Смекни!
smekni.com

Органы конституционного контроля субъектов Федерации: проблемы организации и деятельности (стр. 2 из 4)

Реализация положений ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", создание конституци­онных (уставных) судов в субъектах Федерации и отнесение к их компетенции проверки право­вых актов органов государственной власти субъ­екта Федерации, нормативных актов территориальных органов федеральных органов исполни­тельной власти, функционирующих в субъектах, уставов муниципальных образований, норматив­ных актов органов местного самоуправления по­зволит устранить этот недостаток и в судебном порядке отменять подобные акты, противореча­щие конституциям и уставам субъектов Россий­ской Федерации.

Следует отметить, что пассивное отношение со стороны законодательных органов субъектов Российской Федерации к созданию у них кон­ституционных (уставных) судов отчасти обу­словлено позициями Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда Российской Федерации. Отсутствие правового регулирования порядка рассмотрения вопросов о соответствии норма­тивных актов органов власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федера­ции законодательству Федерации и ее субъектов восполнялось ими в судебной практике путем расширения подведомственности судебных спо­ров и вынесения определений по конкретным делам или разъяснения порядка применения процессуального законодательства Верховный Суд Российской Федерации восполнял пробелы в правовом регулировании подведомственности данной категории судебных дел, давал обяза­тельные для выполнения нижестоящими судами общей юрисдикции указания о принятии их к рассмотрению. Принимая данную категорию дел к производству, Верховный Суд России ссылался на прямое действие ст. 46 Конституции Россий­ской Федерации, согласно которой каждому га­рантируется судебная защита его прав. Тем самым он восполнял пробел в законодательстве и расширял сферу подведомственности судебных споров судов общей юрисдикции.

В связи с такой судебной практикой сложилось мнение, что нет необходимости создавать в субъ­ектах Федерации судебные органы конституцион­ного (уставного) контроля, что нормативные акты органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления могут быть проверены на предмет соответствия их Конституции Россий­ской Федерации, конституциям и уставам ее субъектов судами общей юрисдикции

Эту позицию не поддержал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16 июня 1998 г по делу о толковании отдельных положений ст.ст. 125, 126, 127 Конституции Рос­сийской Федерации Конституционный Суд ука­зал, что устранение неконституционного закона из системы правовых актов не может быть до­стигнуто ни путем разрешения дел в порядке гражданского, административного или уголовно­го судопроизводства, ни путем разъяснений по вопросам судебной практики, которые в соот­ветствии со ст.ст. 126 и 127 Конституции Рос­сийской Федерации дают Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбит­ражного Суда Российской Федерации Они не вправе определять какой-либо иной порядок обеспечения применения Конституции Россий­ской Федерации при разрешении конкретных дел, чем предусмотренный ею, а также Феде­ральным конституционным законом Судебная проверка соответствия конституциям и уставам субъектов Российской Федерации нормативных актов их органов власти, уставов муниципальных образований и нормативных актов органов местного самоуправления федеральным законо­дательством не урегулирована и, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, требует своего разрешения на уровне законода­тельства субъектов Российской Федерации

Создание конституционных (уставных) судов в субъектах Федерации обусловлено также необ­ходимостью реализации положений ст.133 Кон­ституции Российской Федерации закрепляющей право местного самоуправления на судебную за­щиту. Причем защита нарушенных прав и за­конных интересов для органов местного самоуп­равления является не только их правом, но и обязанностью как органов которым народом до­верено осуществлять публичную власть. Дан­ные конституционные положения конкретизи­рованы в ст. 46 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Россий­ской Федерации", закрепляющей право граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также органов местного самоуп­равления и их должностных лиц предъявлять иски в суд или арбитражный суд. В суд могут быть заявлены требования о признании недей­ствительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, ор­ганов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, предпри­ятий, учреждений и организаций, а также обще­ственных объединений.1 В связи с постановлени­ем Конституционного Суда Российской Федера­ции от 16 июня 1998 г. и высказанной в нем позицией о недопустимости расширения за­крепленной в действующем процессуальном за­конодательстве подведомственности судебных споров это право органов местного самоуправ­ления без дополнительного законодательного урегулирования данного вопроса практически стало невыполнимым Реализация права органов местного самоуправления на судебную защиту также требует своего законодательного разре­шения на уровне субъектов Федерации с учетом трехуровневого законодательного регулирования вопросов местного самоуправления.


2. Проблемы организации и деятельности ставных судов субъекта Российской Федерации

2.1. Основные проблемы организации и деятельности уставных судов субъекта Федерации

Как уже говорилось выше, с вступлением в действие с 1 января 1997 г. Федерально­го конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" у субъектов Федерации появилась возможность создавать свои уставные суды. И хотя в самом законе ска­зано « … может создаваться», - нет сомнений в том, что в подавляющем большинстве субъектов Федерации такие суды, причем в довольно близком будущем, будут созда­ны. Тем более что в ряде республик, входящих в состав РФ, и даже в нескольких областях подобные судебные или контролирующие органы уже несколько лет действуют - речь идет о конституционных судах, комитетах конститу­ционного контроля, уставных палатах и тому подобных структурах, судебных или квазисудебных, которые обоб­щенно можно охарактеризовать как конституционно-судеб­ные органы.

С принятием в субъекте Федерации решения о создании своего уставного суда возникает ряд вопросов общего и част­ного характера, причем в рамках ограничений, определен­ных, с одной стороны, самим Федеральным конституцион­ным законом о судебной системе в Российской Федерации (прежде всего его ст. 27), а с другой - уставом края, облас­ти, автономного округа. Вопросы эти в значительной части можно свести к следующим: какова правовая природа ново­го судебного органа и где его место в судебной системе России; каков может быть объем его правомочий и нельзя ли его свести к компетенции федерального Конституцион­ного Суда, спроецированной на уровень субъекта Федера­ции, каковы должны быть формальные квалификационные требования и цензовые ограничения к кандидатам на до­лжность судьи этого органа, по каким процедурам целесо­образно выдвигать и избирать (назначать) судей (и кем) и в каком количестве; по каким процедурам избирать предсе­дателя суда и его заместителей (и опять же - по каким критериям и в каком количестве); какова должна быть структура суда; каковы должны быть этапы судопроизвод­ства, как должны обеспечиваться гарантии независимости суда и судей; как должны приводиться в исполнение судеб­ные акты суда и многое другое.

Остроту поставленных вопросов предопределяют следу­ющие обстоятельства:

а) создание и деятельность моносу­дов, не входящих в систему федеральных судов, но являю­щихся судами государственными, а не третейскими, - для нас дело исключительно новое, на каких-либо организаци­онных и законотворческих традициях не базирующееся и научного обеспечения не имеющее;

б) значение уставных судов субъектов Федерации исключительно велико, а их роль в гармонизации политических, социальных, экономи­ческих и правовых отношений в субъекте Федерации весь­ма значительна, в отдельных случаях - определяющая. По­давляющему большинству субъектов Федерации работу как по созданию своих уставных судов, так и по созданию за­конодательной базы их организации, формированию и дея­тельности придется начинать с «чистого листа». Да и в тех немногих субъектах Федерации, где конституционно-судеб­ные органы созданы и действуют (до 1 января 1997 г на ос­нове исключительно законодательства самих субъектов Фе­дерации) придется (а можно сказать - появилась счастли­вая возможность) в связи с частичной регламентацией этого вопроса Федеральным конституционным законом о судеб­ной системе РФ свою собственную законодательную базу для уставных судов менять и притом радикально Видимо, федеральный законодатель не должен стоять в стороне от этих процессов, но как ему на них влиять без какого-либо вмешательства в права субъектов Федерации?