Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к циклу литературных бесед «Эхо войны и память сердца» (стр. 3 из 5)

Обретенная в боях она не только стала надежной основой творчества, но и сыграла решающую роль во всей писательской судьбе Юрия Бондарева.

«Там, где я воевал, - заявит он позднее, - возникла моя писательская биография».

Известность Бондареву принесла повесть «Батальоны просят огня» (1957). Оттолкнувшись от реальной истории освобождения советскими войсками Киева, Юрий Бондарев ставит героев повести в сурово драматическую ситуацию.

Два батальона с несколькими орудиями переплавляются на противоположный, занятый немцами, берег Днепра и завязывают бой. Батальоны дерутся в полной уверенности, что главный удар будет нанесен именно здесь. Но наступления не будет. Не будет и обещанной артиллерийской поддержки. «Держитесь до последнего!» - приказал по радио комдив. И они держались 16 часов, оттянув на себя значительную часть немецких войск.

Великая Отечественная война явилась тяжелым испытанием для нашего народа. Личное отодвинулось на второй план. Все мелкое, суетное отсеялось, как шелуха. Осталось главное – Родина, ее честь и свобода. Таковы герои «Батальонов…» - Ермаков, Кондратьев, Орлов и другие.

Не таков полковник Иверзев. Его поведение и поступки во многом определяются тщеславным стремлением к личному успеху. И потому столкновение Ермакова с Иверзевым окажется неизбежным, ибо на войне бездушие, карьеризм, себялюбие оплачивается слишком дорогой ценой – ценой человеческих жизней. Не случайно старший лейтенант Орлов говорит: «Есть на войне, Ермаков, одна вещь, которую не прощаю: на чужой крови, на святом, брат, местечко делать».

Через два года после выхода «Батальонов…» появилась следующая – и тоже «военная» - вещь Бондарева – повесть «Последние залпы», также привлекшая к себе внимание читателей.

«Последние залпы» близки повести «Батальоны просят огня». Близки, прежде всего, стремлением автора к предельно правдивому изображению войны и человека на войне.

И так же как в предыдущей повести, в «Последних залпах», все внимание писателя сосредоточено на одном бое одной батареи, которая преградила в последние дни войны путь сильной группировке немцев, прорывающейся в Чехословакию. И так же, как в «Батальонах…», здесь героическое тесно переплетено с трагическим. Причем героям «Последних залпов» труднее, чем героям «Батальонов…». Труднее психологически. Война кончается. И то, что раньше казалось таким далеким и почти нереальным, - Победа и мирная жизнь – теперь к каждому придвинулось вплотную, стало близким и осязаемым.

Главному герою «Последних залпов», командиру батареи, капитану Дмитрию Новикову, немногим более двадцати лет. Строгий, справедливый, бережно относящийся к солдатам, он «думал больше о других, чем о себе, жил чужой жизнью, отказывал себе в том, что порой разрешал другим…».

Молодость Новиков «скрывал, как слабость и стеснялся ее здесь на войне». И не о престижности, не о карьере печется он. Для Новикова главное – судьба России. С нею у него связано «чувство радостной боли, которое никогда не проходило».

Он не любит громких слов, ненавидит фашизм молча и делает все, что может, чтобы война не продлилась ни одного лишнего дня.

Это придает ему дополнительные силы в условиях, когда кровопролитие идет к концу и когда особенно страшно погибнуть.

В решающую минуту он сам бросается к одному из орудий и расстреливает немецкие танки.

Но как ни близка Победа, не всем было суждено дойти до нее. В последнем своем бою героически погибает большинство действующих лиц. Погибнет и главный герой повести – Дмитрий Новиков.

Следующее «военное» произведение Юрия Бондарева роман «Горячий снег» отделяет от «Последних залпов» более десяти лет.

Роман во многом близок предыдущим произведениям Ю. Бондарева. По признанию самого писателя, «Горячий снег» и ранее написанные повести – это как бы «родные братья», только у «старшего больше седины на висках».

Место действия романа – окоп, блиндаж, узкий «пятачок» земли и одновременно широкая панорама Сталинградской битвы, штаб корпуса и армии, Ставка Верховного Главнокомандующего.

Одни сутки тяжелейшего боя, который вела батарея Дроздовского, стали эпицентром романа. Предстоял кровопролитнейший неравный бой. Все понимали, что приказ «любой ценой», даже ценой собственной жизни – не прихоть командующего, а приказ Родины, истории, приказ собственной совести. В этом бою с танковыми армадами противника решаются задачи не тактического, а стратегического и политического значения. От него зависит перелом в ходе всей войны, от него зависят судьбы Родины. Это отчетливо понимает командующий армией генерал Бессонов. В образе генерала Бессонова как бы аккумулируется все то, что волновало, тревожило, обжигало Ермакова и Новикова.

Ведь именно ему автор доверяет наиболее дорогие и весомые суждения, как, например: «Бессонов был далек от безудержных иллюзий, потому что за все на войне надо платить кровью – за неуспех и за успех, ибо другой платы нет, ничем ее заменить нельзя».

Бондарев и раньше отличался умением воспроизводить трагизм сражений и раскрывать душевное состояние своих героев, преодолевающих чувство самосохранения, идущих на гибель и посылающих на гибель других во имя того «неизмеримо огромного», что двигало и поступками капитана Новикова. Но никогда еще это «неизмеримо огромное» не представало перед глазами читателей так явственно и так конкретно, как в романе «Горячий снег».

«Мы помним о войне потому, что человек – величайшая ценность данного мира, а его мужество и свобода – это освобождение от страха, зла, которые разъединяют людей» - Ю. Бондарев.

Литература о жизни и творчестве

1. Бондарев, Ю. Мы не уйдем с поля боя: [беседа с писателем о 60-летии Победы] / Ю. Бондарев // Слово. – 2004. - № 6. - С. 29-33.

2. К 80-летию со дня рождения Ю. В. Бондарева // Уроки лит. - 2004.-№ 4. - С. 1-6. - (Прил к журн. «Лит. в школе»).

3. Кузнецов, Ф. Протопоп Аввакум нашей литературы: [к 80-летию Ю. Бондарева] / Ф. Кузнецов // Лит. газета. - 2004. - № 10. - С. 1,8.

4. Подборка статей к 80-летию Ю. Бондарева: [портрет писателя] // Слово. - 2004. - № 1. - С. 1-31.

5. Сорокин, В. Красота мудрости: [творческий портрет Ю. Бондарева] / В. Сорокин // Слово. - 2001. - № 2. - С. 73-83.

Василий Владимирович Быков

Его проза, особенно его повести о войне, вошла в золотой фонд не только белорусской, но и русской литературы.

Василий Владимирович Быков (1924 г.) вместе с миллионами своих соотечественников 17-летним ушел на фронт. Из 80 человек, которые окончили пехотное училище вместе с Быковым с войны вернулось четверо. По документам и сам Быков был убит и похоронен в братской могиле возле деревни Большая Севериновка на Кировоградчине.

Из воспоминаний писателя: «Было это в январе сорок четвертого. Наш стрелковый батальон вел бой, внезапно вражеские танки атаковали нас. Огонь был очень плотный. Мы отстреливались. Я был ранен в ногу. Один танк повернул на меня. Я метнул противотанковую гранату, но неудачно и едва успел подобрать ноги. Танк буквально вдавил в снег поля моей шинели…».

В 1944 г. его семья получила извещение, что командир взвода Василий Владимирович Быков погиб смертью храбрых в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Его имя долгое время оставалось выбитым на обелиске братской могилы под Кировоградом.

Спас его счастливый случай: тяжело раненый он выполз из хаты, которую через несколько минут сравняли с землей прорвавшиеся немецкие танки. В полку посчитали его погибшим.

Но взводный Быков выжил, выжил и воевал – в Румынии, Венгрии, Австрии. Вскоре после победы, 19 июня 1945 года, ему исполнился 21 год. В 1947 году он демобилизовался, а с 1949 года снова в Советской Армии – служит артиллерийским офицером на Курильских островах и на Сахалине.

Там, на Дальнем Востоке, в нем пробудилась тяга к литературному творчеству. Спустя 4 года, расставшись с армией, Быков становится журналистом.

Василь Быков вступил в литературу в конце 50-х – начале 60-х годов рассказами о войне, в основе которых лежал личный фронтовой опыт писателя. За этим «скромным фронтовым опытом» стояло немало – годы войны, проведенные непосредственно на передовой.

«Повестям Василя Быкова, - отмечал Юрий Бондарев, - свойственны и натянутый нерв развития событий, и жесткая динамичность; проза эта напоминает крепко сжатую пружину – стремительно распрямляясь, развиваясь, она несет такой заряд неиссякаемой энергии, что кажется, вместе с героями вы прожили целую жизнь, забыв о кратком времени знакомства с ними…».

В первых повестях Василь Быков, по его собственным словам, пытался воссоздать «несколько скромных образов наших людей, которым в памятные годы войны было суждено исполнить свой, иногда неприметный, но всегда многотрудный долг в борьбе с немецким фашизмом». Почти неизменно герои его оказываются в трудных обстоятельствах, когда до предела раскаляются разум и чувства людей.

Проявить героизм вместе со взводом, ротой когда рядом с тобой однополчане, когда чувствуешь на себе взгляд командира, политрука – одно дело. Остаться верным этому началу в условиях, когда ты один, когда тебе, как говорил писатель А. Адамович, «в самом себе (и нигде больше) приходится искать и находить силу противостоять самым жестоким случайностям» - совсем другое дело.

Не все выдерживают такое испытание.

Но большинство выдерживает. Оно оказывается по силам бойцу орудийного расчета Лозняку – герою повести «Третья ракета», продолжавшему драться с наседающими фашистами и после того, как погибли все, кто вместе с ним стоял у орудия.

Сам он так думает о себе перед боем: «Я не герой, не храбрец, я очень обычный и, кажется мне, даже боязливый парень, но неужели я не смогу выдержать до конца?». Он выходит победителем.

Писателя интересует «душа» подвига – нравственность. Не просто выстоять и победить, но выстоять, победить и остаться в этой жестокой, нечеловечески трудной борьбе человеком.