Смекни!
smekni.com

Трасологические экспертизы традиционных следов человека методические рекомендации Барнаул 1990 (стр. 2 из 8)

Устойчивость характеризуется относительной неизменяемостью папиллярных узоров на протяжении всей жизни человека и их восстанавливаемостью. С возрастом узор лишь увеличивается в размерах, а на коже появляются морщины, которые не изменяют основного ее рисунка. Поскольку же внешний рельеф формируется внутренними слоями кожи, то повреждение и даже уничтожение ее поверхностного слоя неизбежно приводит к восстановлению прежнего узора.

Доступность папиллярных узоров для наблюдения определяется их выраженностью и размером: папиллярные линии заметны даже невооруженному глазу, при этом просматриваются образуемые ими детали и узор в целом. Возможность такого восприятия служит одной из основ папилляроскопической экспертизы.

Не менее важное свойство папилляров заключается в их способности к следообразованию, поскольку при расследовании преступлений приходится оперировать прежде всего следами. Способность кожи рук и ног образовывать следы создает возможность использования для установления существенных обстоятельств дела тех важных свойств папиллярных узоров, о которых говорилось выше.

На мягкой поверхности (сливочном масле, пластилине и др.) возникают объемные следы рук, которые наиболее информативны. Но чаще за счет наслоения, имеющегося на коже ПЖВ на следовоспринимающую поверхность или отслоения от нее подвижных частиц (пыли, сажи и др.), прилипших к папиллярным линиям, образуются поверхностные следы рук. В зависимости от возможности наблюдения они могут быть видимыми (окрашенными кровью или различными красителями), маловидимыми, которые удается обнаружить лишь при особых условиях освещения (например, бесцветные следы на стекле) и невидимыми (латентными)[2].

Нередко в процессе следообразования происходит скольжение руки по воспринимающей поверхности, в результате чего образуются динамические следы (так называемые «мазки»). У многих практических работников существует представление о том, что они не пригодны для идентификации человека, поэтому они не изымаются с места происшествия и не направляются на экспертизу. Сегодня этот стереотип устарел, поскольку использование в сравнительном исследовании методов оптического моделирования позволяет установить человека и по динамическим следам рук, если в них просматриваются микротрассы (параллельные линии) от рельефа кожи (рис. 2). Однако такое качество следов требует принципиально иных способов получения образцов для сравнения, о чем будет сказано ниже.

Рис. 2. Динамические следы рук: а) непригодные для сравнения; б) следы, которые могут быть использованы для сравнения.

Динамические и статические следы рук, имеющие вид сплошных пятен или наложений узора на узор, в настоящее время не годятся для идентификации человека. Но внедряющаяся сегодня в экспертных учреждениях лазерная и компьютерная техника позволяет получать послойные изображения структуры исследуемых объектов, т.е. оптически снимая слой за слоем, увидеть скрытое от глаз. Поэтому в будущем эксперты-трасологи будут исследовать и данные следы рук.

Обнаружение, фиксация и изъятие следов рук

Дактилоскопическая экспертиза назначается тогда, когда в распоряжении следователя имеются зафиксированные следы рук или предметы-следоносители. Поэтому в известном смысле подготовка такой экспертизы начинается уже при осуществлении следственных действий, направленных на обнаружение следов или предметов, на которых они могут находиться (осмотр места происшествия, обыск и т.д.). Эта работа производится своеобразными методами, по определенным правилам, которые необходимо знать и соблюдать. В обобщенном виде они заключаются в следующем:

1. В поиске следов рук недопустима поспешность. Работа по обнаружению данных следов должна начинаться с мысленного моделирования действий преступника и тех лиц, которые нарушили обстановку на месте происшествия. Поэтому прежде, чем приступить к поиску следов, в ходе предварительного опроса должно быть выяснено, что произошло, какие изменения в предшествующую обстановку внесены действиями преступника, чем и какие изменения внесены в обстановку после совершения преступления. Построение мысленной модели действий данных лиц позволяет наметить конкретные зоны возможного нахождения следов рук именно преступника.

2. Если есть возможность изъятия предметов, на которых при визуальном осмотре обнаружены (или предполагаются) следы рук, то это должно предпочитаться всему другому, поскольку эффективность выявления следов в «полевых» условиях всегда ниже, а угроза их повреждения или уничтожения – выше, чем в лаборатории.

3. Если предметы-следоносители изъять без выявления следов невозможно, то окрашивание следов рук должно предполагать в первую очередь применение таких методов, которые оказывают меньшее механическое воздействие на след (пары йода, копоть, образуемая при сгорании некоторых веществ, и лишь затем – порошки и химические реактивы).

4. Все манипуляции с предметами-следоносителями при выявлении следов рук должны осуществляться крайне осторожно: удерживать их необходимо только за участки, где нахождение таких следов маловероятно (острые выступы и грани, внутренняя поверхность (например, стакана) и т.п.).

5. Прежде, чем изъять следы (предметы-следоносители), они должны быть тщательно зафиксированы описанием в протоколе следственного действия, а по возможности – и сфотографированы. При образовании следов на легкоповреждаемой поверхности (слое пыли, копоти и т.п.) требуется еще и «техническая» их фиксация (например, с помощью дактилопленки). При описании следов рук в протоколе должно быть указано: место обнаружения предмета со следами относительно неподвижных ориентиров; наименование его (или его части); материал и состояние поверхности (влажная, сухая и т.п.); вид следа; количество и взаимное расположение следов (если их несколько), их положение относительно предмета-следоносителя; участок кисти, отобразившийся в следе; тип и вид папиллярного узора в каждом из следов (если они хорошо различимы); способы выявления и фиксации, а также вид и способ упаковки.

ПРИМЕРНАЯ ЗАПИСЬ О СЛЕДАХ РУК В ПРОТОКОЛЕ ОСМОТРА: «… на наружной поверхности дверцы сейфа, окрашенной белой масляной краской, обнаружен маловидимый потожировой след пальца руки. След располагается около левого бокового края дверцы, основанием под прямым углом к нему и находится на расстоянии 56 мм от верхнего и в 21 мм от левого края дверцы. Наибольшая длина следа 18 мм, наибольшая ширина 12 мм. В следе отобразилась ногтевая фаланга пальца руки, в котором просматривается папиллярный узор завиткового типа. След обработан при помощи волосяной дактилоскопической кисти порошком окиси меди и откопирован на светлую дактилопленку, которая упакована в пакет № 1, заклеенный печатью № 17 Ленинского РОВД г. Барнаула …»

6. Изъятие следов или предметов-следоносителей должно сопровождаться их обязательной и правильной упаковкой. Она не должна касаться зон локализации следов, поэтому недопустимо заворачивать предмет со следами рук в бумагу, помещать их в полиэтиленовый пакет и т.п. Причем, все объекты должны упаковываться строго индивидуально (нельзя, например, помещать все дактилопленки со следами рук, изъятые в разных местах, в один пакет – впоследствии это может повлиять на доказательственное значение выводов эксперта об установлении тождества). Наиболее правильные способы упаковки описаны в учебной литературе по криминалистике [6, с. 123], часть из них показана на рис. 3.

На упаковке указывается: что именно в ней находится, где, когда и по какому делу изъято, а также подписи понятых и следователя. Например: «Осколок оконного стекла, обнаруженный на полу в кухне при осмотре места происшествия 12 мая 1990 г. по факту квартирной кражи по адресу: г. Барнаул, ул. Гущина, д. 167, кв. 14. Понятые …, следователь …» Упаковка опечатывается и в таком виде впоследствии направляется на экспертизу.

Рис. 3. Способы упаковки наиболее распространенных объектов – носителей следов рук.

Методы обнаружения следов рук делятся на физические, химические и радиографические [7, с. 29]. Первые основаны на различной способности ПЖВ к отражению и поглощению лучей света, адсорбции (осаждению) паров йода и адгезии (прилипанию) копоти и порошков. Из числа таких методов обычно используются в практической деятельности оптические (визуальные) приемы, пары йода, копоть, образуемая при сжигании пенопласта или кристаллической камфоры, порошки окиси цинка, окиси меди, сажи, железа, восстановленного водородом, а также цветные магнитные порошки под условными названиями «Топаз», «Рубин», «Сапфир», «Агат», «Малахит» и др. Способы применения данных средств подробно описаны в учебной литературе по курсу криминалистики [1, с. 102 – 108; 3, с. 168 – 171; 4, с. 79 – 86; 6, с. 29 – 32 и др.], поэтому кратко остановимся лишь на нетрадиционных из них.

В числе оптических методов выявления следов рук в последние годы в зарубежной и отечественной практике чаще стали применяться лазеры и ЭВМ. Во второй половине 70-х годов в Техасском университете США были разработаны методы выявления латентных следов рук посредством освещения исследуемых предметов пучками когерентного света от лазера. В 1980 г. один из авторов этого метода Е. Менцель написал монографию «Обнаружение следов пальцев с помощью лазера» [20]. Эффективность такого метода доказана и советскими криминалистами (Г.Н. Степанов (1984) и др.) и в настоящее время он находится на стадии внедрения в экспертную практику. Суть метода заключается в том, что лазерный луч направляется через серию линз по следу пальцев на поверхность прозрачной ленты. Луч дифрагируется около следа и за счет конуса дифракции устраняются (блокируются) дефекты (грязь, наложения), которые закрывали след. При прохождении луча через другие линзы качество изображения улучшается.