Смекни!
smekni.com

Оперативно-розыскная деятельность в борьбе с организованной преступностью (стр. 4 из 21)

Среди исполнителей, как правило, существует распределение ролей: одни выполняют более, Другое — менее общественно опасные функции. Многое в этом распределении зависит от их преступного опыта, моральных, волевых и физических данных. Такая неравномерность в степени общественной опасности исполнителей имеет существенное значение, Она помогает оперативным работникам находить в преступных группах «слабые звенья» на всех стадиях оперативной проверки. Это либо малоискушенный соучастник, либо опытный преступник, но с ослабленной нервной системой, пережившей на себе неотвратимость наказания и воочию убежденный в силе доказательств.

Пособники представляют особый оперативный интерес. Содействуя совершению преступлений, они оказываются хранителями орудий преступлений, предметов, добытых в результате их совершения, бывают хорошо осведомлены о деталях преступлений.

Значительный интерес для оперативно-розыскной деятельности представляет фигура подстрекателя, особенно в борьбе с организованными формами преступной деятельности несовершеннолетних.

Все виды соучастия, в том числе и прикосновенность к преступлению, обычно моделируются уже при выявлении и тем более в ходе оперативной разработки организованных преступных групп. И это важное тактическое обстоятельство помогает в рамках негласной оперативной работы получать достаточно четкое представление о структуре организованных преступных формирований, распределении в них ролей, общественной опасности их участников, о тех «прикосновенных» лицах, через которых можно получить информацию об организаторах, исполнителях, подстрекателях и пособниках. Фактически именно уголовно-правовой институт соучастия определяет достигаемые во всех формах оперативно-розыскной деятельности цели выявления всех преступных связей организованных преступных формирований.

8. Для оперативной проверки лиц, подозреваемых в подготовке и совершении преступлений, особое значение имеет институт доказывания. Он объединяет нормы уголовного и уголовно-процессуального законов, которыми определены: состав преступления, обстоятельства, подлежащие доказываник) по уголовному делу (в том числе перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств); понятие доказательства и процессуальный порядок их получения с помощью следственных действий. В законе дается единое понятие доказательств как фактических данных (сведений) о существенных обстоятельствах дела, дополненных и зафиксированных в соответствии с установленными правилами, органом, осуществляющим производство по делу. Доказательство представляет собой единство процессуальной формы и фактического содержания. Но фактическое содержание может быть дополнено и из негласных источников. Поэтому оперативно-розыскные действия, осуществляемые в ходе оперативной проверки, моделируют доказательства: обозначают их содержание и указывают на возможные процессуальные источники. В этой модели должны быть представлены следующие элементы: известно происхождение сведений и есть возможность их проверки, вероятный процессуальный источник — лицо, от которого исходят сведения, обладает компетентностью и осведомленностью; могут быть соблюдены общие правила доказывания, установленные уголовно-процессуальным законом.

Моделирующая функция института доказывания проявляется и в том, что при оценке оперативной информации сразу включается механизм отсева сведений, которые не могут быть введены в уголовный процесс. Не могут рассматриваться как доказательства данные, носящие характер слухов, предположений, догадок, хотя бы они и были получены от лиц, относимых к источникам доказательств. Поэтому, прежде чем вводить в уголовный процесс соответствующие источники доказательств, необходимо всесторонне оценить значимость информации, которой они располагают.

9. Институты задержания, избрания меры пресечения, связанные с водворением задержанных и арестованных в изолятор временного содержания (ИВС) или следственный изолятор (СИЗО), создают организационную основу и реальную возможность оперативной проверки задержанных и арестованных в условиях изоляции, где применяется своеобразная тактика получения необходимой для следствия информации. Причем в этой работе активно используется институт доказывания, поскольку проводимые параллельно с оперативной проверкой в условиях изоляции следственные действия по-существу «вплетаются» в ее тактику.

10. Институт уголовного наказания объединяет многие нормы уголовного, исправителыю-трудового и уголовно-процессуального права. В целом этот институт предопределяет организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности в исправительно-трудовых учреждениях. В частности, существенное значение имеют определяемые нормами исправительно-трудового права виды и содержание режима в ИТК разных типов, уголовно-правовые основания и порядок условного освобождения.

Многие правила содержания осужденных в ИТУ используются для решения оперативно-тактических задач (порядок трудоиспользования, размещение в жилой зоне, разрешение свиданий, посылок, расконвоирование и др).

Можно сделать вывод, что правовые институты не только обеспечивают в деятельности оперативного работника необходимую правовую культуру, но и непосредственно используются для обогащения содержания всей оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью.

§2. Использование криминологических знаний в оперативно-розыскной

деятельности по борьбе с организованной преступностью.

Криминология как отрасль юридической науки изучает главный предмет оперативно-розыскной деятельности — преступность, ее причины, все аспекты личности преступника (правовые, социологические, психологические), весь сложный механизм преступного поведения, индивидуального и группового.

Естественно, что все категории криминологии, отражая углубленные знания многочисленных явлений, порождаемых организованной преступностью, оказывают непосредственное влияние на организацию и тактику ОРД.

Структура субъектов ОРД, их отраслевая и линейная специализация определяются структурой преступности, и не только ее видами, но и формами, учение о которых разработано в теории криминологии (рецидивной, несовершеннолетних, групповой, профессиональной, организованной). Но это лишь один аспект использования криминологической характеристики преступности в организации ОРД. Важнейшим элементом этой организации является оценка оперативной обстановки на всех уровнях функционирования субъектов ОРД. Эта оценка обязательно включает криминологический анализ организованной преступности, ее состояния, структуры и динамики, а также местных, или региональных, географических, демографических, экономических и социально-психологических факторов, причинно связанных с организованной преступностью.

На основе анализа определяются тенденции организованной преступности, выявляются наиболее пораженные объекты и участки территории, железных дорог, делаются прогностические выводы о количестве, структуре и наиболее вероятных местах преступных проявлений. Эти выводы используются при выборе вариантов расстановки оперативных сил субъектов ОРД в организации оперативного прикрытия территории и объектов. Для оперативной обстановки в ИТУ и местах их дислокации существенное значение имеет криминологический подход к анализу структуры местного населения, состава осужденных, производственного профиля колоний и дислокации их объектов. Углубленному анализу оперативной обстановки и прогнозированию тенденций организованной преступности способствуют установленные в криминологии зависимости между распространенностью различных видов негативно отклоняющегося проведения и динамикой преступлений, насильственных, корыстно-насильственных и корыстных (умышленных убийств, тяжких и менее тяжких телесных повреждений, разбоев, грабежей, краж, уголовно наказуемого хулиганства). Статистическая информация о тенденциях мелкого хулиганства и пьянства, проявлений паразитического антиобщественного образа жизни, антиобщественного поведения ранее судимых, дающего основания для установления административного надзора, нарушение правил общежития в быту, в связи с которыми применяется привод и официальное предостережение, групповых нарушений правопорядка неформальными группами подростков, отражает глубинные процессы возникновения преступлений и должна использоваться как инструмент предвидения вероятных тенденций в организованной преступности. Прогностическое значение информации об административных правонарушениях проявляется при ее оценке наряду с другими видами социальной информации. Так, анализ, свидетельствующий о распространенности в некоторых районах (микрорайонах, поселках, селах) хулиганства и нарушений общественного порядка и неадекватности реагирования на них, правонарушений на потребительском рынке и т.д., дает ценную прогностическую информацию, поскольку позволяет определить значимость комплекса факторов, связанных с динамикой преступности.

Личность преступника в криминологии — это широкое и емкое понятие, выражающее социальную сущность преступников разных типов, сложный комплекс характеризующих их признаков, свойств, связей, отношений, их нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными и индивидуальными жизненными условиями и в той или иной мере определяющие совершение преступлений. Для оперативно-розыскной деятельности важны именно обобщенные, типологические данные о личности преступников, о процессе формирования тех свойств, которыми преступники характеризуются.