Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации муз (стр. 4 из 6)

В методических рекомендациях рассмотрены далеко не все случаи грамматических норм. Однако и приведенные примеры убеждают в том, что повышение речевой культуры экскурсово­да зависит не только от знания словарного состава языка, но и от знания грамматики.

Соблюдение грамматических норм - существенный при­знак культуры любого вида публичного выступления.

1.3. Произносительные нормы

Наряду с лексическими и грамматическими нормами каждо­му языку свойственны общепринятые произносительные (орфо­эпические) нормы.

Экскурсовод должен правильно произносить слова, так как это способствует лучшему восприятию его речи. Стоит экскур­соводу допустить ошибку, сказать тыща, дэмократия, прынцип, ишо, как слушатели переключают свое внимание с содержания экскурсии на погрешности в его речи, начинают подсчитывать их количество.

Наиболее частые нарушения правил орфоэпии:

• четко произносят гласные не только под ударением, но
и в безударном положении, тогда как в безударном положении
некоторые гласные должны изменяться. Так, звук О в соответ­ствии с нормой звучит близко к А (вада, облака);

• не оглушают конечные звонкие согласные; говорят: заказ,
труд
(нужно: закас, трут);

• произносят звук Г как придыхательный, длительный со­гласный, акустически близкий украинскому Г, в то время как норма Г- взрывной, мгновенный;

• согласные -ж, -щ, -ц произносят мягко; говорят: жизнь,
широкий, лекция
(нужно: жызнь, шырокий, лекиыя).

• забывают, что сочетание -тъся в глаголах произносится
с долгим , поэтому правильно: выполняцца, хочецца и пр.

• четко произносят сочетание -чн; надо произносить как шн:
скушно, конешно.

Для выработки правильного литературного произношения необходимо познакомиться с полным сводом орфоэпических правил в словаре-справочнике «Русское литературное произ­ношение и ударение» под редакцией С. И. Ожегова.

Правильное литературное произношение требует также большого внимания к ударению. Ударение в русском языке яв­ляется подвижным и это его свойство создает определенные трудности в усвоении нормы. Тем ответственнее должен отно­ситься экскурсовод к употреблению тех или иных слов, тем тщательнее прислушиваться к их звучанию, обязательно прове­ряя сомнительное в смысле ударения слово по словарям-справочникам.

Нельзя забывать, что у глаголов прошедшего времени во всех формах, кроме женского рода, ударение на основе. Следова­тельно, правильно: начатъ-на́чал, на́чало, на́чали; принятъ-при́нял, при́няло; понятъ-по́нял, по́няло, по́няли и пр.

2. ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

Профессиональному экскурсоводу необходимо иметь хоро­шо поставленный, звучный голос с хорошей дикцией и приятным тембром.

Очень часто можно наблюдать, как экскурсовод напрягает голос, что делает впечатление от экскурсии мало приятным. Да и сам экскурсовод испытывает напряжение, в результате кото­рого получается характерный носовой или горловой звук, сип, хрип, крикливость, возможна детонация (искажение звука), на­прягаются его лобовые мышцы, набухают вены на шее.

При воспитании голоса следует обратить внимание на сле­дующие моменты:

• четкое произношение гласных и согласных звуков в раз­
личных сочетаниях;

• опору и посыл звука (опора звука достигается тренировкой медленного и постепенного ослабления диафрагмы при выдохе);

• вырабатывание правильного направления регистров. Рекомендуется научиться обращать внимание не только на дыхание, но и на тембральную окраску голоса, развитие слуха, мышечную память.

Многократные повторения одной и той же фразы в различ­ных вариантах с различными подтекстами в речи и полураспеве по восходящей и нисходящей гаммам, на усиление и ослабление звука, в медленном и ускоренном темпах позволят запомнить мышечно издаваемый правильный звук, постепенно привыкнуть к нему. В дальнейшей работе над постановкой голоса это помо­жет находить верные интонации.

Желательно знать клавиатуру рояля и научиться элементарно пользоваться им.

2.1. Упражнения для развития слуха

Подойдите к инструменту, найдите ноту до первой октавы и легко ударьте ее. Звук повторите нараспев и на речь. Поначалу звук может быть неточный, но при неоднократном его повторе­нии вы сами услышите правильное его звучание. Быстрый пере­ход с речи нараспев и с распева на речь представляет немалые трудности, справиться с которыми можно только при постоян­ной тренировке. Но это упражнение развивает слух и определяет интонацию речи. Как выработать правильную и приятную инто­нацию, выразительность, широкие голосовые возможности?

Существуют специальные упражнения, которые помогают воспитывать голос. Параллельно с воспитанием голоса и разви­тием дыхания необходимо практиковаться в произношении гласных. Занятия должны строиться на основе фонетической специфики русского языка с учетом особенностей литературной речи.

Гласные звуки - основные элементы нашей речи, без них звучание невозможно. Для работы над гласными звуками можно использовать следующие: И, Э, А, О, У, Ы. Звуки следует про­износить медленно и длительно. Эти упражнения делаются для того, чтобы было понятно положение рта при произношении каждого из звуков, и в дальнейшей работе над текстом экскур­совод не думал об отдельных звуках, а сосредоточил все внимание на логической стороне и художественной образности своего выступления.

Упражнение 1

Звук И. При его произнесении рот слегка раскрыт, как бы в улыбке, уголки рта прижаты к коренным зубам. Зубы разомк­нуты примерно на 2-3 мм, мускулы подбородка не напряжены.

Для упражнения на звук И можно рекомендовать пословицу «Не в свои сани не садись». Произносить ее следует ясно, мед­ленно, четко выговаривая каждое слово, обращая внимание на то, чтобы концы слов в тексте не пропадали. На правильное произношение звука И обращается особое внимание.

Упражнение 2

Звук Э. При произнесении звука Э расстояние между зубами 3-4 мм. Язык кончиком упирается в корни нижних передних зубов, немного приподнят к твердому небу, выгнут, но не на­пряжен. Губы имеют близкую к овалу форму. Произнесите ЭЭЭЭЭЭЭ, затем раздельно И, Э, не соединяя их в звуке. Для упражнения на звук Э можно воспользоваться словами эхо, эра, этаж.

Упражнение 3

Звук А. Некоторые экскурсоводы произносят слова Москва, моя и др. со звуком А, близким к Ы. Это неправильно. Основное положение рта для правильного звукотечения на А следующее: язык лежит плоско у нижних передних зубов и своим кончиком упирается в передние нижние зубы; рот раскрыт примерно на 3-4 см, маленький язычок приподнят. Упражнение дается для то­го, чтобы привыкнуть к раскрытию рта при произнесении слов со звуком А.

Произнесите длительно звук ААААААА. Затем присоедините уже пройденные звуки И, Э. Однако при их произнесении звук А не должен с ними сливаться: а-и, а-и, а-и; и-а, и-а, и-а; а-э, а-э, а-э; э-а, э-а, э-а; и-э-а, и-э-а, и-э-а; э-а-и, э-а-и, э-а-и. Для усвоения правильного произношения звука А рекомендуется подбирать слова и фразы, где встречается И.

Упражнение 4

Звук О. Упражнение со звуком О дается для организации со­бранного звучания в слове при проверке дыхания. Некоторые экскурсоводы произносят звук О кратко, на секундном выдохе, и он теряется в слове.

При упражнении со звуком О губы находятся в собранном состоянии и служат как бы рупором для усиления звучания. Звук должен произноситься устойчиво и длительно. Как только звук начнет вибрировать, следует остановиться.

Раскройте рот в положение звука О и выдыхайте полураспе­вом на высоте, соответствующей среднему звуку, не более 5 се­кунд. Этот звук примерно будет до первой октавы.

Рекомендуется постепенно идти вверх по скользящей хрома­тической гамме (хроматизм - сопоставление высоты двух зву­ков, находящихся друг от друга на расстоянии полутона) до до диез, ре, ре диез, ми, фа и обратно так же по скользящей гамме сверху вниз: ми, ми бемоль, ре, ре бемоль, до и ниже для тех, у кого звучат нижние ноты на звук О нараспев. Звук следует брать без напряжения.

Упражнение 5

Звук У. При звуке У губы сильно вытянуты вперед, натянуты, рот открыт. Звук У в безударном открытом слоге сокращается, доходя почти до полного исчезновения: угол, уголь, упал, ушел. Произнесите фразу: «У осы не усы, не усищи, а усики».

Упражнение 6

Звук Ы. При звуке Ы губы растянуты почти так же, как при звуке И. Нижняя челюсть слегка выдвинута вперед. Кончик языка упирается в корни нижних передних зубов. Спинка языка выгнута к твердому небу. Произнесите: мы, вы, тыл и т. д.

Согласные звуки оказывают непосредственное влияние на произношение гласных и находятся с ними в тесном взаимодей­ствии. Поэтому рекомендуется делать упражнения и с соглас­ными.

Упражнение 7

Звук М. У некоторых экскурсоводов при произношении М звук идет не в носовой резонатор, а остается в носоглоточной полости при закрытых зубах. И такие слова как утром, вечером не имеют в конце слова звучащего М.

Берется звук М и напевается вверх по гамме от до до фа пер­вой октавы и обратно. После каждого произнесенного звука М требуется добор дыхания.