Смекни!
smekni.com

«Русь деревенская в лирике С. Есенина» (стр. 5 из 5)

С тоской глядит поэт на новую деревню. И в его стихах появляются новые настроения. Он пытается привыкнуть к происходящему и увидеть в нем что-нибудь близкое. Есенин пишет: “Мне теперь по душе иное”. Бедные поля, жалкие лачуги, нищета — вот таким он видит образ прежней деревни. Во имя благоденствия, богатства страны — “каменного и стального” — он отступается от нее. Но нельзя сказать, что поэт предает родной ему жизненный уклад, переходит в стан противника. Нет, ему по-прежнему близки идеи его молодости. Его чувство сопричастности судьбе России, его чувство любви и ответственности за нее заставляют Есенина бороться до конца. Он по-прежнему дорожит теплом и светом сельской жизни.

К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу —
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?

Вместе с деревенским миром С. Есенин пережил его крушение, сострадая и печалясь о нем. За поверхностным городским лоском, за лайковыми перчатками и заграничным костюмом — все тот же “беспечный парень”, который запросто может взять в руки косу и вывести ею “травяные строчки”; читать их сможет “каждая корова”, и оттого душу героя наполняет радость: результат его труда ясен и очевиден, к тому же несомненно полезен.

V. Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

О гражданской позиции Сергея Есенина, о его любви к России , к сельской родине рассказывает стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Оно было написано в июле 1925 года и опубликовано в газете «Бакинский рабочий» за полгода до смерти поэта. Композиционно это стихотворение состоит из шести строф, каждая из которых четверостишие. Его можно логически разделить на две части: в первой поэт описывает красоту окружающей природы и говорит о своей любви к родине, во второй – о том, что он несмотря ни на какие перемены, произошедшие в социальной жизни, никогда не изменит этому чувству. Главная тема стихотворения – глубокая, выстраданная любовь поэта к родному краю. Есенин не представляет своей жизни без бескрайних просторов полей, лугов и лесов. В трудные минуты воспоминания о любимых уголках природы согревают душу и придают силы поэту. Читая это стихотворение, слышишь голос лирического героя, который пронизан чувством грусти, сожаления. Повествование течёт спокойно и размеренно, он словно сдерживает душевные муки. Мне представляется картина: ночь, залитая лунным светом равнина, насыщенный запах луговых трав. Стоит тишина, но если прислушаться, то можно услышать, как лёгкий ветерок слегка колышет тонкие травинки и где-то вдалеке раздаётся крик журавля. Есенин описывает дорогие ему уголки окружающей природы: бескрайние просторы родных полей, лесов, лугов.

Стихотворение начинается двумя предложениями, которые вводят нас в мир природы, окружающий лирического героя:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Слово «дорогая» стоит в сильной позиции, для чего Есенин использует

инверсию. Вводя нас в мир чувственного восприятия природы, автор использует в качестве олицетворения глагол «спит». Это описание позволяет нам ощутить настроение лирического героя, возникновение у него чувства теплоты и любви к родине:

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Созерцая природу, лирический герой замечает малейшие изменения,

происходящие вокруг: «спит ковыль», «свинцовой свежести полынь».

Следующая строфа состоит из двух предложений. Здесь перед нами

предстаёт картина философских размышлений лирического героя, которые в основном передаются путём использования глаголов и деепричастий.

Знать, у всех у нас такая участь.

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси.

Лирический герой принимает жизнь такой, как она есть, во всех её

проявлениях и противоречиях.

Следующие строки являются связующим компонентом первых двух четверостиший. В первой части окружающий мир, описанный в начале стихотворения, наполняется деталями:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля, -

Вторая часть продолжает философские размышления лирического героя на тему отношения к родине.

Чем дальше читаешь это стихотворение, тем больше оно нравится. В

последних строфах находит свое развитие философская проблема, поставленная в начале произведения. Здесь повествуется о серьёзных переменах, произошедших в социальной жизни и мировоззрении людей:

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы…

Это подтверждается использованием однокоренных слов «новым светом», «новью». Но эти перемены на истинные чувства лирического героя не повлияли:

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы.

Это не просто броская фраза, а жизненная позиция поэта. Идеал Есенина – патриархальная, «Голубая» Русь, а не «железная», какой она стала при советской власти. Лирический герой желает остаться в старом мире, воспринимает все перемены как враждебные:

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Лирический герой видит окружающий мир как продолжение себя, и поэтому появление новой жизни воспринимается им как вторжение в личный мир. Он не принимает изменений, но и не выступает против них, а остаётся в своём прежнем мире:

Но и всё же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Всё любя, спокойно умереть!

Есенин, возможно, предчувствуя свою гибель, пишет эти пророческие строчки.

Не случайно слова «пропеть» и «умереть» рифмуются в этой строфе. Поэт мечтает оставить после себя достойную своей родины песню, чтобы живущие после него ощутили притягательную силу родных мест. Отдав таким образом дань родине, поэт считает свою миссию выполненной.

Стихотворение звучит очень выразительно и музыкально.

Есенин не понимал советскую власть, он воспринял «новый свет» как нечто враждебное, он до конца своих дней остался поэтом золотой бревёнчатой избы, его идеал – патриархальная Русь.

На мой взгляд, стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» можно отнести к лучшим произведениям Есенина. Оно привлекло меня своей искренней большой любовью к окружающему миру, к родной природе.

Заключение

Сергей Есенин ушел из жизни в 1925 году. Но для нас поэт всегда остается живым, всегда его творчество вливает нам "в грудь теплынь", учит по-новому видеть родное и любить его. Главная и определяющая черта его поэзии — народность. Он своими глазами видел деревенскую жизнь.
С раннего детства родная земля дала ему самое большое — народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, он увидел добро и зло, счастье и несчастье. Любовь к родной земле и ее вечно прекрасной природе была впитана Есениным с молоком матери, поэтому природе, родине и отчему дому он посвятил большую часть своих произведений. И, уходя, Есенин передал нам всю свою чистую, пронзительную, бесконечную любовь к “стране березового ситца”, свою необыкновенную искренность и человечность.

Стихи Сергея Есенина, мне кажется, не оставляют равнодушным никого. Наверное, потому, что они затрагивают все самое чистое, искреннее, детское и тайное, что есть в каждом из нас. Слова “любовь к родине”, “родная природа” настолько затерты, что уже почти не воспринимаются, но когда читаешь Есенина, с них как бы спадает шелуха, и заново чувствуешь боль и какую-то щемящую нежность. И недаром никакие запреты и гонения на творчество Есенина в темные сталинские времена не могли заставить забыть его, ибо в его "глазах прозрений дивный свет".

Горький писал: "Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности, он выражал стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ России"1.

Когда я думаю об этом человеке, вспоминаются строки Н. А. Некрасова: "Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру..." Тогда бы заглохли и поэтичность, лиричность — светлые родники человеческой души.

Поэзия Есенина всегда находила добрый отклик в душах людей. В наши дни мы являемся свидетелями его мировой славы, всенародной любви к нему. Сейчас его стихи переведены на грузинский, белорусский, литовский, украинский и другие языки. Его произведения используют композиторы, художники, драматурги. А почему нас так притягивает сила есенинской поэзии? Что делает его лирику близкой и дорогой для читателей? Конечно же, любовь к человеку, к родине, природе, отчему дому. Его произведения пробуждают в нас самые светлые чувства, и мы находим в его поэзии что-то близкое нашей душе. Он действительно является поэтом “страны березового ситца».

_________________________________________

1 Горький М. Собр. Соч. – Т. 17. – С.212

Список литературы.

1.А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин «Избранные сочинения», под ред. Беленького Г.И. Москва,1991.

2.Вс. Рождественский «Страницы жизни. С.Есенин». М.,1974.

3. Зуев Н. «Народные истоки поэзии Сергея Есенина».Журнал « Литература в школе»№5

4. Изучение русской советской литературы в 10 классе, учебник под редакцией В.А.Ковалева. М.,1988.

5. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника./ Сост. А.А.Воротников. - Минск, 1995

6.Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. М.В. Кожевникова и П.А.Николаева. - М. 1987

7. Марченко А. «Поэтический мир Есенина». М., Советский писатель, 1989.

8. В.Мусатов В. «Поэтический мир Сергея Есенина» Журнал « Литература в школе».№6.1995.

9.. «О Есенине: Стихи и проза писателей- современников поэта». М.,1990.

10. Прокушев Ю.Л. «С.Есенин: Образ. Стихи. Эпоха». М.,1985.

11. Прокушев Ю.Л. Есенин. Человек, поэт. – М.: Просвещение, 1973

12. «Русская литература». Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. 5-е издание, стереотип. М.Дрова,2005.

13. Руднев В.П. Словарь культуры 20 века. - М., 1997.

14. С.А. Есенин в воспоминаниях современников» (т.1-2). М.,1986.

15.С. Есенин: собрание сочинений (т.1). М.,1990.

16.С.А. Есенин “Стихотворения и поэмы”, “Художественная Литература”, - М. 1982.

17.Словарь литературоведческих терминов. /Под ред. Л.И.Тимофеева и

М.П.Венгрова. - М., 1963

18.Словарь русской литературы. / Под ред. М.Г.Уртминцевой. - Н. Новгород,

1997.

19. Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова. - М.,

1987

20.Солицева Н.М. « Китежский павлин: Филологическая проза. Документы. Факты. Версии». М., 1992.

21.Тавризян Г.М. «Изумленный свидетель» //Сборник статей под ред. И.С.

Нарского, Т.И. Ойзермана. - М., 1991.

22.Хазан В.И. Проблемы поэтики С.А. Есенина. М., Просвещение, 1989. 23.Шубникова- Гусева Н. «Вступительная статья к изданию «С.Есенин в

стихах и в жизни: Стихотворения, 1910-1925». М.,1995.

24.Эвентов И.С. «Сергей Есенин». – М., Просвещение, 1987