Смекни!
smekni.com

Заочный технический университет (стр. 4 из 7)

Славянофилы единодушно указывали на главный при­знак (особенность) русской культуры — ее соборность. И это верно, если ограничиваться только положительной стороной русской культуры. Соборность — это одна из форм тех трех начал европейской культуры, которые так для нее характерны.

Соборность — это проявление христианской склонно­сти к общественному и духовному началу. В музыке — это хоровое начало. И оно, действительно, очень характерно для русской музыки церковной, для музыки оперной (оно отчетливо выражено у Глинки, Мусоргского). В хозяй­ственной жизни — это община (но только в лучших ее проявлениях).

С этим соседствует терпимость в национальных отно­шениях. Вспомним, что легендарное начало Руси было ознаменовано совместным призванием варяжских князей, в котором вместе участвовали и восточнославянские, и фин­но-угорские племена. И в дальнейшем государство Руси было всегда многонациональным. Универсализм и прямая тяга к другим национальным культурам были характерны- и для Древней Руси, и для России XVIII—XX вв.

Здесь снова вспомним Достоевского с его характерис­тикой русских в его знаменитой речи на пушкинских тор­жествах.

Но ведь это крайне характерно и для русской науки. Российская императорская Академия наук создала замеча­тельное востоковедение. Там работали великие китаеведы, арабисты, монголоведы, тюркологи. Петербург и Москва были центрами армянской и грузинской культур.

Стоит обратить внимание и на то, что старая столица России Петербург была средоточием различных евро­пейских искусств. Здесь строили итальянцы, голландцы, французы, шотландцы, немцы. Здесь жили немцы, шведы, французы — инженеры, ученые, художники, музыканты, декораторы, садоводы...

Князь в Древней Руси начинал свой день с совещания с дружиной, в которую входили военные. По­стоянно созывались княжеские «снемы» (съезды). Народ в Новгороде, Киеве, Пскове и в других городах сходился на вечевые собрания, хотя точный статус их недостаточно прояснен. В Московской Руси огромное значение имеют земские и церковные соборы.

Неоднократно употребляемые в документах XVI— XVII вв. формулы — «великий государь говорил, а бояре приговорили» (т.е. постановили) или «великий государь сказал, а бояре не приговорили» — свидетельствуют об относительности власти государя.

Стремление народа к свободе, к «воле» выражалось в постоянных передвижениях населения на Север, Восток и Юг. Крестьяне стремились уйти от власти государства в казачество, за Урал, в дремучие леса Севера. При этом следует заметить, что национальная вражда с местными племенами была относительно незначительной. Не подле­жит сомнению и глубокая привязанность народа к старине, выразившаяся в традиционности церковного распорядка и в движении староверов.

Амплитуда колебаний между добром и злом в русском народе чрезвычайно велика. Русский народ — народ крайностей и быстрого и неожиданного перехода от одного к другому, а поэтому — народ непредсказуемой истории.

Вершины добра соседствуют с глубочайшими ущелья­ми зла. И русскую культуру постоянно одолевали «проти­вовесы» добру в ее культуре: взаимная вражда, деспотизм, национализм, нетерпимость. Снова обращу внимание на то, что зло стремится разрушить наиболее ценное в культу

ре. Зло действует целенаправленно, и это свидетельствует о том, что у «зла» существует «сознание». Если бы созна­тельного начала в зле не существовало, оно должно было бы прорываться только на слабых участках, тогда как в на­циональном характере, в национальных культурах оно, как я уже говорил, атакует вершины.

Поразительно, что атакам зла подвергались в русской культуре все ее европейские, христианские ценности: со­борность, национальная терпимость, общественная свобо­да. Зло действовало особенно интенсивно в эпоху Грозного (она не была характерной для русской истории), в царство­вание Петра, когда европеизация соединялась с закабале­нием народа и усилением государственной тирании. Своего апогея атаки зла в России достигли в эпоху Сталина и «ста­линщины».

Характерна одна деталь. Русский народ всегда отличал­ся своим трудолюбием и, точнее, «земледельческим трудо­любием», хорошо организованным земледельческим бытом крестьянства. Земледельческий труд был свят. И вот именно крестьянство и религиозность русского народа были усиленно уничтожаемы. Россия из «житницы Европы», как ее постоянно называли, стала «потребительницей чужого хлеба». Зло приобрело материализованные формы.

Обращу внимание на одну поразительную особенность зла в наше время.

Как известно, простейшая и наиболее сильная ячейка общества, его слитности при условии свободы — семья. И в наше время, когда русская культура имеет возмож­ность выпутаться из сетей зла — нетерпимости, тирании, деспотизма, оков национализма и прочего,— именно семья как бы «беспричинно», а на самом деле, вероятнее всего, целенаправленно, становится главной мишенью зла. Мы все должны, особенно у нас на родине, осознать эту опас­ность.

Зло атакует в обход!

Источник: Лихачев Д. С. Русская культура. М.,- 2000.- С. 45—49.

Приложение № 4

Информационный материал

"Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений,

профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности

в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы"

11 июля 2006 года Правительством Санкт-Петербурга была принята программа действий по обеспечению мира и согласия в многонациональном петербургском сообществе – "Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы", краткое название – программа "Толерантность" (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2006 № 848) (далее – Программа). Программа предусматривает организацию ряда мероприятий по укреплению толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями в Санкт-Петербурге, воспитанию культуры мира, профилактике проявлений экстремизма.

Целью Программы является укрепление в Санкт-Петербурге толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и петербургского культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.*

ДЕКЛАРАЦИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

"ВЕЛИКОМУ ГОРОДУ - ГАРМОНИЮ В МНОГООБРАЗИИ"

Правительство Санкт-Петербурга,

- руководствуясь статьей 2 Конституции Российской Федерации, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью;

- исходя из обязанности органов государственной власти Российской Федерации обеспечивать уважение прав и свобод человека без различия по признаку расы, пола, языка, национальной и религиозной принадлежности;

* Приведено по: www.etnosite.ru

- сохраняя верность петербургским традициям национальной и религиозной терпимости;

- свято храня память о подвигах человеческой солидарности, проявленных жителями города в годы фашистской блокады;

- утверждая основы миролюбия и взаимопонимания между жителями Санкт-Петербурга и его гостями вне зависимости от их этнической и конфессиональной принадлежности, культурного своеобразия, национальных особенностей, подтверждает:

1. Гражданское согласие и терпимость в межнациональных и иных отношениях являются решающим условием социально-экономического и духовного развития Санкт-Петербурга и его жителей.

2. Программа "Толерантность" является стратегической концепцией гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, призванной создать условия для искоренения проявлений ксенофобии, обеспечить профилактику межэтнических и межкультурных конфликтов, укрепить ценности толерантности в петербургском сообществе.

3. Правительство Санкт-Петербурга выражает готовность к сотрудничеству со всеми конструктивными силами, заинтересованными в создании в Санкт-Петербурге прочного гражданского мира, исключающего национальную и религиозную нетерпимость, бытовую ксенофобию.

4. Правительство Санкт-Петербурга намерено последовательно препятствовать любым проявлениям национального и религиозного экстремизма в соответствии с действующим законодательством, международными обязательствами, взятыми на себя Российской Федерацией, рекомендациями неправительственных организаций, опираясь на гражданскую ответственность жителей Санкт-Петербурга, их поддержку, готовность к практическому участию в работе по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в городе.

ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ

ВЫПОЛНЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ В РАЗДЕЛЫ:

Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования

Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации наряду с семьей является образование. Именно система образования, в первую очередь дошкольного и школьного, должна заложить мировоззренческие основы будущей толерантной личности.

В образовательных учреждениях Санкт-Петербурга немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующие образовательные программы и система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма.