Смекни!
smekni.com

«Русь деревенская в лирике С. Есенина» (стр. 4 из 5)

И, схилясъ, двигались их груди,

Что чешуя скорузлых рыб…

И я услышал зык от бога:

Забудь, что видел, и беги! («Город»,1915 г.)

Город враждебен и агрессивен. Он наступает на милые сердцу поэта поля. Под пятой железного коня трогательный тонконогий жеребенок обречен на гибель, спелые колосья соберет неживая, чужая ладонь. Наступление города автор сравнивает с безжалостной охотой, с травлей:

Город, город, ты в схватке железной
Окрестил нас как падаль и мразъ.


В искусственно созданном мире приходится искать утешения в пьянстве и разгуле, стихийно протестуя и еще не понимая, чего хочет душа.

Сам Есенин в 1919 году написал: «Душа грустит о небесах…»

Изначальную раздвоенность человеческой души – порыв в небо и непреодолимое притяжение к земле – Есенин выразил как никто другой из русских поэтов. Причем раздвоенность именно русской души, которая всегда – меж двух бездн. Этот период жизни Есенина можно охарактеризовать словами А. Блока:

Грешить бесстыдно, непробудно,

Счет потерять ночам и дням

И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в Божий храм.

Три раза преклониться долу,

Семь- осенить себя крестом.

Тайком к заплеванному полу

Горячим прикоснуться лбом…

Есенин с грустью вспоминает свою прежнюю жизнь, чуждую городским порочным забавам, суете. От всех его простых и светлых радостей сельского мира только и осталось, чтобы “грусть свою уменьшить”, “золото овса подать кобыле”, увиденной на улице. Герой чувствует себя неуютно в новом для него мире. Его решение остаться в нем сулит боль и тоску. И поэтому ему часто хочется вернуться в родную деревню:

Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет, человек.

6. Личная драма поэта.

Год 1920- переломный в творчестве Есенина. К мотиву покинутого дома прибавился конфликт « Русь Советская»- «Русь уходящая»: « Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец». Сам поэт не знает ответа на вопрос « куда несет нас рок событий», поэтому он дает право голоса своим героям: матери, деду, сестрам, землякам.

Я слушаю. Я в памяти смотрю,

О чем крестьянская судачит оголь.

«С советской властью жить нам по нутрю…

Теперь бы ситцу…Да гвоздей немного…»

Как мало надо этим брадачам,

Чья жизнь в сплошном

Картофеле и хлебе.

(«Русь уходящая», 1924год )


Время С. Есенина — время крутых поворотов истории России, в которых судьба русской деревни складывалась непросто.
Мечты о будущем Родины у поэта связаны, прежде всего, с патриархальным сельским раем. Он ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую крестьянскую республику – страну хлеба и молока. Городской цивилизации он предпочитает жизнь, “привязанную” к земле, к деревенскому труду, к природе.
Его страна видится ему в нивах и хатах, в лучах заходящего солнца.

Земля дала поэзии Есенина краски, образы, народную мудрость, взгляд на жизнь, добро и зло. Он болел народом, село было для него и родиной, и детством, и надеждой на будущее. Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости - все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин всегда был верен себе в главном - в стремлении постичь сложную судьбу своего народа.
Поэт не из газет и учебников знал, что крестьянство — это 95 % населения России. Его счастье должно было стать счастьем родины. Поэтому он принял революцию с восторгом. « В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по- своему, с крестьянским уклоном»1 - пишет он в

1Есенин С. Из статьи « О себе». Собрание сочинений.Т.1 М., Советская Россия, 1990, с.24

статье «О себе» (1925г.)

В первых произведениях, написанных после революции, он приветствует ее «как возможность обновления России»:

О Русь, взмахни крылами!
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.

Для него катастрофические события были очищающим всемирным потопом, после которого должна была настать новая счастливая жизнь в голубиной стране народных легенд. Но радость была недолгой. Очень скоро стало ясно, что ожидания не оправдались.

Есенина не обманули лозунги, он видел, как разрушается деревня, уничтожается быт, весь уклад жизни, как вместо счастья и богатства по селам идут нищета, голод и смерть.

На деревню железной пятой наступает город, сталь и железо пришли на смену гармоничной жизни природы. С. Есенин тяжело, временами трагически переживает ломку старых, патриархальных устоев русской деревни. Боль и тревога звучат в стихах поэта, посвященных погибающему жизненному укладу. Невозможно забыть есенинского «красногривого жеребенка». Сам Есенин писал, что «конь стальной победил коня живого», и этот маленький жеребенок был для него наглядным дорогим вымирающим образом деревни.

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Там, где все видели победу цивилизации и техники, Есенин увидел гибель огромного пласта культуры. В победном шествии социализма умный и тонко чувствующий поэт провидел «умерщвление личности как живого». Мы пережили страшные последствия этого убийства личности, когда ценность человеческой индивидуальности свелась к нулю. И стихи Есенина возвращают нас к простому и сильному чувству любви к каждому отдельному человеку, будь он поэтом или пахарем, любви к родине, даже если она грязна и бедна и над ней смеются богатые и сытые соседи:


Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь
В стихотворении "Русь уходящая" он с горечью пишет:
Я человек не новый.

Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнатъ стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

III. Анализ стихотворения “Не жалею, не зову, не плачу...”

Стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу...” написано С. Есениным в 1921 году. В ту пору ему исполнилось всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные философские размышления о скоротечности жизни. Немного несвоевременно, не так ли? Ведь по-настоящему у поэта не наступил еще полдень жизни, а он уже грустит о ее закате. Но сам Есенин так объясняет мотивы печали и грустных размышлений: “Поэту необходимо чаще думать о смерти, и что только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь”.
Это стихотворение — монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами, заведомо предполагая в собеседнике друга, на понимание которого он вполне может рассчитывать. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства захватывают, пленяют и покоряют своей простотой и искренностью. Может быть, потому, что Есенин здесь представляется частью природы. Если пользоваться словами М. Пришвина, это “видение души человека через образы природы”.
Как талантливый художник, Есенин умело пользуется всей палитрой красок, создавая свои неповторимые оттенки: “страна березового ситца”, “пламень уст”, “гулкая рань”, “розовый конь”. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает живописную одухотворенность. Казалось бы, розовый цвет какой-то неопределенный, маловыразительный, промежуточный, несколько разбавленный. И тем более интересно умение Есенина пользоваться этой краской, придавая не свойственную ей выразительность. Ведь именно одно слово “розовый” создает и усиливает ощущение прошедшей юности, красоты, свежести:

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Песенность этого стихотворения несомненна. Музыка звучит в каждой строфе. Эпитеты, сравнения, метафоры существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя. Прошлое (“страна березового ситца не заманит шляться босиком”), настоящее (“дух бродяжий! Ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст”), грустные думы о будущем (“увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым”) — все сливается в единую картину человеческой осени.
Есенин задает себе вопрос: “Жизнь моя, иль ты приснилась мне?”, прислушиваясь к себе с тревогой, смятением, неуверенностью и беспокойством. Ох, как не хочется ему в это верить, и он делает попытку если не преодолеть это мучительное состояние, то хотя бы попытаться осмыслить новое для него настроение. И, чувствуя себя неотделимым от природы, от этого великого вечного движения, связанным с рождением, расцветом и увяданием, с вечным обновлением, поэт обретает мудрое, философское отношение к жизни.


IV. Верность поэта Руси крестьянской

Вернувшись в двадцатых годах домой, Есенин замечает в деревне, которая является для него символом родины, приметы больших изменений. Есенину на минуту кажется, что его родина в нем не нуждается и у нее теперь есть другие певцы:
Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал, что я с народом дpужeн?

Он искренне пытался принять новую, советскую Россию, винил себя в том, что “юность светлую мою в борьбе других я не увидел”, был готов, “задрав штаны, бежать за комсомолом”. Об этом рассказывают его маленькие поэмы “Возвращение на Родину”, “Русь уходящая”, “Письмо к женщине”, “Русь советская”. И все же поэт чувствовал себя здесь чужим, бесполезным, выброшенным из жизни:

Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Он никого не упрекал в своей трагедии, был готов все принять и простить, но стать поэтом “социалистических преобразований” просто не мог по своей сути:

...У вас иная жизнь, у вас другой напев,
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев..