Смекни!
smekni.com

по предмету: Античная Литература На тему: Античный Театр (стр. 3 из 4)

Римский театр.

Латиняне были одним из многочисленных племен, населявших Италию.Они жили по нижнему течению Тибра, в области, которая называлась Лациум. Столицей их был город Рим, основанный по преданию, в 753 году до н.э. Подчинив себе в четвертом веке до нашей эры среднюю Италию, римляне все дальше и дальше продвигались на юг. По свему культурному развитию римляне были гораздо ниже этруссков и греков. Через этруссков они познакомились с греческой мифологией и драматургией. Развитие римского театра началось в середине 3 века до н.э. Это было время, когда классический период у греков был уже позади и достиг расцвета культуры эллинистского периода. Развиваясь позже, чем Греция, рим частно находил там ответы на многие идеологические вопросы. Истоки римского театра и драма восходит, как в Греции, к обрядовым играм, с богатым карнавальным элементом. Таков, например, праздник Сатурналий – в честь италийского божества Сатурна. Особенностью этого праздника была ''переворачивание'' привычных общественных отношений. Господа на время праздника становились ''рабами'', а рабы ''господами''.

Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздники сбора урожая. Еще в те времена, когда Рим представлял собой небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи с окончанием жатвы. На этих праздниках распевались фесцинины. Как и в Греции, обычно выступали ри этом два полухория, которые обменивались шутками, подчас язвительного содержания. В них, по свидетельству Горация, находила отражение и социальная борьба между патрициями и плебеями. Гораций говорит, что фесцининннские насмешки не щадили знати, которая и постаралась их обуздать: было установлено строгое наказание всякому, кто будет порицать другого в злобных стихах. Существовала и другая форма примитивных зрелищ – сатура. Основой для сатур послужили мимические жанры этрусских плясунов. Об этом интересно рассказывает римский историк Тит Ливий ( 1 в до н.э ) В 364 г до н.э. Рим постигло моровое поветрие . Чтобы умилостивить богов, римляне устраивали сценичесие игры, прибегнув таким образом к делу новому для воинственного народа, так как до этого зрелиша огрничивались только конскими бегами. Появились актеры-плясуны, которые исполняли свои танцы под аккомпонемент флейты. Этрусским актерам стала подражать римская молодежь, которая прибавила к пляске шуточный диалог, написанный нескладными стихами, и и жестикуляцию. Так постепенно возникли сатуры (в дословном переводе – смесь). О влиянии этрусцев свидетельствует и перенесенное ими в Рим слово сиетрион, которым в Риме стали называть народных развлекателей. Еще одним видом ранних драматических представлений , также комического характера, были ателланы. Римляне заимствовали их от племен осков в Кампании – вероятно, около 300 года до н.э., когда Рим вел многочисленные войны в Южной Италии. В кампании был город Ателла. Участие в таких представлениях не несло в себе в те времена никакого бесчестья для граждан, тогда как позже, когда у римлян появилась литературная драма, актерская профессия стала считаться постыдной. Наиболее распрстраненными героями ателлан были: Макк—дурак и обжора, Буккок – болтливый, но смышленый парень, Панн – богатый, скупой и глупый, Доссен – хитрый горбун, невежда. В 1 –ом веке до н.э. ателланы получили литературную обработку. Мим в Рим тоже был очень распространен, как и в Греции. Римский мим представлял собой сценки из народного быта. Литератуная драма появилась в римском театре в эпоху Республики (от середины 3-его века до конца 1-ого века до н.э.). Самыми популярными авторами были Ливий Андроник, Гней Невий и др. Римляне взяли литературную драму у греков в готовом виде и перевели ее на латинский язык. Объясняется это исторической обстановкой того времени. Завоевание южноиталийских городов, обладавших всеми сокровищами греческой культуры, не моглп не пройти бесследно для римлян. Греки впервые оказались в риме в качестве пленных, заложников дипломатических представителей педагогов.

В обстановке общественного подъема, вызванного победоносным окончанием ( (1) 264-241, (2) 218-201 до н.э.) Пунической первой войны на праздничных играх 240 года до н.э. решили устроить драматическое представление. Постановку поручили греку Ливию Андронику, попавшему в рабство к римлянам. Эта постановка удалась, она была толчком к развитию римского театра. Ливий Андроник написал 14 трагедий и три комедии. Цицерон говорил, что второй раз их читать просто невозможно. Однако Андроник явился родоначальником римской драматургии, первым создателем театрального репертуара. С 235 года до н.э. Гней Невий рассматривал сцену как арену бичевания пороков и раболепства. Метеллы (аристократы) отправили его в тюрьму, однако, зп Невия заступилась народная трибуна. Его освободили, но умер он все же в изгнании. Он выступал и с трагедиями на сюжеты из римской истории (такие трагедии у римлян назывались претекстами). Славы он достиг в области комедии. Невий был создателем паллиаты – переработка новоаттической, т.е. бытовой комедии. (3-2-ой века до н.э. произошла от развития греческого танца – паллии). Невий был основоположником контоминации (соединение нескольких сюжетных линий) и тогаты. Одновременно и после него писали Энний (239-169 до н.э.), Пакувий (220-19 до н.э.) и др. Больше всего римляне любили подражать Еврипиду, чем Эсхилу и Софоклу. Роль хора у римлян значительно уменьилась. Интенсивная эллинизация римского общества отразилась в творчестве Плавта (254-184 до н.э.). По выражению Добролюбова зрители комедий Плавта ''узнавали самих себя и свои нравы''. Плавт умел искусно соединить новую аттическую комедию с элементами народной римской ателланы, с ее буффонадой, живостью действия, с ее порой непристойными, но остроумными шутками. Дошли 20 его комедий и одна в отрывках, среди них: ''Хвастливый воин'', ''Амфитрион'', ''Клад''. У римского автора Теренция нет такой динамики в развитии интриги, как у Плавта. Зато он стремится дать более глубокую психологическую характеристику. Например, в произведении ''Братья''. Европейский театр неоднократно обращался к его творчеству. На римской сцене пьесы Теренция ставились несколько десятилетий после его смерти. До первого века нашей эры сенат противился сооружению театрального здания и потому представления шли на деревянных помостах , которые после представления ломались. Но играли уже не любители, а актеры или гистрионы, которые происходили из серии вольноотпущенных или рабов. В Риме актерство не связано с культом, потому к артистам не относились та уж почетно. Женщин все еще не было на сцене. Но все-таки навечно сохранились имена известных актеров, например, трагик Эзоп и комик Росций. А в период империи римский театр пришел в упадок. Ставились в основном мимы, пантомимы и пиррихи(танцевальный спектакль). Потом пришла новая эпоха – феодальная, которая принесла миру и свой театр.

Влияние античности на театр современности:

Огромное наследие оставила нам античность в области литературы и искусства. Основные роды поэзии -- эпос, лирика и драма – возникли на почве Греции. Античная архитектура, скульртура и театр были предметами изучения и подражания и в последующие века. Если обратиться специально к театральному искусству, то известно, что значение античного театра выходит далеко за рамки породившего его общества. Некоторые жанры римского театра продолжали жить и в первые столетия средних веков, несмотря на гонения со стороны духовенств и церкви. А когда в эпоху возрождениястали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античности автров. И позже западно-европейская драматургия неоднократно обращалась к богатому театральному наследию. Так, представители французской классической трагедии постоянно обращались к античным сюжетам и их обработке великими драматургами – особеннно Еврипидом. В предисловии к своей трагедии ''Федра'' 1677 года Расин так говорит о влиянии на него трагедии Еврипида: ''хотя в развитиии действия я шел несколько иным путем, чем этот автор, я не приминул обагатить свою пьесу всем тем, что мне показалось блестящим в его пьесе. Если бы я не был обязан ему ничем, кроме общей идеи характера Федры, то мог бы сказать, что обязан ему, быть может, самым мудрым, что я дал на сцене.''