Смекни!
smekni.com

Органы конституционного контроля субъектов Федерации: проблемы организации и деятельности (стр. 3 из 4)

Прямое федеральное законодательное урегулирование здесь вряд ли подойдет. Более приемлемым представляется раз­работка модельного законодательного акта, подобного разра­батываемым Межпарламентской Ассамблеей СНГ модель­ным законодательным актам для государств Содружества. В следующих вопросах рассматриваются возможные базовые положения этого акта.

2.2. Судьи уставных судов субъекта Федерации

В Конституции РФ сказано, что судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юриди­ческое образование и стаж работы по юридической профес­сии не менее пяти лет. Но, как добавлено далее, федераль­ным законом могут быть установлены дополнительные тре­бования к судьям судов РФ. Означает ли это, что речь идет о судьях федеральных судов, к которым судьи судов субъ­ектов Федерации не относятся? Похоже, что так. Значит, для судей уставных судов субъектов Федерации дополни­тельные требования могут устанавливаться законами субъ­ектов Федерации. А в модельном законе подобные дополни­тельные требования могут, да и должны быть «прописаны». Кроме того, в Федеральном законе о статусе судей в Рос­сийской Федерации, помимо перечисленных в Конституции РФ, названы и такие требования к судье как:

а) не совершив­ший порочащих его поступков;

б) сдавший квалификацион­ный экзамен;

в) получивший рекомендацию квалификаци­онной коллегией.

Наконец, в проекте Федерального закона о назначении (избрании) народных заседателей записано, что «не могут быть назначены (избраны) народными засе­дателями лица, признанные судом недееспособными либо ограниченные судом в дееспособности, имеющие судимость, а также физические или психические недостатки, препят­ствующие в отправлении правосудия». Этот подход тоже может быть использован (с определенными коррективами) для определения квалификационных требований и цензо­вых ограничений к судьям уставных судов субъектов Феде­рации. Что касается возрастного порога, то на практике к судьям судов общей юрисдикции субъекта Федерации (т. е. второго звена системы) и арбитражных судов субъек­тов Федерации предъявляется требование быть не моложе 30 лет; 25-летний возраст достаточен для судей звена рай­онных и городских судов системы судов общей юрисдикции, военных судов и, быть может, мировых судей.

Итак, есть основания полагать, что судьей уставного суда субъекта Федерации может быть:

а) обязательно - гражда­нин РФ, дееспособный, не моложе 30 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы не менее 5 лет, не судимый и не совершавший порочащих его поступков, сдав­ший квалификационный экзамен;

б) желательно - являю­щийся специалистом в области конституционных и муници­пальных правоотношений, оптимально - с ученой степенью, постоянно проживающий на территории данного субъекта федерации (может быть, не менее 5 лет), не имеющий очевидных недостатков физического или психического ха­рактера, по своим психофизиологическим качествам склон­ный к судейской работе.

Для судей первого «призыва» квалификационный экзамен кандидат в судьи уставного суда субъекта Федерации мо­жет сдавать объединенной квалификационной экзаменаци­онной комиссии судов субъекта Федерации - общей юрис­дикции и арбитражного; а для второго и следующих «при­зывов» - квалификационной экзаменационной комиссии са­мого уставного суда субъекта Федерации, которая к тому времени уже будет создана. Квалификационная же колле­гия судей как важный орган судейского самоуправления в уставном суде субъекта Федерации обязательно должна существовать, но не в качестве «входного контроля» для кандидата в судьи этого суда. При вступлении судьи устав­ного суда субъекта Федерации в должность он обязан при­нести присягу в присутствии других судей этого суда.

Орган представительной (законодательной) власти субъ­екта Федерации должен избрать (назначить) судей устав­ного суда этого субъекта, хотя и в соответствии с собствен­ным регламентом, но в конкурсном режиме, причем число претендентов должно не менее чем в полтора раза превы­шать количество вакансий.

Для сложноустроенных субъектов Федерации, где в со­став одного субъекта входят другие (например, для Тюмен­ской области, в состав которой входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), целесообразно со­здавать один объединенный уставной суд. Подход здесь может быть таким:

а) прямо в законе о суде предусматри­вается квота судей от округа, в количественном отношении пропорциональная числу жителей округа в общей числен­ности жителей сложноустроенного субъекта Федерации. По такой схеме для уставного суда Тюменской области (общим числом в 9 судей) квотой для двух округов будет по трое судей;

б) в законе предписывается периодическая ротация руководства суда, например, в первые 2-3 года председателем суда будет судья от самого сложноустроенного субъекта, а его заместителем - судья по квоте от ок­руга (судьи по квоте от округов), а на следующие 2-3 года (тоже посредством выборов) председатель - судья от окру­га, а заместитель - от сложноустроенного субъекта Феде­рации. И так далее.

2.3. Структура уставного суда субъекта Федерации

Оптимальной представляется двухпалатная (двусостав­ная) и двухколлегиальная структура уставного суда субъ­екта Федерации. На первый взгляд, ст. 27 Федерального кон­ституционного закона "О судебной системе Российской Феде­рации" однозначна: в ней сказано, что решение уставного суда субъекта Федерации, вынесенное в пределах его пол­номочий, не может быть пересмотрено иным судом. Но, во-первых, это означает, что если решение вынесено уставным судом субъекта Федерации по вопросу, не входящему в его компетенцию, то оно может быть пересмотрено другим су­дом. Тогда кто, какой суд сможет определить, вынесено ли данное решение уставным судом по вопросу, отнесенному к его компетенции, за пределами его компетенции либо (что еще сложнее) частично, по отдельным моментам, в рамках, а частично - за рамками компетенции? А во-вторых, если другой суд не вправе пересмотреть решение, то вынесший решение уставный суд может пересмотреть собственное решение сам. Тогда верно ли что речь идет о пересмотре решения только по вновь открывшимся обстоятельствам? Или может быть произведена переоценка «факта» на основе переоценки доказательственной базы, устанавливающей фактические обстоятельства по делу на основе новых дока­зательств? Или же речь идет о юридической переквалифи­кации этих фактических обстоятельств?

Во всех этих случаях пересмотр решения вынесшим его составом судей менее предпочтителен, чем возложение это­го дела на другой состав судей этого же суда. Кроме того, общеизвестно, что возможность обжалования судебного акта, возможность пересмотра судебного акта другой, более вы­сокой судебной инстанцией (пусть того же суда) - важней­шая гарантия от судебных ошибок.

Таким образом, целесообразно создание в уставном суде субъекта Федерации двух инстанций судопроизводства: пер­вой - основной и второй - кассационной (традиционное для нашей судебной системы название). Такая организацион­ная структура моносудов, такое построение - типично, та­ким изначально является Экономический Суд СНГ, к такой структуре недавно перешел Суд Европейского Союза. В свою очередь, первую инстанцию уставного суда субъекта Фе­дерации тоже целесообразно создавать двухпалатной (дву­составной) - суд сможет рассматривать вдвое больше дел тем же количеством судей и без ущерба для качества принимаемых решений. Однако консультативные заключе­ния, как и решения по отдельным категориям дел, судьи должны будут выносить в полном составе. Кроме других подразделений «штатного» характера, целесообразно обра­зование при уставном суде субъекта Федерации «нештат­ных» отдела общественных экспертов и научно-консульта­тивного совета.

2.4. Гарантии деятельности и компетенции уставных судов

субъекта Федерации

Особого внимания заслуживает вопрос о гарантиях не­зависимой деятельности уставных судов субъекта Федера­ции и судей этого суда. В законе субъекта Федерации о та­ком суде должно не только провозглашаться финансовое, организационное, материально-ресурсное обеспечение дея­тельности суда, его независимости, неприкосновенности су­дей, но и гарантированно обеспечиваться нормальная жиз­недеятельность суда и осуществление правосудия судьями, причем вне зависимости от политических «катаклизмов» в субъекте Федерации (да и во всероссийском масштабе), наличия или отсутствия благосклонности губернатора края, области, округа к суду или отдельным судьям. Видимо, такими гарантиями должны стать:

а) запись о выделении средств в достаточном количестве суду в бюджете субъекта Федерации отдельной, притом защищенной статьей;

б) пе­редача суду служебных помещений, отвечающих требова­ниям возможности отправления правосудия, в оперативное управление, но ни в коем случае - не в аренду; еще более надежным была бы передача суду в оперативное управле­ние служебных помещений, являющихся федеральной со­бственностью. Все гарантии, иммунитеты, условия оплаты труда и пребывания в отставке судей федеральных судов, предусмотренные Федеральным законом о статусе судей в Российской Федерации, должны распространяться на су­дей уставных судов субъектов федерации.

Исключительно важен вопрос о компетенции уставных судов субъектов Федерации. Вроде бы вопрос ясен - в силу п. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона "О судеб­ной системе Российской Федерации" уставный суд субъекта Федерации может создаваться «для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного само­управления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для тол­кования конституции (устава) субъекта Российской Феде­рации». Но такая лаконичная формула не включает в себя ряда спорных вопросов, которые сегодня никем, никаким судебным органов не решаются и решение которых прямо «напрашивается» для включения в юрисдикцию уставного суда субъекта Федерации. Кроме того, эта формула не учитывает случаи со сложноустроенными субъектами Фе­дерации, правовой фундамент «связки» в которых (догово­ры и соглашения между субъектами Федерации) по своей юридической природе значит ничуть не меньше, чем устав субъекта Федерации.