Смекни!
smekni.com

«Любимые песни военных лет» (стр. 4 из 17)

Ученик от имени композитора: Композитор вспоминал: «Почти единодушное отвращение, с которым дети этого возраста относятся к пианистическим занятиям – общеизвестно. Я не составлял исключения. Четыре года моего музыкального образования были сопряжены с серией грандиозных скандалов, слезами, суровыми наказаниями. Наконец, когда мне минуло семь лет и я пошёл в школу, домашние, окончательно махнув рукой на попытки приобщить меня к тайнам музыкального искусства, освободили меня от музыки».

Учитель: Но музыка продолжала наполнять дом, и пришло время, когда мальчик сам подошёл к роялю и попробовал подобрать то, что играла его мать.

Ученик от имени композитора: «Я почувствовал вдруг непреодолимое желание часами бренчать на рояле, издавая совершенно нелепые и дикие звуки. Начались скандалы обратного порядка – от рояля меня оттаскивали. Но проявленное мною упорство, очевидно, подействовало, тем более что я перешёл на сочинение собственной музыки».

Ученик 1: Сочинения 13-летнего Никиты были показаны композитору и педагогу Семёну Викторовичу Панченко. Уже через год Семён Викторович решил представить директору Ленинградской консерватории Александру Константиновичу Глазунову двух своих лучших учеников. Одним из них был Никита Богословский. Никите разрешено было приходить домой к Глазунову раз в неделю, по воскресеньям, показывать свои сочинения. Так в жизнь Богословского вошёл А.К. Глазунов, «Живой классик», как называли его в те времена студенты Ленинградской консерватории.

Стремительно вбегал на второй этаж 15-летний Никита, звонил и проходил в кабинет Александра Константиновича. Глазунов брал принесённые Никитой ноты, затеи следовал подробный разбор пьесы, замечания. Советы. А затем наступал момент, которого больше всего ждал Никита. Учитель и ученик шли к роялю, садились рядом и в четыре руки играли сочинения Глазунова. Рассказывал Глазунов и о замечательных композиторах «Могучей кучки», об оперных и балетных спектаклях, об исполнителях. Так, соединяя вместе сразу несколько музыкальных дисциплин, вёл занятия-беседы Глазунов. И вскоре он посоветовал Никите поступить на композиторское отделение техникума – в консерваторию поступали с семнадцати лет.

Осенью того же года, захватив несколько своих сочинений, Никита Богословский отправился на экзамены, где получил самые высокие оценки. Учили в консерватории многому и спрашивали строго. Было трудно. Чтобы помочь семье, Богословский поступил на работу, оставшись в консерватории на правах вольнослушателя.

Ученик 2: В конце двадцатых – начале тридцатых годов Н. Богословский много и охотно сочинял. Именно в это время научился он работать быстро и чётко, выполнять несколько дел одновременно, дорожить временем. Среди его работ – поэма для голоса и симфонического оркестра «Казнь декабристов», оставшаяся неоконченной опера «Ревизор», четыре романса на слова Пушкина и две оперетты.

Никите Богословскому шёл двадцать первый год, когда он завершил музыкальное образование. В каком направлении идти дальше? Сам композитор, по-видимому, не думал менять круг своих тем и интересов, и в 1935 году принял заказ Театра музыкальной комедии на третью оперетту, в следующем году написал четвёртую. А в 1937 году решил принять участие в объявленном тогда конкурсе на лучшую песню о пограничниках.

Ученик от имени композитора: «Стихи я попросил написать моего друга, ленинградского писателя Матвея Тевелева. Для него обращение к песне тоже было делом новым – не то, что песен, но и стихов он никогда писать не пробовал. Однако через несколько дней он принёс мне «Письмо в Москву». После долгих творческих мук я, наконец, написал «Письмо в Москву» и послал её на конкурс. Результат оказался плачевным – никакой премии, никаких поощрений. Слегка погоревав, я вообще забыл про это сочинение…»

Учитель: «Песни не для меня», – решил Никита Богословский после неудачи с «Письмом в Москву». Однако И.О. Дунаевский думал иначе. «Он наверняка напишет хорошие песни», – сказал Дунаевский, рекомендуя кинорежиссёру Владимиру Вайнштоку Богословского как возможного автора музыки к фильму «Остров сокровищ». Рекомендацию Дунаевского поддержал Д.Д. Шостакович. Это обязывало. И Богословский решил попробовать ещё раз, и вскоре был вознаграждён. Песню из кинофильма пели даже на улицах.

Ученик 3: В истории советской музыки вторая половина тридцатых годов характеризуется своего рода «песенным взрывом». Появилась плеяда талантливых композиторов-песенников, и молодёжь запела «Песню о встречном» Дмитрия Шостаковича, «Марш весёлых ребят» и «Песню о Родине» Исаака Дунаевского, за ними последовали «Орлёнок» Виктора Белого, «Три танкиста» братьев Покрасс, знаменитое «Полюшко-поле» Льва Книппера.

В это песенное половодье стал вливаться и ручеёк мелодий Никиты Богословского. На тему труда Богословский написал широкий напевный вальс «Спят курганы тёмные», а на открытие московского метро композитор откликнулся «Песней старого извозчика», сразу же исполненной Леонидом Осиповичем Утёсовым.

Исполнение песни «Песня старого извозчика»

(стихи Я. Родионова)

Ученик 3: Песня-раздумье «Любимый город» из фильма «Истребители» стала как бы частицей жизни целого поколения. Для многих, в то время 17-летних, «любимый город в синей дымке таял» как раз золотой осенью 1939 года, когда в армию впервые были призваны почти все выпускники десятых классов, в том числе и те, кто в сентябре поступили в высшие учебные заведения.

Исполнение песни «Любимый город»

(стихи Е. Долматовского)

Ученик 4: «Ворошиловские призывы» 1939 и 1940 годов радикально переменили жизнь, 17-летние прощались с домом и школой, парками и концертами, друзьями и подругами. Верилось – не на долго. И поэтому не было горечи прощания. Обо всём этом и была песня.

«Создатели фильма, – вспоминал режиссёр Эдуард Пенцлин, – были так же молоды и влюблены в авиацию, как и его герои: для меня «Истребители» были первой полнометражной художественной картиной. Только начинал свой путь композитор Никита Богословский. На роль Сергея Кожухарова был приглашён совсем ещё юный Марк Бернес. Это была его первая крупная роль в кино. Роль Николая Мельникова, друга Кожухарова, исполнил студент Киевского театрального техникума Василий Дашенко. Это была его первая и последняя роль в кино. В 1941 году он ушёл добровольцем на фронт и погиб, защищая Родину».

Песню спел Марк Бернес, сдержанный, умный, застенчивый и твёрдый. Скорее даже не спел, а внушил эту песню, выразил ею главное, что было в каждом.

Московское народное ополчение начало формироваться в июле 1941 года. Композиторы, в том числе и Н. Богословский, сразу же явились на пункт сбора. Все они считали, что в военное время нужны солдаты, сражающиеся с оружием в руках. Но в Главном политическом управлении Красной Армии рассудили иначе. Н. Богословский был вскоре отозван из ополчения и направлен в распоряжение Главного комитета кинематографии: музыка тоже оружие в борьбе с врагом, сказали ему.

В начале 1942 года режиссёр Леонид Луков решил закончить фильм «Александр Пархоменко». Вот как вспоминал Никита Богословский о создании песни «Ты ждёшь, Лизавета».

Ученик от имени композитора: «Мой друг Леонид Луков весело и темпераментно «сыграл» мне сцену из фильма, в которой должна прозвучать песня. Это была сцена на свадьбе, где артисты П. Алейников и С. Каюков, празднично одетые, с гитарами, украшенными большими бантами, поют под собственный аккомпанемент шуточную песенку в честь жениха и невесты», – вспоминал Богословский. Композитор сочинил музыку песни. «Но увы! Евгений Долматовский, приглашенный Луковым для написания стихов, улетел на фронт, а кандидатуры других поэтов режиссер отверг, и тогда я рискнул попробовать написать стихи сам. Вот что получилось:

Лучок да картошка, огурчик солёный,

Мировая закуска в огороде растёт.

Что нужно нам в жизни?

Лишь садик зелёный,

Свой зелёный садик-огород!


И так далее, в том же духе.


Но на съёмках выяснилась печальная вещь: стихи никак он не сочетались с лирической мелодией, построен­ной на народных интонациях. Все были огорчены, но тут, на наше счастье, вернулся с фронта на несколько дней Евгений Долматовский, написал новые стихи и вместо «Лучок и картошка» в песне зазвучало куда более уместное:

Ты ждешь, Лизавета,

От друга привета.

Ты не спишь до рассвета,

Все грустишь обо мне.

Одержим победу,

К тебе я приеду

На горячем боевом коне

И всё встало на свои места, музыка и слова слились».

Учитель: Но такой вариант песни – боевой, задорный не подходил к задуманной Луковым сцене свадь­бы. Он перенес ее в другой эпизод: артисты пели ее во время кавалерийского похода. И песня зазвучала лихо, по-кавалерийски, именно так, как хотел консуль­тировавший фильм генерал А. И. Еременко, будущий Маршал Советского Союза. Фильм вышел осенью 1942 года. И как всегда бывает с хорошими песнями, «Лизавета» шагнула с экрана в жизнь.

Исполнение песни «Ты ждёшь, Лизавета»

(стихи Е. Долматовского)

Темная ночь,

Только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах,

Тускло звезды мерцают...

Ученик 5: Трудно поверить, но песня «Тёмная ночь», которую в дни войны знал каждый от мала до велика, роди­лась совершенно неожиданно. В 1942 году режиссер Леонид Луков на Таш­кентской киностудии снимал фильм «Два бойца». Картина рассказывала о крепкой фронтовой дружбе двух солдат – уральского сталевара Саши Свинцова и одесского сварщика Аркадия Дзюбина. Эти роли исполняли замечательные артисты советского кино Борис Андреев и Марк Бернес.