-С. 40-41; Козлов С. А., Анкудинова А. М. Очерки истории Ярославского края с древнейших времен до конца XV века: Учебное пособие.- Ярославль: ЯГПУ им. Ушинского, 1997.

[8] Жизнеописания угодников божьих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии./Cост. Граф Михаил Владимирович Толстой. – Ярославль: Типография Губернского правления, 1905 ; Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.- С .103-104; Князь Федор (Черный); Митрополит Гурий (Егоров): Историч. очерки. – Ярославль: Изд-во «ДИА-пресс»,1999; Святой великий князь Федор Ростиславович Черный, ярославский и смоленский. Взгляд с порога 20 века/ Сост. вступ. статья и подгот. текста А.М. Рутмана. – Ярославль: Александр Рутман, 1999.

[9] Карамзин указывал, что это был хан Ногай, митрополит Иоанн (Вендланд) считает, что это был Менгу-Темир.

[10] Ярославское княжество образовалось в 1218 году уже после того, как город Ярославль, основанный в начале XI в. Ярославом Мудрым, превратился из отдаленного волжского форпоста Ростово-Суздальской земли в город значительный, самостоятельный, развивающийся, имеющий и строящий красивые церкви.

Первым Ярославским князем был Всеволод ( 1218-1238), получивший город в удел от отца, ростовского князя Константина. К Ярославлю относились также «Угличе поле, Молога и страны Заволгские до Кубенского озера».[10] Князь Всеволод Константинович пал в сражении с татарами на реке Сити 4 марта 1238 года с великим князем Юрием ( Георгием) Владимирским.

Князь Всеволод имел двух сыновей – Василия и Константина – от Марины, дочери князя Олега Курского, с которою Всеволод сочетался браком в 1227 году. Смерть отца застала их еще детьми, не старше 10 и 9 лет. Тем не менее Василий наследует отцу на ярославском столе.

В 1245 году, когда Василию было около 17 лет, он вступает в брак с княжной Ксенией, а уже в 1249 году, т.е. не старше 21 года, умирает, оставив после себя дочь Марию и сына Василия. Мария выходит замуж за Федора Черного.

[11] Головщиков К.Д. История города Ярославля.- Ярославль, 1989.-С.50

[12] В 1278 году умирает брат Федора, Глеб Ростиславович. Смоленским князем становится Михаил Ростиславович, который через год умирает. Смоленское княжество переходит к Федору как вотчина, т.е. как наследство от отца. Он остался единственным наследником княжеств. Не понравился переход Смоленского княжества к Федору племянникам, которые считали его своим городом и думать забыли о существовании дяди. В особенности недовольны были сыновья старшего брата, Роман Глебович и Александр Глебович. Но Федор принял решение назначать в Смоленске наместников. Им стал младший племянник, Андрей Михайлович. Роман Глебович в 1285 году напал на Смоленск, намереваясь отнять его у дяди, но не смог, а только поджег пригород и вернулся назад. Борьба за Смоленск продолжалась несколько лет и за год до своей смерти Федор с большим войском крепко бился под Смоленском, но не смог взять город и возвратился в Ярославль.

[13] Жизнеописания угодников божьих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии./ сост. Граф Михаил Владимирович Толстой. – Ярославль: Типография Губернского правления, 1905.

[14] Первое чудо совершилось с иереем и его сыном, которые были больны болезнью телесной. Получив внезапное исцеление от своей болезни, они сразу сообщили об этом. Все присутствовавшие при этом были удивлены, поражены и прославили Бога. Тотчас же был отслужен водосвятный молебен.