Смекни!
smekni.com

Предисловие (стр. 19 из 37)

Активность российских посетителей намного выше, чем в других странах. Среднее число читающих дневник российского участника журнала составляет 100 человек. Для иностранных дневников эта цифра практически недостижима. Максимальное число читающих один дневник — 5 тыс. участников: именно столько читателей есть у известного фантаста Сергея Лукьяненко. Вторая особенность русского журнала в том, что значительная часть активных участников используют его для работы, для обмена новостями и для агитации. Среди самых популярных сообществ — advertka, рекламное сообщество (участников и наблюдателей — около 9 тысяч), paparazzi — сообщество журналистов (участников и наблюдателей — 4200).

Вот как рассказывает о возможностях «Живого журнала» Михаил Вербицкий (известный интернет-гуру): «Информационная среда, явление которой было предсказано мудрыми, явилась; и немедленно пожрала масс-медиа. За те четыре года, что прошли с переселения на Livejournal, я перестал читать новости. Я не смотрю телевизор и не покупаю газет. А зачем? Каждая новость политики, науки и чего угодно окажется у вас в ленте, в десятке экстравагантных интерпретаций; а в большинстве случаев — со ссылкой на запись очевидца событий. Важно только правильно подбирать ленту… Лайвджорнал использовали все мало-мальски заметные журналисты, все редакторы интернет-журналов, почти все писатели научной фантастики, сотни широко известных музыкантов, поэтов, лит-критиков и прочая и прочая. В ЖЖ зародились несколько политических движений… Блогосфера оказалась идеальным субстратом для создания гражданского общества и переустройства жизни на истинно демократических началах»1.

(СНОСКА1 М. Вербицкий: LJ: Конец эпохи (http://www/russ.ru/culture/20050706_verbit.html).)

Действительно, свои ЖЖ имеют известные журналисты, писатели, пиарщики и политологи. Составлен примерный, хотя и неполный список известных персон, ведущих свои ЖЖ (http://www.livejournal.com/users/ansate/39466.html). Список гуру в ЖЖ нас не особенно интересует, а вот тот факт, что политизированная молодежь работает через этот сайт очень активно, нельзя упускать из внимания.

Живее всех живых

«Живой журнал» используют для создания соответствующей интерпретации события; для создания необходимого отношения к политической персоне вплоть до глобальной дискредитации, для создания информационной волны. Здесь лучший пример — травля Филиппа Киркорова. Она началась в ЖЖ через неделю после публикации информации об оскорблении Ирины Ароян на сайте «Компромат.Ру», была подхвачена буквально всеми более-менее известными юзерами и привела к информационной войне против Киркорова в СМИ, результатом которой стало извинения Киркорова, принесенные журналистке. ЖЖ вполне пригоден и для вброса компромата. Не надо забывать, что «Живой журнал» — не замкнутое пространство, и интересная информация часто рассылается со ссылками на него по «аське» или электронной почте.

Наконец, очень часто «Живой журнал» используют для партийной работы и агитации. Партийные представители, обитающие в нем, охотно пишут отчеты с митингов, публикуют фотографии, программные документы и материалы.

Лучший пример – раскрутка лидера Московского молодежного «Яблока» Ильи Яшина, который за несколько месяцев лета 2004 года из никому не известного мальчика превратился в реального ньюсмейкера. Яшин не стал изобретать велосипед, а пошел по пути, проложенном Олегом Кашиным. Он начал активно описывать в «Живом журнале» все, что он делает. Яшина привел в ЖЖ Сергей Казаков (создал дневник в марте 2004 года), руководитель пресс-службы московского «Яблока», который оценил все прелести сообщества paparazzi, а также опыт раскрутки неизвестных личностей до персон, вполне соответствующих уровню ВИП.

Вообще члены молодежного «Яблока», а теперь и «Обороны» заметны в «Живом журнале», особенно явно: члены «Яблока» массово начали появляться в журнале с июля — августа 2004 года (пик приходится на ноябрь). Из известных активистов организации свои дневники есть у руководителя питерского отделения Молодежного «Яблока» Александра Шуршева (shoorman), редактора издания «Молодежное Яблоко» Павла Смоляка, который в последнее время все больше смещается в сторону НБП (smolyak), зампреда Московского молодежного «Яблока» Ирины Воробьевой (vorobieva_irina). Всего яблочников среди пользователей этого сайта около тридцати. Причем что касается молодежного «Яблока», то в ЖЖ присутствует практически все ядро организации.

Оценить участие нацболов в журнале довольно сложно, предположительно их также порядка 20–30. Однако о политике пишут они редко, в основном записи касаются встреч, вечеринок, секса и подобного времяпрепровождения. К другим членам журнала они относятся с недоверием. Выделяется здесь дневник активиста московского отделения НБП Сергея Смирнова, учителя, исполняющего обязанности главы московского отделения НБП (lazareff) и журналиста «Лимонки» Сергея Родинова (eksray). За несколькими исключениями члены НБП не используют свои дневники для агитации или пропаганды идей организации.

Заметную активность в «Живом ivejournal проявляет молодежная организация московских студентов «Я думаю» (http://www.yadumayu.ru), в основном состоящая из учащихся Высшей школы экономики. В числе известных членов этой организации — Илья Файбисович и Стас Апетьян. Это псевдоинтеллектуальная организация правого толка, по идеологии близка к СПС, в целом с антипутинской и антивластной направленностью. Совмещает общение в журнале с частыми встречами. Всего известно около 15 членов ЖЖ. В начале 2005 года они боролись за победу в «тендере» на правую оппозиционную молодежь, но проиграли его Московскому молодежному «Яблоку», из-за чего в стане «Я думаю» происходят постоянные склоки и раздоры, не в последнюю очередь обусловленные тем, что часть участников организации абсолютно неадекватна и не разбирается в политике.

Молодая «Родина» начала активную деятельность в «Живом журнале» осенью 2004 года, но из-за постоянных скандалов у ее участников большие проблемы с позиционированием. Известны дневники активистов движения — Олега Бондаренко, Сергея Шаргунова, Леонида Развозжаева и Михаила Бойко. Именно после скандала в ЖЖ, инспирированного Ярославом Грековым, Олег Бондаренко существенно испортил свою репутацию, что в итоге стало причиной его отстранения от руководства молодежной «Родиной» и назначением на этот пост Сергея Шаргунова, который сейчас испытывает такие же проблемы в связи со ссорой с журналистом Михаилом Тульским.

Краткий анализ молодежной активности в «Живом журнале». Сразу же после выборов президента был отмечен существенный рост числа партийно-активных членов журнала, из которых практически все — молодые люди от 17 до 29 лет. Среди членов ЖЖ партийная молодежь играет существенную роль, и своей активностью она практически сравнялась с «ранним» кругом общения, состоящим в основном из журналистов и пиарщиков. Объединяясь по интересам, партийной принадлежности и общей оппозиционности к властям, они аккумулируют вокруг себя сочувствующих лиц. При этом замечено значительное пересечение аудиторий. Партийная принадлежность в «Живом журнале» пока имеет малое значение, главное — общее настроение недовольства властями. Интеллектуально партийная молодежь в своем большинстве довольно слаба, импульсивна. Отличается самовлюбленностью и юношеским максимализмом. Они могут без проблем влезать в скандальные ситуации, чем легко пользоваться при наличии намерения дискредитировать конкретного человека. Тем не менее, нельзя этой дискредитации уделять слишком большое значение, иначе на антипиаре популярность персоны только вырастет. Использовать «Живой журнал» молодежным активистам необходимо осторожно, причем главными критериями должны быть искренность, личная независимость и наличие реальной работы, за которую активист может отчитаться в своем личном дневнике не только на словах, но и при помощи фотографий, ссылок и других интерактивных приемов.

Напоследок стоит заметить, что ни молодые коммунисты, ни единороссы в «Живом журнале» практически не представлены, что является их серьезным промахом. С другой стороны, вопросы конфиденциальности в этих партийных организациях ценятся куда больше, чем простой пиар в Интернете, а любой скандал сказывается на их репутации намного серьезнее, чем на младенческой «Родине» или на полумертвом «Яблоке». Все же минусов от их отсутствия, по-моему, гораздо больше, чем плюсов сохранения конфиденциальности: ведь тем самым они лишают себя одного из немногих живых средств коммуникации как с журналистами, так и с политконсультантами. Причем средства бесплатного. Сейчас «Живой журнал» вовсю осваивают активисты движения ВАЛ, «Наши» и «Россия молодая». Что из этого получится, сказать трудно. Скорее всего, ничего. Симулякр в реальности еще более-менее представим (пример — «Идущие вместе»), но виртуальные симулякры кажутся нонсенсом.

Большинство существующих ныне «молодежных движений» виртуальны. Лучший пример тому — «Русская Пора». В нее входят три, от силы четыре человека. Или «Идущие без Путина» с лидером Михаилом Обозовым. Сколько их — «идущих без»? Примерно столько же. Ядро Московского молодежного «Яблока» состоит из 50 человек максимум. Из «молодой Родины» также никто никогда не видел на митингах больше 10 человек, если под акцию не выделялся конкретный бюджет, и половина из этого десятка присутствует в «Живом журнале». Молодой СПС? Кроме Насти Каримовой, которая не вылезает из журнала сутками, никто не видел этих младоэспеэсников. То есть политически активные ребята, почуяв возможность сделать деньги или карьеру, просто нашли себе благоприятную среду общения с журналистами и пиарщиками в онлайне. Они занимаются самораскруткой, ищут (и находят) заказчиков, общаются между собой.

Вот здесь заключается очень важная деталь. Общаясь между собой, привлекая к себе внимание серьезных политиков, становясь ньюсмейкерами для журналистов, они, с одной стороны, создают реально существующую сетевую структуру (правда, в пределах МКАД, но и этого вполне достаточно), а во-вторых, создают впечатление реальной молодежной оппозиции. Кривое зеркало Москвы, к сожалению, не дает увидеть существующее в провинции сильнейшее недовольство молодых поколений. А ведь оно есть, оно очень значительно, оно имеет совсем другие корни, нежели столичная фронда.