Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации муз (стр. 5 из 6)

Упражнение с закрытым ртом на сонорный звук М служит основным для развития носоглоточного резонатора.

Упражнения со слогами выявляют ряд трудностей: только что приобретенные навыки установки голосового аппарата при­менять сначала будет сложно.

Упражнение 8

При звучании гласного необходимо уже заранее подготовить рот к следующему за ним согласному звуку. Сочетание сонор­ного звука М и гласного И (и-ми-ми-ми) произнести на повы­шение и понижение по скользящей гамме. После каждых трех слогов берется добавочное дыхание. Упражнение хорошо слу­жит для сглаживания регистров, т. е. гладкого перехода в речи от одной ноты в другую, и вырабатывает красоту звука.

Упражнение 9

Звук М произносится нараспев и на речь с гласными звуками на одной длительной строке и на одной высоте, на монотоне (одном тоне). Делая это упражнение, вы приучаетесь держать гортань в удобном для этих звуков положении и одновременно слышать себя.

Дыхание берется на каждую строчку в звучании: ми, мэ, ма, мо, му, мы (без добора дыхания). Это дает возможность посы­лать звук плавно и правильно.

Подобные упражнения рекомендуется делать и с другими со­норными звуками. В обычной речи эти звуки съедаются и не получают той красоты, какая должна быть при произнесении фразы.

Упражнение 10

Произнесение звука Н на повышение и понижение скользя­щей гаммы развивает носовой резонатор. После каждого слога добирается дыхание. Это упражнение особенно полезно тем, у кого наблюдается гнусавость в разговоре.

При подходе к более низкому звучанию упражнение выпол­няется следующим образом: приложив руку к груди, берете ды­хание спокойно, наблюдаете за звучанием резонатора и за арти­куляцией рта по мере приближения к крайней ноте грудного ре­гистра - до первой октавы, си, си бемоль, ля, ля бемоль, соль ма­лой октавы. Это упражнение произносится не только нараспев, но и на речь.

При усилении и ослаблении звука наполураспев и на речь со­храняйте ровное дыхание. Только при этом условии можно дос­тигнуть равномерного звучания.

Упражнение 11

Произносите наполураспеве согласный сонорный звук Н с гласными: ни, нэ, на, но, ну, ны. Повторяйте фразу: «На мели мы лениво ловили налима. Для меня вы ловили линя».

Упражнение 12

Упражнение полураспевом на согласный сонорный звук Л на повышение и понижение скользящей гаммы на усиление, и ос­лабление звука способствует развитию резонирования в области твердого неба, являющегося как бы дном носового резонатора. В результате вы овладеваете звучным произношением Л в речи.

Упражнение 13

Наполураспеве и на речи дойдите по скользящей гамме вверх до вашей крайней ноты, затем легко и быстро спуститесь вниз по слогам на ноту ниже также по скользящей гамме на звуки: ли, лэ, па, по, лу, лы. Это упражнение приучает к легкости в произношении звука.

Упражнение 14

Для закрепления длительной звуковой волны рекомендуется чтение короткой стихотворной строки, например, «Белеет парус одинокий»: нараспев - на повышение и понижение звука по скользящей хроматической гамме от до или ре до фа, соль пер­вой октавы, до первой октавы или си, си бемоль, ля малой окта­вы; на речь - на повышение и понижение звука по скользящей гамме.

3. УКРЕПЛЕНИЕ ДЫХАНИЯ

Звуки человеческого голоса как речевые, так и певческие, прежде всего, связаны с дыханием. Несомненно, процессу ды­хания обучаться не следует - он непроизвольный. Вырабатывать нужно правильное дыхание и владение им.

Разные по размеру помещения, их акустические данные, на­полненность аудитории требуют от выступающего различного напряжения голоса. А полное владение голосом возможно толь­ко при хорошо поставленном дыхании.

Процесс дыхания начинается с дыхательных путей. Воздух попадает в носовую полость, идет через верхнюю и нижнюю часть глотки, потом - гортань и дыхательное горло, проходит через бронхи и их разветвления, попадает в легочные пузырьки, альвеолы легких. При дыхании воздух, находящийся в легких, постоянно сменяется. Смена воздуха происходит путем вдоха и выдоха, причем, некоторый запас воздуха в легких остается.

При постановке дыхания следует вырабатывать, прежде всего, активный вдох и выдох, воспитывать работу мышц, ведающих этими процессами.

Вдох - процесс активный, вызван расширением грудной по­лости. Механизм вдоха заключен в следующем: сокращаются мышцы, происходит некоторое поворачивание и поднятие ре­бер, что влечет за собой увеличение грудной полости как в пе­реднем, заднем, так и в боковом направлениях. За счет опуска­ния грудобрюшной преграды (диафрагмы) объем грудной по­лости увеличивается в вертикальном направлении. Воздух по­ступает в легкие - происходит вдох.

Выдох - процесс пассивный, связан с расслаблением мышц, произвольным опусканием ребер и уменьшением за счет этого размеров грудной клетки. При выдохе диафрагма расслабляется, брюшные органы, давящие на нее снизу, делают ее купол более выпуклым, грудная полость в вертикальном направлении уменьшается, вытесняя воздух из легких.

Дыхание регулируется с помощью мускулов-антагонистов: одни сокращаются при вдохе, другие - при выдохе. Наиболее интересная из этих мышц - диафрагма, так называемая мышеч­ная пластинка куполообразной формы с сухожилием в центре. Диафрагма участвует как во вдохе, так и в выдохе. Она распо­ложена между легкими и брюшной полостью и разделяет их. В то же время диафрагма связана с другими внутренними орга­нами. К ее центру приращена околосердечная сумка. Через от­верстия из грудной полости в брюшную проходят аорта, пище­вод и нижняя полая вена.

Есть ли различия между нетренированным и воспитанным дыханием? Да, есть.

При нетренированном дыхании ритм следующий: вдох, выдох, пауза, после чего делается новый вдох. Причем, вдох и выдох почти равны - выдох на одну секунду длиннее вдоха.

При тренированном дыхании вдох должен быть корот­ким, а выдох длинным. После того как взят вдох, делается за­держка дыхания, необходимая для активизации голосовых свя­зок, затем происходит медленный выдох. Для этого нужно, что­бы диафрагма, как можно эластичнее, делалась куполообразной, а грудная клетка при выдохе не слишком быстро спадала.

Развитое дыхание характеризуется тремя элементами: сокращением диафрагмы и ее уплотнением, расширением меж­реберных мышц грудной клетки, поднятием нижних стенок или косых мышц брюшного пресса.

Рекомендуется научиться соразмерять количество вбираемо­го воздуха с потребностью его расходования в речи. Нужно брать воздух в меру, чтобы было приятно, никогда не перепол­нять легкие воздухом и не задерживать его. Во время речи воз­дух, имеющийся в легких, до конца не выдыхать.

Воспитывать дыхание рекомендуется на замедленной речи.

Существуют различные типы дыхания:

ключичное (плечевое) - во вдохе и выдохе участвует лишь верхняя часть легких; средняя и нижняя части, межреберные мышцы остаются в бездействии;

грудное - во вдохе участвуют верхняя и средняя часть легких; межреберные мышцы подключаются не полностью. Такое дыхание часто применяется пловцами;

боковое (реберное) - расширяются межреберные мышцы в боковой и задней частях грудной полости; этот тип дыхания необходим спортсменам, занимающимся борьбой;

брюшное (диафрагматическое) - развито у артистов цирка, занимающихся акробатикой и эквилибристикой;

смешанно-диафрагматическое - объединяет диафрагматическое и боковое типы дыхания. Доказано, что в ораторском искусстве, в работе педагогов и актеров драматических театров этот тип дыхания самый приемлемый;

При укреплении дыхания необходимо отрабатывать следую­щие элементы дыхательного процесса:

• сокращение диафрагмы: при вдохе она выпрямляется,
становится более плоской, давит на внутренности, отчего наружные верхние стенки живота несколько выпячиваются вперед;

• небольшое расширение грудной клетки внизу и в середине: легкие заполняются воздухом, и грудная клетка использу­ется как резонатор;

• подтягивание нижних мышц брюшного пресса: это де­лается для опоры звука и удержания диафрагмы в сокращенном состоянии; легкие заполняются воздухом без использования ключичного дыхания, плечевой пояс остается в покое.

3.1. Упражнения для укрепления дыхания

Упражнение 1

Обучающийся, стоя, кладет правую руку на диафрагму и де­лает свободный выдох. При этом диафрагма сокращается, и рука невольно идет вслед за ней, несколько вдавливаясь внутрь. По­сле этого - свободный вдох, причем, рука так же идет вслед за идущими немного вперед диафрагмой и животом.

Вдох и выдох в этом упражнении одинаковы. Обычно после упражнения бывает легкое головокружение.

Рекомендуется не перегружать организм воздухом при вдохе, при выдохе оставлять некоторый запас его в легких.

Упражнение усваивается обычно после двух занятий.

Упражнение 2

Берется вдох диафрагмой. Межреберные мышцы грудной клетки расширяются. После этого воздух задерживается на се­кунду, затем при выдохе межреберные мышцы грудной клетки расслабляются. Уменьшение грудной клетки влечет за собой и уменьшение объема легких. Диафрагма расслабляется и ста­новится опять куполообразной.

Для закрепления упражнения достаточно двух занятий.

Упражнение 3

Объединяет все три элемента вдоха.

Встать в исходное положение и опустить левую руку вдоль корпуса. Положить правую руку на область диафрагмы и произ­вести свободный выдох на звук ССССССС или беззвучно, при­мерно на пять секунд по счету.