Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к циклу литературных бесед «Эхо войны и память сердца» (стр. 4 из 5)

Таковы повести «партизанского» цикла «Круглянский мост» (1969), «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983). В начале 70-х годов прошлого столетия В. Быковым были написаны и «армейские» произведения – «Дожить до рассвета» (1972) и «Его батальон» (1974). Именно в этих произведениях на первое место выступает глубинное исследование внутренних мотивов и побудительных начал героизма.

В «Сотникове» писатель как бы провел художественный эксперимент над двумя героями - Рыбаком и Сотниковым, оказавшимися в одинаковой ситуации.

Повесть начинается с изображения Рыбака, его мыслей, его пути, и им же закончится. Написанная от третьего лица, повесть состоит из глав, в которых рассказ идет то как бы от имени Рыбака, то как бы от имени Сотникова. Возникает своеобразность повествования, когда события даются с разных точек зрения, а герои – во взаимооценке. Причем автор демонстративно соблюдает своеобразное равенство: нет пылкого героя и подлого предателя, хотя один в прошлом командир артиллерийского дивизиона, а другой - старшина, один окончил институт и преподавал в школе, а второй имеет всего пять классов.

У них много общего: армейское прошлое, бой в лесу, где они помогали друг другу, спали рядом, «ели из одного котелка».

Рыбака вполне можно сопоставить с Васковым из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Это такой же обстоятельный мужик с армейским опытом, знающий жизнь, хлебнувший работы, умелец со сноровкой к любому делу. Вот только одно отличие будет: Рыбак эгоист. Он не смог устоять перед врагами, ибо у него было только одно желание – выжить. Выжить любой ценой. Сотников тоже не хотел умирать, но он нашел в себе силу достойно прожить оставшиеся ему часы. Главный герой, даже погибая, оказывается победителем. «Один погибнет смертью героя и сохранит свое достоинство, а другой – самоуничтожится путем предательства и службы в полиции».

Вслед за Сотниковым поднялся к высшему кодексу человечности учитель Мороз из «Обелиска» - тоже благодаря своему чувству ответственности перед людьми.

Учитель Мороз воспитывал в детях доброе, светлое, честное. Когда пришла война, группа ребят из его небольшой сельской школы устроила покушение на местного полицая, Каина. Детей арестовали. Немцы пустили слух, будто отпустят ребят, если явится укрывшийся у партизан учитель. Мороз решается на этот шаг. Как и следовало ожидать, он гибнет вместе с ребятами, до последней минуты подбадривая их и даже сумев помочь бежать по дороге к месту казни.

По мнению партизан, Мороз опрометчиво решился «на самое безрассудное самоубийство»: ведь он мог укрыться у партизан. Но в том-то и дело, что, кроме прагматической ситуации, есть и нравственная, когда человек – если он действительно человек! – должен подтвердить своей жизнью то, чему он учил, что преподавал, в чем убеждал. Слово учителя – это и дело учителя: он не мог жить, не мог бы дальше учить, если бы хоть один человек подумал, что он струсил, оставил детей в роковой момент. Ребята так и не узнали, что Мороз явился в полицию ради них. Имя учителя было дописано на обелиске рядом с именами героев–ребят.

Никто не забыт, ничто не забыто – в этом победа человека, оставившего след на земле, след в людской памяти.

Литература о жизни и творчестве

1. Егорова, О. Он не дожил до рассвета: [19 июня исполнилось бы 80 лет В. Быкову] / О. Егорова // Рос. газета. - 2004. - 18 июня. - С. 2.

2. Золотусский, И. Знак беды. Три встречи с В. Быковым / И. Золотусский // Лит. газета. - 2004.-№ 24.- С. 8.

3. Кардин, В. Конец изгнания: Мы остались без В. Быкова. И замена ему не предвидится / В. Кардин // Нов. время.-2003. - № 28. - С. 32-33.

4. Лазарев, Л. Правда останется: [о В. Быкове] / Л. Лазарев // Знамя.- 2003. - №12. - С. 113-124.

5. Холодяков, И. В. Великая Отечественная война в произведениях русской литературы XX века: [о творчестве В. Быкова] / И. В. Холодяков // Лит в школе. - 2004.- № 4, 5.

Константин Дмитриевич Воробьев

Константин Воробьев родился 24 сентября 1919 года в селе Нижний Реутец Курганской области. Прожил трудное детство, на себе испытав голод начала 1930-х. Окончил сельскую школу. В 14 лет, чтобы спасти семью от голодной смерти, пошел работать.

В 1935 году работал в районной газете литературным сотрудником. В 1938 году был призван в ряды Красной Армии, попал в армейскую газету «Призыв». После окончания военной службы, работал в газете, откуда был направлен на учебу в Кремлевское пехотное училище. В 1941 году рота кремлевских курсантов сразу попала на фронт, почти вся погибла под Клином. Будучи раненым, К. Воробьев попадает в плен (1941-1943 гг.). Затем – ужасы плена, побеги из концлагерей и продолжение борьбы с фашистами в составе Литовского партизанского отряда.

В 1956 году вышел его первый сборник рассказов «Подснежник». А всего за свою литературную жизнь К. Воробьев написал более 30 рассказов, очерков и 10 повестей.

Известность писателю принесли две пронзительно-правдивые повести о войне – «Крик» и «Убиты под Москвой».

Повесть «Убиты под Москвой» написана в 1961 году. Писатель Виктор Носов вспоминал: «В общем потоке тогдашней литературы о войне она остановила меня, как останавливает в картинной галерее, подвергает в волнующее смятение, скажем, суриковское полотно «Утро стрелецкой казни». Он отмечал в повести остроту и дерзкую смелость письма, «предельно обнаженный драматизм, от которого буквально холодеет сердце».

«Убиты под Москвой» - по форме короткая повесть, однако, по содержанию она включает в себя целую эпоху.

Ноябрь 1941 года. Подмосковье. Рота кремлевских курсантов (240 человек, и все одного роста - 184 см.) идет на фронт.

Многое, очень многое произойдет за эти несколько дней, очень существенное и важное, что перевернет, перепашет душу героев.

Герой К. Воробьева не подросток военной поры, а боевой офицер, вполне отвечающий назначению защитника Родины.

Рюмин, идущий во главе роты, подтянутый, с безукоризненной выправкой, с надменно-иронической усмешкой является образцом для подражания у курсантов, только что окончивших училище.

Повесть «Убиты под Москвой» сосредоточена на событиях, занимающих четыре дня. Пятый день – движение роты к месту событий – обороне на подступах Москвы - лишь упомянут. Пять дней вмещают огромный событийный пласт и перемену в судьбах.

В первую ночную атаку рота Рюмина попадает в окружение. И хотя конечный результат выхода из окружения оказался страшно трагичным (рота была разгромлена), а сам капитан Рюмин, принимая на себя вину за гибель роты, выстрелил себе в сердце, та ночная атака сыграла свое праведное дело: она сделала почти необстрелянных курсантов настоящими солдатами, придала им убежденность, что врага можно бить и побеждать. «Мы их, гадов, всех потом, как вчера ночью», - говорит после разгрома один из оставшихся в живых курсантов, а за ним это вскоре повторит и лейтенант Алексей Ястребов, добавляя: «Мы их…Пускай только…У нас еще Урал и Сибирь есть, забыли что ли?».

Для оставшегося в живых Алексея Ястребова та атака стала и первым уроком мужества, и основой того, что обретет чуть позже, после гибели капитана Рюмина, - полное освобождение от чувства страха. «Он почти физически ощутил, как растаяла в нем тень страха перед собственной смертью. Теперь она стояла перед ним, как дальняя и безразличная ему родня – нищенка…».

Это придает Алексею Ястребову готовность вступить в неравную схватку с немецким танком: «Алексей встал лицом к приближающемуся танку, затем не спеша вынул рюминский пистолет и зачем-то положил его на край окопа у своего правого локтя. Наклоняясь за бутылкой, он увидел испачканные глиной голенища сапог и колени и сперва почистил их, а потом уже выпрямился…».

Алексей поджигает танк, остается жив и идет к своим, туда, где, далеко впереди, беззвучно и медленно в небо тянулись от земли огненные трассы…». Идет возмужавшим за пять дней воином, готовым на новые схватки с врагом – так заканчивается повесть «Убиты под Москвой» - этот бессмертный литературный памятник мужеству солдата.

Как сказал Виктор Астафьев: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, на сон грядущий, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтобы никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими под Москвой».

Под повестью «Это мы, Господи!..» должны бы стоять три даты: 1943-1946-1986. В сорок третьем в партизанском подполье повесть была написана. В сорок шестом предложена московскому журналу и …потеряна.

Единственный ее экземпляр был обнаружен случайно.

В восемьдесят шестом он опубликован на страницах журнала «Наш современник».

Перед нами судьба человека, одного из миллионов попавших в немецкий плен, история лейтенанта Сергея Кострова. Он, один из немногих, смог выжить, духовно выстоять в этом плену, не потеряв надежды на освобождение. С самого начала Сергей решил: «...я молод и хочу жить. Значит, хочу еще бороться». И он боролся.

В течение семнадцати глав автор рассказывает нам о том, что пришлось пережить его герою, что пришлось выстрадать. В плен Сергей попал, когда немцы в 1941 году, в декабре, отступали от Москвы на Волоколамск. Отступали и потому зверели, вымещая злобу на «голодных, больных, измученных людях», и не били их, а убивали. Страшные следы оставляли за собой — горы трупов, которые «в снегу, молчаливо и грозно шлют проклятия убийцам, высунув из-под снега руки, словно завещая мстить, мстить, мстить!». В числе военнопленных, двигавшихся под конвоем немцев, как раз и был Сергей. Ему повезло, его не убили в дороге, не изувечили, хотя и избили, и он попал в ржевский лагерь военнопленных.