Смекни!
smekni.com

по предмету: Античная Литература На тему: Античный Театр (стр. 2 из 4)

Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого ведущее место занимали сначала эпос, а потом лирика. Эпосу и лирике в свою очередь предшествовал фольклор.

Богатый героический эпос – поэмы ''Илиала'' и ''Одиссея'', дидактический эпос – поэм Гесиода (седьмой век до н. э.); и произведения лирических поэтов седьмого века до нашей эры. Как уже упоминалось раннее, рождение лирического театра и дрмы связано с обрядовыми лирическими играми, которые входили в состав праздников, посвященным умирающим и восерксающим богам плодородия. Греческие праздники этого типа имели две стороны : ''страстную'' (ударение на второй слог) т.е серезную, и карнавальную , прославляющую победы светлых сил жизни. Обряд в Греции были связаны не только с культами Диониса, но и с Деметрой, а также ее дочерью Корой. Таким образом культы иногда превращались в драмы. Например, в городе Элевсин во время мистерий (таинств, на которых присутстволи лишь посвященные) устравались игры во время которых изображалось бракосочетания Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение коры на Землю. В седьмых – шестых веках до н.э., когда в Греции происходит социальная революция, которая положила конец родовому строю и привела к созданию классовоо рабовладельчества, ''страсти'' по Дионису (по мифу, он – сын Зевса и фиванской царевны Семелы – был растерзан титанами и скоро воскрешен) получают нравчтвеное осмысление: невинное страдание и конечное торжество справделивости. Трагедия отражала серьезную сторону дионисьевского культа, комедия – карнавально-сатирическую. Сатировская драма названа так по хору, состовшемуи из сатиров. Так появилось три театральных жанра: трагедия, комедия и сатира. Проливают свет на присхождение греческой драмы и сами слова : трагедия и комедия. Слово трагедия присходит от греческого трагос – козел, одэ – песнь. Это название ведет нас к спутникам Диониса – козлоногим существам. Слово комедия происходит от слов комос – шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Итерес зрителя в древности сосредотачивался сначала не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Уже во второй половине 6-ого века до н.э. трагедия достигла значительного развития.Считается, чт первым трагическим поэтом в Греции бы Фестид. Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н.э. на праздники Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра. Фестиду приписыватся усовершенствование маски и театральных костюмов. Но глвным нововведение Фестида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персоажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее. Таким образом малая гречекскя трагедия была диалогом между актером и хором. Актер стал носителем действенного, энергичного начала.

Ученик Фестида Фриниз (ок. 540-470 до н.э.) расширил сюжетные рамки трагедии, выведя е за пределы мифов дионисийского круга. Фриниху принадлежит ряд трагедий, написанных на истроические сюжеты, написанных по свежим следам событий. Например, в трагедии ''Взятие Минета'' (ок. 492 года до н.э) изображено взятие и разграбление персами в 494 году города Минета, восставшего вместе с другими греческими городами Малой Азии против персидского владычества. В комедии гораздо шире прменены житейскик мотивы, которые постепенно стали пробладать, хотя в целом комедия продолжала оставаться посвященной Дионису. Так, во время комоса стали разыгрываться сценки бытового и парадийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного богатого театра и назывались мимами. Греческое слово ''мимос'' обозначает подражание, воспроизведение. Исполнители этих сценок также назывались мимами. Героями мимов были традиционные маски: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех и т.д. песни комоса и мимы – это главные истоки древней аттической комедии. Возникшая из аттического комос комедия пятого века до нашей эры была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др. Злободневность аттической комедии усугблялась тем, чт в ней допускалась полная свобода карикатурных изображений отдельных граждан, которые выводились к тому же под своими подлинными именами (поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафен, вождь афинской демократии Клеон, филисоф Сократ и др. – у Аристофана). При этом рання аттическая комедия создавала обычно образ не индивидуальный, а обощающий. Например, Сократ в ''Облаках'' Аристофана наделен всеми красками ученого шарлатана. Своего высшего расцвета древнегреческое театральное искусство достигло в творчестве трех великих трагиков пятого века до нашей эры – Эсхила, Софокла, Еврипида, и комедиографа Аристофана, деятельность которого затрагивает и начало 4-ого века до нашей эры. Одновременно с ними писали и другие драматурги, однако, их произведения не дошли до нас. Творчество Эсхила (ок. 525 – 456 до н.э.) связано с эпохой становления афинского демократического государства. Это государство формировалось в период греко-персидских войн, которые велись с небольшими перерывами с 500 до 499 года до н.э. и носили для греческих полисов освободительный характер. В еравной борьбе с огромной персидской державой греки отстояли победу и независимость, а воспоминания об этом долго жили в театре. Выросло патриотичское самосознание, что способствовалодальнейшему укреплению афинской демократии. К этому времени и относится творчество Эсхила, который совершил настоящий переворот в театре: он ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл возмжность более глубокой разработки конфликта, усилил действенную сторону театрального представления. Почти все дошедшие его трагедии начинаются с пролога, затем ледует парод (песня хора), потом чередование эписодиев (диалоги при участии хора и актеров) и стасимов (песни хора). Заключительная часть трагедии называлась эксодом – песнь, исполняя которую, хор покидает сцену. Примером раннней трагедии Эсхила служат ''Персы'' (432 до н.э , о морском сражении на о. Соломоне 480 год до н.э.) Особое место в творчестве Эсхила занимает ''Прометей Прикованный'' (время постановки неизвестно), который имеет нравственный характер. Белинский говорил, что ''Прометей дал знать людям, что громы и молнии еще не докательство правоты, а только доказательство – неправой власти''. ''Орестея'' (458 до н.э. ) Эсхила – единственнный образец дошедшей до нас трилогии, в которой каждое следующее произведение логически продолжает предыдущее. В ''Орестее'' Эсхил способствует введению третьего актера (вероятно, под влиянием Софокла). Эсхил стремился подчеркнуть чисто человеческие стремления свих героев. К концу пятого века его трагедии стали считать архаичными. Он всегда был и останется первым великим трагиком, Эсхил оказал заметное вличние на мировую драматургию. Культурным и театральным центром Греции афины стали при Перикле. ''Век'' перикла (457 – 429 до н.э.) повел за собой Пелопонесскую войну (431-44 до н.э.), после котоой наступил кризис античной рабовладельческой демократии. Противоречия того времени, столкновение гуманистических и демократичексих идеалов с эгоистическими, корыстными побуждениями по-разному оразились в творениях Софокла(496—406 до н.э.), Еврипида (485-400), и Аристофана (446-380). Софокл 16 лет руководил хоом пения, прославлявшим саламинскую победу, а позже сам выступал как актер в собственных трагедиях, пользуясь большим успехом. До нас дошло только 7 трагедий Софокла, написал же он их больше 120. С именем Софокла связано введение декорационной живописи. Наиболее известны его произведения ''Антигоне'' (442 до н.э), ''Царь Эдип'' (429 до н.э.), ''Эдип в Колоне'' (поставили в 401 г. до н.э. после смерти Софокла). Софокл продолжил рассказ Эсхила о гармонически цельной личности. От Еврипида дошо 12 трагедий. Драматург приблизил своих героев к действительности. Выступал против рабства и демагогов. Он еще глубже проникает в мир духовных переживаний человека. При постановке своих трагедий Еврипид , как и Софокл, пользовался тремя актерами. Но хор уже не так тесно связан с развитием действия. Дрматург внес в театр сферу личных взоимоотношений. В развязках стал появляться бог на машине (deux ex machine), который помогает героям разрешать конфликты. Наиболее известные произведения ''Медея'', ''Ипполит'', ''Ифигения''. Слава пришла Софоклу в четвертом века до н.э. (после его смерти). Несмотря на все различия, в творчестве Эсхила, Софокла, Еврипида много общего. Прежде всего, это стремление выразить наиболее существенные социальные, философские и этические проблемы и подлинно демократические гуманные позиции. Именно это делало театр школой для афинян, вопспитателем гражданских идеалов. Еврипид заврешил развитие греческой классической трагедии, наметились два пути: это трагедия и драма, приближенная к бытовой. После Еврипида трагедия постепенно предназначенной для чтения, зато большое будущее получила аттическая комедия. До нас дошли комедии Аристофана. Он критиковал предшественников, деятельность государственных учреждений. Самые популярные его произведения: ''Лягушки'', ''Мир'', ''Всадники'' и др. В эпоху эллинизма (4-1 века до н.э.) театр классической эпохи перетерпел существенные изменения, касающиеся и драматургии, и актерского исполнения, и архитектуры театрального здания. Эти изменения свзязаны с новыми историческими условиями. Театральные здания в эпоху эллинизма строятся не только во вновь возникших крупных торговых и администратиыных центрах (Александрии, Антиохии), но и в небольших городах. Однако театр эллинизма сильно отличается от театра демократических Афин. Не стало политической свобод, все теперь в руках монарха (упадок демократии). Но от трагедий 4-ого века до нашей эры (эллинистического периода) сохранились лишь фрагменты, зато есть несколько отрывков пьес крупнейшего комедиографа того времени – Менандра. Комедию эллинистической эпохи называют новой аттической комедией, время ее расцвета 3-ий и 4-ый века до н.э., в ней рассказывалось часто о любви и воле случая. В то время начинает хорошо использоваться психологическая теория ученика Аристотеля Теофраста: все свойства характера проявляются во внешности человека. Хор выступал только в антрактах. В прологе новой комедии давалось краткое изложение событий, что должно было помочь зрителю разобраться в сложной интриге. Новоаттическая комедия пользовалась большим успехом у публики. Другая особенность – туманно-филантропическая направленность и отстпление от политической тематики. В середине 4 века до нашей эры впервые появились актеры профессионалы, объединеннные в театральные сообщества, так называемые ''синоды технитов'', состоявшие из свободнороденых мужчин. Особенности комедий: прадоподобие, жизненность, сатирический оттенок. В 4 –ом веке до н.э был построен театр в Эпидавре, который несколько отличался от театра греческой архаики, например, замкнутостью круга орхестры.Мимы, пантомимы спосбствовали развитию реалистичности и жизненности в греческом театре, но они не имели уже никакой связи с культом Диониса.