Смекни!
smekni.com

Трасологические экспертизы традиционных следов человека методические рекомендации Барнаул 1990 (стр. 6 из 8)

Учитывая сказанное, названная экспертиза, как и дактилоскопическая, может быть идентификационной и неидентификационной, первичной и повторной, основной и дополнительной, единичной, комиссионной и комплексной (см. выше).

Для проведения идентификационной экспертизы следов ног и обуви эксперту должны быть направлены следующие объекты:

- предметы (или их части), на которых обнаружены данные следы;

- листовые копировальные материалы (дактилопленки и др.) с поверхностными следами ног или обуви;

- гипсовые, полимерные и другие слепки с объемных следов;

- обувь, изъятая у проверяемых лиц;

- экспериментальные отпечатки босых ног и дорожки следов ног или обуви;

- материалы дела, содержащие сведения о месте и условиях обнаружения, фиксации и изъятия данных следов, сроках ношения обуви (носков, чулок) после совершения преступления. Если на месте происшествия была обнаружена сама обувь, то представляется и она.

При назначении неидентификационной экспертизы обычно направляются лишь обнаруженные следы ног (обуви) или сама обувь, а при назначении повторной и дополнительной – эксперту представляются также заключения ранее проведенных исследований.

Если в следах обуви имеется кровь, частицы краски, остатки почвы, растительности, то они могут служить объектами самостоятельных экспертиз, соответственно: судебно-медицинской, почвоведческой, ботанической, криминалистической экспертизы лакокрасочных материалов, которые проводятся после трасологического исследования.

Вопросы, разрешаемые трасологической экспертизой следов ног и обуви

1. Имеются ли на представленном предмете следы ног (обуви)?

2. Если да, то пригодны ли они для идентификации? 3. Каким конкретно участком подошвы ноги (обуви) они оставлены? Какой ногой оставлен данный след?

Для следов босых ног: 4. Одним или несколькими лицами оставлены следы ног на представленных предметах? 5. Не оставлены ли данные следы потерпевшим (подозреваемым, обвиняемым, подсудимым)? 6. Если да, то какой ногой и каким конкретно участком?

Для следов обуви (чулок, носков): 7. Одной и той же или разной обувью оставлены данные следы? 8. Не оставлены ли они обувью (чулками, носками), изъятой у … (см. вопрос 5)?

9. Каков механизм образования следов ног (обуви)? При совершении каких действий (ходьба, бег и др.) они оставлены?

10. В каком направлении передвигался человек, судя по следам его ног (обуви)?

11. Обувью какого типа (мужской, женской), фасона, модели оставлены данные следы?

12. Каков размер обуви, отобразившейся в следах?

13. Какие выводы можно сделать по данным следам об особенностях оставившего их человека и его состоянии? (Данный вопрос может разрешаться комплексно – при участии судебного медика и трасолога).

14. Какие индивидуальные особенности имеет обувь, судя по следам?

При обнаружении обуви: 15. Находилась ли данная обувь в эксплуатации? Если да, то как долго? 16. Каким способом она изготовлена? Если фабричным, то где (отечественная, импортная) и каким предприятием изготовлена? (Вопрос решается комплексно трасологом и товароведом). 17. Какие выводы можно сделать о человеке, носившем данную обувь? (Вопрос решается комплексно трасологом и судебным медиком). 18. Носил ли представленную обувь потерпевший (подозреваемый и др.)? 19. Носились ли представленные на экспертизу калоши на обуви, изъятой у … (то же, что и выше)?

Если в распоряжении следователя имеются следы обуви, изъятые при расследовании других преступлений, то с помощью данной экспертизы может быть установлено, не оставлены ли они одной и той же обувью (а по следам ног – одним и тем же человеком).

Особенности подготовки и назначения экспертизы следов ног и обуви человека

Общая методика подготовки и назначения рассматриваемой экспертизы аналогична методике подготовки и назначения дактилоскопической экспертизы (см. выше). Заметим лишь, что здесь гораздо реже приходится прибегать к получению образцов для сравнения: они необходимы для исследования следов босых ног, ног, одетых в чулки, носки, и дорожки следов. Изготовление отпечатков босых ног осуществляется посредством дактилоскопирования (см. выше). При необходимости получения экспериментальной дорожки следов ног и обуви на подошву дактилоскопическим валиком наносится типографская краска и на полоске белой бумаги (лучше на оборотной стороне обоев), длиной 5 – 7 м, проверяемому человеку предлагают шагом, бегом или с определенным грузом (аналогично условиям следообразования) сделать несколько шагов. При направлении на экспертизу следов ног в чулках (носках) одновременно представляются отпечатки босых ног, ног в данных чулках (носках) и сами чулки (носки).

Важно своевременно обнаружить у проверяемых лиц интересующую обувь и получить сведения о времени и условиях ее ношения в период после совершения преступления (эти данные позволяют правильно оценить возможные различия). Собрать перечисленный материал можно посредством проведения выемки, обыска и допросов проверяемых лиц, а также их окружения. До назначения экспертизы необходимо бесспорно установить, что именно в данной обуви (чулках, носках) находилось проверяемое лицо в момент совершения преступления.

Краткие сведения о методике экспертного исследования

Общая методика трасологической экспертизы следов ног и обуви аналогична методике дактилоскопической экспертизы, поэтому подчеркнем лишь особенности.

Сравнение следов чулок (носков) или обуви и соответствующих образцов производится по их фотоснимкам визуальным сопоставлением с разметкой совпадений и различий идентификационных признаков, в роли которых выступают форма и размеры следа в целом и его частей, характер рельефного рисунка и его отдельных деталей (разрывов, порезов, изношенностей и т.д.). Здесь почти всегда применяется совмещение фотоснимков сравниваемых объектов по линии, соединяющей наиболее характерные особенности. Для сравнения динамических следов в ходе эксперимента эксперт представленной обувью изготавливает динамические отпечатки, а фотоснимки данных объектов совмещаются по отобразившимся «трассам».

О тождестве в экспертизе следов обуви может свидетельствовать меньшее число совпадений, чем в дактилоскопии, поскольку появление индивидуальных особенностей на обуви в процессе ношения практически неповторимо.

3. ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СЛЕДОВ ЗУБОВ ЧЕЛОВЕКА

По свидетельству исторических документов индивидуальность зубного ряда человека была известна уже в VII в. В Индии, например, царь Такохецила использовал оттиск своих зубов на документах вместо своей печати. В средние века сведения об идентификационных возможностях зубов распространились в Европе [4, с. 11 - 12]. Однако научные основы экспертизы следов зубов в России были разработаны лишь на рубеже XX в. Начало этому положили судебные медики[3], а первые экспертизы (главным образом в целях идентификации неопознанных трупов по зубам) получили статус судебно-медицинских.

Постепенно данное направление получило широкое развитие и после 70-х годов нашего столетия, когда в Филадельфии (США) появилось одно из первых солидных пособий, в зарубежной практике выделилось в самостоятельную отрасль – судебную одонтологию. Она выступила надежным средством идентификации личности неопознанных трупов, жертв авиакатастроф, аварий, пожаров и т.п. О значении судебной одонтологии за рубежом говорит уже тот факт, что в большинстве европейских стран, США, Японии созданы специальные службы, которые занимаются идентификацией трупов по зубам; введена обязательная регистрация особенностей зубного ряда лиц, чья деятельность связана с повышенной опасностью (пилотов авиалиний [23] и др.); проводятся ежегодные международные конгрессы судебных одонтологов, а в некоторых странах образованы их союзы [16].

Однако в отличие от судебной одонтологии, трасологическая экспертиза следов зубов имеет свой предмет и самостоятельное значение. Главная особенность заключается в том, что она исследует не сами зубы человека, а образуемые ими следы. Такая экспертиза развивалась сравнительно медленнее одонтологического направления (например, первое в нашей стране серьезное пособие для экспертов, подготовленное А.И. Мироновым, появилось лишь в 1953 г.). Заметный вклад в разработку ее основ внесли в 70-80 гг. Г.Л. Грановский и Н.П. Майлис. Сегодня трасологическая экспертиза следов зубов человека базируется на специальных познаниях в области одонтологии и криминалистической техники [5].

Краткие сведения о следах и следообразующих объектах

В отличие от следов рук, ног и обуви следы зубов на месте преступления встречаются обычно лишь объемные. Они могут находиться на продуктах (сыр, шоколад, фрукты и т.п.), колпачках и пробках от бутылок, окурках, а иногда на коже живых лиц и трупов в виде кровоподтеков. По механизму образования данные следы делятся на следы откуса и следы надкуса, статические и динамические следы, но те и другие всегда бывают лишь видимыми. Это обусловлено особой твердостью и прочностью зубов, приводящей к образованию отображений на следовоспринимающем предмете.

Зубной аппарат взрослого человека насчитывает 32 зуба, которые распределяются по двум челюстям. В каждой из них выделяются 4 резца, 2 клыка, 4 малых и 6 больших коренных зубов (рис. 7). Зубной ряд каждой челюсти делится на левую и правую половины, в каждой из которых имеется по 8 зубов. Это позволяет записать специальную формулу зубного аппарата человека, обозначив каждую его часть цифрами. Если против соответствующего номера указать особенность, которую имеет обозначенный цифрой зуб, то получается индивидуальная карта человека. Такую карту составляет стоматолог на каждого обратившегося к нему больного (она хранится в регистратуре). Подобные записи и позволяют идентифицировать неопознанные трупы, а также получить важную информацию для проведения трасологической экспертизы следов зубов.