Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к циклу литературных бесед «Эхо войны и память сердца» (стр. 2 из 5)

Трижды был контужен, тяжело ранен. Осколки в основании черепа остались до конца жизни. Имеет шесть боевых наград.

Богомолов и как писатель, и как человек - редкий. Он не выносил ни малейшего приукрашивания, а тем более вранья, даже безобидного. Тут же вскинет, бывало, голову, пронзит колючим взглядом. Владимир Богомолов - человек, проживший жизнь отдельно от своей славы.

Загадочная личность, до конца не разгаданная. Не фотографировался - не терпел. Единственный фронтовой снимок - репродукция с групповой фотографии: шесть офицеров по какому-то поводу решили сняться.

Ну, на войне кто пахал, тому было не до позирования. Но и потом, всю жизнь, не подпускал фотографов. Если снимали вдруг за большим общим столом, он закрывал лицо руками. За всю жизнь никого не впустил к себе в рабочий кабинет.

Его яркая и необычная военная проза поражала своей психологической достоверностью и документальностью обстоятельств.

В 1958-м вышла первая повесть Богомолова – «Иван», сразу принесшая автору известность. Герой повести «Иван» - подросток, почти ребенок, одиннадцатилетний Иван Буслов, ставший во время войны профессиональным разведчиком, прочитав в журнале рассказ о разведчиках, говорит: «Переживательно. Только по правде так не бывает».

Владимир Богомолов пишет о том, что бывает «по правде». Прежде всего – это чувство бесконечного долга перед всеми, кто погиб на войне, и перед теми, чьи близкие, особенно дети, не вернулись с войны.

Один из самых тяжелых для писателя дней – 15 сентября, день рождения его друга Петьки Юдина, погибшего на фронте. Каждый год в этот день родители Петьки собирали уцелевших друзей детства сына, и Богомолов «ощущает себя чем-то виноватым и бесконечно должным». В этом ощущении – и секрет его успеха, и ключ к его творчеству, которое почти целиком так или иначе связано с войной.

Иван Буслов – характер новый для литературы, и не потому, конечно, что перед нами «маленький герой».

Нет, произведений о юных героях минувшей войны вышло немало. Иван запомнился не «лихими» приключениями юного удальца, а иным – цельностью своего трагического облика. Иван – человек редкой силы: «Вид у него был жалкий, измученный, однако держался независимо, говорил…умеренно и даже властно: он не просил, а требовал». Гордая независимость вообще свойственна Ивану. Он не играет во взрослость, в разведчика – он уже разведчик. В ряде случаев он просто незаменим, там, где не пройдет взрослый, пройдет он, Иван…

Осенью он переплывает Днепр на бревне; мокрый, маленький, худенький отдает приказания офицеру, и офицер эти приказания выполняет! Ему трудно притворяться. Когда его все же схватила немецкая полевая полиция, он «на допросах держался вызывающе». Страшно и неотвратимо гибнет Иван…

Жизнь, в особенности молодая, расцветшая жизнь и война – несовместимы.

Финал рассказа документально прост, но это простота истинной трагедии. 2 мая 1945 года Гальцев (командир батальона) разбирает в Берлине, в здании гестапо, архивы.

«Взглянул – и сердце мое сжалось: с фотографии, приклеенной к бланку, на меня смотрел Иван Буслов…Я узнал его сразу по скуластому лицу и большим, широко открытым глазам». «Допрашиваемый тщательно и со всей строгостью в течение четырех суток Иван никаких показаний, способствовавших бы установлению его личности, а также выяснению мотивов его пребывания в запретной зоне, не дал. Расстрелян 25. 12.43 г. в 6.55».

«Момент истины» или «В августе сорок четвертого» стал одной из лучших книг о войне, и уж точно лучшей прозой о советских спецслужбах.

Книга удивительно щедро показывает малоизвестные страницы истории великой войны.

В. Богомолов в мельчайших деталях воссоздает сложнейший воинский механизм, сотни служб и тысячи людей которого приведены в действие, чтобы обеспечить сохранение особо важной военной тайны.

Тройка «чистильщиков» - капитан Алехин, старший лейтенант Таманцев и лейтенант Блинов – получает задание обнаружить и обезвредить шпионскую группу, действующую в тылу и передающую противнику важные агентурные сведения.

«Чистильщики» - это контрразведчики, специально тренированные, чтобы долгими сутками, в любую непогоду вести наблюдения; не растеряться ни на единую секунду, которая решает вопрос жизни или смерти; суметь за каких-нибудь десять минут поймать на мельчайших неточностях и разоблачить матерого противника.

Когда читаешь роман в первый раз, чувствуешь, как неудержимо втягивает в себя «приключенческий сюжет» - история розыска вражеской агентуры. Эта книга похожа на многослойный пирог. Знаменитый роман очень интересно написан, он говорит разными голосами, время в нем убыстряется, раскручивается, а под конец летит камнем.

Из четырехсот страниц четверть – рассказ о том, что проходит за полчаса на лесной поляне. Каждый шаг, каждое усилие группы Алехина воспроизведены писателем тщательно и конкретно. Роман открывает нам жизнь августа сорок четвертого.

Недюжинными духовными качествами должен обладать человек, вступивший в ожесточенную схватку с врагом.

Этими качествами в полной мере обладают герои романа. Примечательно, что лишь некоторые из них специально готовили себя к деятельности контрразведчиков: старый чекист генерал Егоров да, может быть, старший лейтенант Таманцев, бывший пограничник. Остальные – люди самых мирных профессий. Подполковник Поляков – журналист. Капитан Алехин – агроном-селекционер. Девятнадцатилетний лейтенант Блинов – тот и вовсе попал на фронт со школьной скамьи, да и в группе Алехина он недавно. Но война, солдатский долг, беззаветная преданность Родине и, конечно, высокое умение их командиров, сделали их способными решать любые задачи своей профессии.

«Контрразведка – это не загадочные красотки, рестораны, джаз и всезнающие фрайера, как показывают в фильмах и романах. Военная контрразведка – это огромная тяжелая работа», - говорит один из героев романа.

Каждый из участников события переживает в финале романа свой «момент истины». Переживаем его и мы, читатели. Роман этот не только о прошлом. Он во многом перекликается с нашим временем, помогает понять судьбу человека в нашем сложном, огромном, меняющемся мире.

В 2003 году ЮНЕСКО назвала роман Богомолова «Момент истины» шедевром мировой литературы XX века и отметила автора грамотой «За выдающийся вклад в развитие мировой литературы». Российская Академия наук вручила Владимиру Осиповичу медаль. От иных званий, наград, литературных премий писатель отказался.

Были у человека свои принципы, от которых он не отступал ни на йоту в течение всей жизни.

«Хранить вечно» - существует такой гриф на документах особого рода. После книги «В августе сорок четвертого», можно сказать, что память о людях, во имя которых написан роман, не изгладится, не померкнет.

Владимир Осипович умер во сне - легкая, праведная кончина.

Лежал на боку, лицом к стене, по-детски подложив под щеку ладонь. Точно так засыпал у разведчиков подросток Иван, герой повести, только что вернувшийся «с того берега», от немцев, усталый, измученный.

Но свой последний роман он успел все-таки закончить. Буквально за неделю до своей кончины. Назвал его необычно: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне». Он выйдет к шестидесятилетию Победы.

Литература о жизни и творчестве

1. Березин, В. Момент истины читателя: [о воен. прозе В.О. Богомолова] / В. Березин // Кн. обозрение. - 2004. - № 5. – С. 7.

2. Елисеев, Н. Подвиг разведчика: [в Москве на 78 году жизни умер В.О. Богомолов] / Н. Елисеев // Огонек. - 2004. - № 2. - С. 50-51.

3. Иванов, Н. В декабре двух тысяч третьего…: [о В.О. Богомолове] / Н. Иванов // Лит. Россия. - 2004.-№ 1. - С.14.

4. Истины Владимира Богомолова: [некролог] // Кн. обозрение.- 2004. - № 1. – C. 2.

5. Стародубец, А. Момент истины длиною в жизнь: [ушел из жизни замечательный писатель В. Богомолов] / А. Стародубец // Труд. - 2003. - 6 янв. - С. 6.

Юрий Васильевич Бондарев

Для будущего писателя, как и для всего его поколения, война была первым и, пожалуй, главным жизненным опытом. Она явилась не только школой мужества, не только тяжелым испытанием, но и главной школой жизни.

«Война, - признавался Ю. Бондарев, - была жестокой и грубой школой, мы сидели не за партами, не в аудиториях, а в мерзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а батарейные снаряды».

Слова эти Бондарев напишет через четверть века после окончания войны. Напишет о своем поколении и о самом себе. Но их с полным правом можно отнести и к героям его произведений, ибо их биография – это, в значительной степени, биография самого Юрия Бондарева.

Юрий Васильевич родился 15 марта 1924 года в уральском городе Орске в семье служащего. Позднее семья переехала в Москву. Мальчик учился в школе, и ничего сколько-нибудь значительного в этот период в его жизни не происходило. Окончание школы пришлось как раз на тот год и месяц, когда началась Великая Отечественная война.

День 22 июня круто изменил судьбу юноши. По огненным дорогам недавний школьник, а теперь солдат, сержант, офицер прошагал от берегов Волги до Чехословакии. Дважды был ранен. В 1945 году вместе со всей страной праздновал Победу. Вот и вся довоенная и военная биография писателя. Биография, которую, по словам одного бондаревского героя, можно «уложить в одну строчку». Война стала для Бондарева суровой школой жизни, сформировала его как личность.

С войны–то и начинается его настоящая биография.