Смекни!
smekni.com

«Русь деревенская в лирике С. Есенина» (стр. 3 из 5)

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Не просто поля, а пашни и нивы, не столько луга, сколько сенокос становятся объектом описания у автора. Сельская жизнь во всех ее проявлениях — вот содержание поэзии Есенина. Крестьянский труд со всеми его тяготами и радостями влечет к себе поэта: косьба, кузнечное дело, работа пахаря и жнеца — все это хочет описать он в своих стихах.

3. Особенности поэтического стиля Есенина

В качестве особенностей поэтического стиля Сергея Есенина необходимо отметить песенно-фольклорное начало. Это прежде всего мелодичность. Не случайно Есенин до сих пор – поэт , которого поют больше чем кого-либо другого. От народной же песни – обилие повторов и кольцевые обрамления: и наконец - постоянные эпитеты и системы сквозных лирических образов ( клен, черемуха, яблоня, сад, осень), переходящих из стихотворения в стихотворение.

Вторая особенность – это образность. Каждый есенинский образ заключает в себе определение какой-то, не всегда легко, с ходу, понятной поэтической мысли. Для того, чтобы глубже понять мысль поэта, необходимо учитывать весь контекст его творчества. Словесный образ Есенина отражает «узловую завязь природу и человека». Отсюда два любимых художественных приема - олицетворение и метафора, которые не редко совмещаются в одном образе:

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

(« О красном вечере задумалась дорога…» 1916год).
Своеобразное открытие Есенина - «олицетворение наоборот», когда происходящее с миром природы отождествляется с состоянием человека. (« Отговорила роща золотая…»).

Для творчества Есенина характерны особенности цвето-световой палитры. Преобладающие цвета в лирике Есенина- синий, голубой, розовый, золотой, серебряный. Часто краски приглушены, смягчены, а пейзаж словно подернут дымкой:

Несказанное, синее, нежное,

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное-

Дышит запахом меда и роз.

(«Несказанное, синее, нежное…»,1925 год)

Любимые есенинские эпитеты - синий и голубой – постоянные спутники матери-родины, Руси и юности поэта. Хотя показательно то, что в зимнем цикле стихов преобладают в основном два цвета- черный и белый:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

(«Снежная равнина, белая луна…», 1925 )

Стихотворения Есенина полны звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, раздается "белый перезвон" берез, вызванивают ивы, звенят удила, "со звонами" плачут глухари, заливаются бубенцы, слышится "дрем-ная песня" рыбаков, шумят тростники, играет то тальянка, то ливенка. Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана. Кругом — мягкая зелень полей, алый свет зари, голубеет небесный песок, кадит черемуховый дым. У его героинь "красной рюшкою по белу сарафан на подоле", синие или украшенные шитьем платки, а герой — в белой свитке и алом кушаке. Полыхают зори, рощи кроют синим мраком, впрочем, мрак может быть и алым, на воде — желтые поводья месяца. Синее, голубое, алое, зеленое, рыжее, золотое — брызжет и переливается в стихах поэта. Простая крестьянская изба, родные приокские просторы обретают почти сказочную красочность:

Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети.
Где-то мышь скребется в затворенной клети...


Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, Есенин стремится не просто донести до читателя свою радость от их видения, а передать, заразить его ощущением полноты и красоты жизни. Светлый и радостный колорит кажется преобладающим. Однако за бросающейся в глаза красочностью и многозвучностью в его стихах всегда ощущается нечто грустное и печальное. За радостным настроением, за чувством ликования и полного приятия земного бытия чуть сквозит, чуть брезжит, но обязательно присутствует некая тайна — тайна краткости, конечности человеческой жизни, хрупкости человеческого счастья.
И еще одна главнейшая, определяющая черта поэзии Есенина — полная слитность с народной жизнью. И дело здесь не в происхождении и обстоятельствах жизни самого поэта, дело не просто в знании реальных условий, тягот и лишений крестьянской судьбы, хотя, конечно, кровная связь с крестьянской жизнью обогатила Есенина ее органическим, природным, некнижным знанием
Родная земля дала ему большее — народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, теми представлениями о добре и зле, о правде и кривде, о счастье и несчастье, которые вырабатывались народом в течение столетий. Ему не надо было искать путей к душе народа — он сам по праву ощущал себя одним из ее носителей.

4. Быт родной деревни в творчестве поэта.

В полном соответствии с традицией, заложенной русской классической литературой и особенно поэзией Н. А. Некрасова, С. Есенин предпочитает говорить не об отвлеченной «русской идее», а воспевать крестьянский труд, который хорошо знает:


Хорошо косою в утренний туман
Выводить по полю травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.

Однако не только будни, но и праздники деревни находят свое отражение у Есенина. Троицын день и Купалье, девичники и солдатские проводы, сельские гулянья и ярмарки неизменно сопровождают читателя его стихотворений. В них приволье сельских праздников, гуляний, детская радость ночного, смех, песни, голоса птиц. Стихи полны красок и запахов:


Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари...


Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети...

Радостно включается поэт в размеренную, годами повторяющуюся череду сельских праздников и будней. Вместе со всеми он пойдет в церковь, будет косить траву, выйдет на гулянье:

Троицыно утро, утренний канон.
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы...


Мне было непонятно, почему нужно плакать на цветы. Оказывается, это очень древний обряд, еще языческий. Чтобы дождь напоил посевы и был урожай, на празднике весны, который после принятия христианства совпал с «зеленой Троицей», нужно было собрать немного полевых цветов, принести их в церковь и обязательно уронить на них несколько слезинок. Чем больше слез, тем больше дождей. Поэтичный и красивый обряд поэт вспоминает не как что-то экзотическое, как обычную деталь своей повседневной жизни. Становится понятно, что он действительно знает деревенский быт, любит его.
Так, в чередовании трудов и немудреных праздников, и проходит жизнь обитателей деревенского мира Есенина. Мир этот — патриархальный, со своими обычаями и ритуалами, глубоко религиозный. Розовые иконы, сельская церквушка, богомольцы, сам Господь, идущий “пытать людей в любови” — все эти образы – неотъемлемая часть его описаний. Религиозность присуща деревне изначально, это тот источник, из которого выросла глубокая нравственная сила народа, чистота и любовь к ближнему. А кроме того, в ней — мощное эстетическое начало, ведь всякий церковный ритуал, всякий праздник одновременно и яркое, радующее душу зрелище:


Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

В ряду певцов сельской жизни Есенин, пожалуй, действительно “последний поэт”. Всем своим творчеством он был предан этой теме. Проникновенность, глубокое чувство, поэтическая сила его стихов о деревне не оставляют равнодушным читателя и свидетельствуют о том, что всем сердцем, всей душой автор любил этот прекрасный и светлый мир своего детства и своих взрослых снов.

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла,

- скажет Есенин.

Действительно, особой красотой и напевностью наполнены его стихи о сельском приволье, прелести родных просторов. Лиризм и нежность строк Есенина входят в душу, поражают своей наполненностью светом, воздухом, звучанием, завораживают сказочностью.

Покраснела рябина,

Посинела вода.

Месяц, всадник унылый,

Уронил повода.

Снова выплыл из рощи

Синим лебедем мрак.

Чудотворные мощи

Он принес на крылах.

Только влюбленному в жизнь открываются такие искренние и проникновенные строки, доходящие до глубины сознания, трогающие до слез, до сердечной боли. Поэт любил Россию такой, какой она была, не приукрашивая и не умаляя ее достоинств. Сыновней любовью веет от его произведений.

Даль подернулась туманом.

Чешет тучи лунный гребень.

Красный вечер за куканом

Расстелил кудрявый бредень.

Под окном от скользких ветел

Перепелъи звоны ветра.

Тихий сумрак, ангел теплый,

Напоен нездешним светом.

5. «Живое» и «железное» в творчестве Есенина.

Но поэт не может вечно существовать в тихом замкнутом мирке, каким бы милым и привлекательным он ни был. Его манит жизнь, и Есенин уезжает в город, далекий и таинственный в воображении молодого человека. Но проходит совсем немного времени, и город начинает давить поэта своей громадой, отсутствием простора, суетливостью и неискренностью окружающих. Безысходная тоска начинает звучать в стихотворениях Есенина.

Храня завет родных поверий -

Питать к греху стыдливый страх,

Бродил я в каменной пещере,

Как искушаемый монах.

Как муравьи кишели люди

Из щелей выдолбленных глыб,