Смекни!
smekni.com

«Любимые песни военных лет» (стр. 8 из 17)

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят…»

С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс. «Этому трудно поверить, – говорил он потом, – но песня была готова через 30-40 минут». Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала лейтмотивом картины.

В дни Великой Отечественной войны на фронте бытовало немало переделок и вариантов этой замечательной довоенной песни:

Расскажи-ка, песенка-подруга, Не одну фашистскую гадюку

Как дерутся с чёрною ордой Укротили силой огневой

Три танкиста, три весёлых друга, Три танкиста, три весёлых друга,

Экипаж машины боевой. Экипаж машины боевой.

Музыкально-литературная композиция

«Пусть всегда будет солнце»,

(посвящается творчеству Л.И. Ошанина)

Учитель: Этот праздничный вечер мы посвящаем поэту, автору известных песен, нашему земляку Льву Александровичу Ошанину.

Родился он в Рыбинске в 1912 году, но провёл в нём всего лишь пять первых лет. Потом судьба водила его по разным дорогам страны, но никогда не забывал он о родном крае. И нам хочется, чтобы вы прониклись уважением к нему самому, его творчеству и гордились тем, что наша ярославская земля полна такими талантливыми людьми.

Ученик от имени Л. Ошанина: «Мне всегда хотелось написать песню о Волге. Я родился на Волге, в Рыбинске, много раз бывал в Волгограде, Саратове. Но после удивительных старых народных песен, после песен о Стеньке Разине – у меня просто не поднималась рука».

Ученик 2: Но вот однажды снимали панорамный фильм о Волге и попросили Льва Ошанина с Марком Фрадкиным написать для фильма песню. Всем хотелось, чтобы песня вышла и очень волжской и очень простой, а в то же время значительной и современной. И для картины важно, чтобы потом песня вышла из неё и зажила самостоятельной жизнью.

Ученик от имени Л. Ошанина: «Песню для фильма записал Владимир Трошин, а для радиослушателей первым исполнителем был Марк Бернес. Но, пожалуй, наибольшее количество поклонников у Людмилы Зыкиной, которая поёт её, как сама Волга, сама Россия. Я счастлив, что мне довелось написать эту песню».

Исполнение песни «Течёт Волга»

(музыка М. Фрадкина)

Ученик 3: Как вы пишете песни? –

Спросили меня.

…В дальнем поле сажусь

У ночного огня.

С переполненной палубы

Ветром дыша,

По волне енисейской

Плыву не спеша.

И с утра до утра,

В полумглу, на заре,

На дворе заводском,

В институтском дворе, -

Глядя прямо в глаза

Многих судеб людских,

Слышу души друзей

И соседей моих.

И у каждой души

Есть на песню права.

Так не спи,

Отбирая скупые слова!

Так сумей,

Посылая слова эти в путь,

В те же души людские

Их песней вернуть.

Ученик 2: Музыкой он жил с детства. Музыка обернулась для него словами песни. Были песни, в которых он не сумел написать слова. Были песни, в которых не получилась музыка. Были песни, где слова и музыка в отдельности, может, и существовали, а вместе не сливались, и, значит, песни не было. А уж если песня получалась, она приносила столько волнения и радости, сколько вряд ли может принести баллада, лирическое стихотворение или даже поэма.

Ученик 4: А как же рождается песня? Песню нельзя приказать запеть. Если пеня не проникла к вам в сердце сразу – её не существует. Песню нельзя перечитать. Песня должна ворваться в сердце.

Песня имеет двух авторов. Поэт полностью отвечает за удачу и неудачу песни наряду с композитором. Нелеп вопрос, что важней в песне – слова или музыка.

Я знаю, как песня родится. Как ранит.

Как всё в ней до срока темно.

Как яростно спорят в ней два дарованья,

Пока не сольются в одно.

Ученик 5: Посвящается Анатолию Новикову.

Ты плохо поёшь, композитор,

А я и совсем не певец.

Но тайна особая скрыта

В двойном откровенье сердец.

Не знает ни друг, ни ровесник,

Как в час беспокойный ночной

Ещё не рождённая песня

Приходит к нам жаркой мечтой.

Маячит и просится в руки…

Но как это без колдовства

Крылатые выловить звуки

И лучшие выбрать слова?

Мы песню в груди согревали,

В ней наша сердечная дрожь.

И вот ты подходишь к роялю

И первую ноту берёшь.

Блестящие клавиши дразнят,

Час первого взлёта настал,

И вдруг эта песня, как праздник,

В притихший врывается зал.

И как бы не пел композитор

И что б ни добавил поэт –

Два сердца, два пламени скрытых

Согласно в ней рвутся на свет.

И, если мы крылья ей дали,

Так, значит, строку за строкой

Из ваших сердец записал

Её мы счастливой рукой.

Ученик 2: Во время Великой Отечественной войны Лев Ошанин, по-мальчишески горячий, почти слепой, и поэтому забракованный навечно как солдат, он стал солдатом по-своему. Привозил на фронт свои стихи и песни.

Ученик 6: Кем я был на войне?

Полузрячим посланцем из тыла,

Забракованным напрчно всеми врачами

земли.

Только песня моя

С батальоном в атаку ходила,

Ясноглазые люди её сквозь огонь

пронесли.

Я подслушал в народной душе эту песню

Когда-то.

И, ничем не прикрасив, тихонько сказал

ей:

- Лети! –

И за песню солдаты встречали меня, как

Солдата,

А враги нас старались убить

На пути…

Ученик от имени Л. Ошанина: «Хотя из-за скверного зрения я был полностью снят с военного учёта, но я много был в командировках на третьем Белорусском, Западном и Карельском фронтах. Не раз попадал я в рискованную ситуацию, приходилось рядом видеть смерть.

Помню, как я искал а песне одну строку:

Выстрел грянет.

Ворон кружит…

Твой дружок в бурьяне…

Вот это место…Что он – мёртв? Убит? Подкошен? Вырван из жизни? Наконец нашлось:

Твой дружок в бурьяне

Неживой лежит…

Вот это – «неживой», мне кажется, сказало больше, чем множество слов, которые могли стать не это место».

Исполнение песни «Дороги»

(музыка А. Новикова)

Ученик 4: Кончилась война, а стихи и песни Ошанина продолжали звучать по стране. С его песнями молодёжь уезжает на новые стройки, отстраивает города и сёла.

Жизнь для поэта это, прежде всего, движение, путь, дорога, герой Ошанина испытывает подлинное счастье только в пути, когда ветер в лицо и ощущаются переломы и взлёты жизни.

Герои Ошанина – это молодые люди. Именно на молодёжь он возлагал большие надежды. И не только он – вся страна.

Исполнение песни «Песня о тревожной молодости»

(музыка А. Пахмутовой)

Ученик от имени Л. Ошанина: «Вот говорят, что песню поют миллионы, какие-то отвлечённые миллионы, которые невозможно увидеть. Мне довелось слышать, как мою песню пел одновременно один миллион человек. Было это на заключительном митинге Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Берлине в 1951 году. Молодые люди множества стран на многих языках пели «Гимн демократической молодёжи».

Ученик 4: Что привело песню на свет?

Лев Ошанин с композитором Новиковым в 1947 году решили принять участие в конкурсе на лучшую песню для Первого Всемирного фестиваля в Праге. Времени было мало, они едва успели закончить песню и дать разучить её Георгию Абрамову.

И вот первый тур. Их позвали. Абрамов спел. Песня прошла на второй тур. У авторов было время ещё и ещё раз подумать. Дело в том, что припев песни написан вопреки всем законам песенного творчества: он весь состоит из шипящих букв.

Песню дружбы запевает молодёжь,

Молодёжь, молодёжь,

Эту песню не задушишь, не убьёшь,

Не убьёшь, не убьёшь.

Ученик 7: Ошанин написал чуть ли не двенадцать вариантов припева, они были очень вокальные, с удобными сонсорными звуками. Но чего-то главного в них не было. Силы – той удивительной силы, которая присутствовала в первом варианте.

И вдруг Новиков встречает одного из общественных или профсоюзных деятелей. «А, не задушишь, не убьёшь, здравствуйте!» – говорит он.

Так живёт эта песня, нарушив все песенные законы.

Исполнение песни «Гимн демократической молодёжи»

(музыка А. Новикова)

Ученик 7: Льва Ошанина знают, прежде всего, как автора песен. Однако это лишь одна сторона деятельности поэта. Богата и многогранна его лирика, особенно лирика любви. Но едва ли не первое место в ней принадлежит балладам. Лев Ошанин создавал различные виды баллад: сюжетные, с лирическим пафосом, иронические, психологические. С особой проникновенностью поэт пишет о любви.

Ученик 8: Баллада о красоте

Это были счастливцы. Те,

Которые даже

Встретились в красоте

Ленинградского Эрмитажа.

Он глядел, как толпятся вокруг

Все века и меридианы.

Но появилась она. И вдруг

Потускнели Венеры, поблекли Дианы.

А она, отмеченная судьбой,

Подняла глаза, холодея,

И узнала перед собой

Прометея.

Слушай, время, повремени-ка.

Дрогнул голос, который необходим.

- Ты Венера?

- Нет, Вероника.

- Я искал тебя.

- Кто ты?

- Я Вадим.

Десять дней между ними таяли льдинки,

Привыкала к руке рука.

Они, как будто две половинки,

Друг друга искал издалека.

Им кричали воды Невы и залива,

Зеркала дворцов и все вокруг:

- Ребята, вы вместе так красивы,