Смекни!
smekni.com

Примерная программа дисциплины «История хореографического искусства» (стр. 10 из 14)

Задания для самостоятельной работы:

1. Какова роль танцовщицы и хореографа Ф. Гюллень-Сор в утверждении новых принципов романтического балета на русской сцене?

2. Назовите лучших танцовщиц романтической школы русского балета.

Тема 9. Кризис русского балета. Творчество Артура Сен-Леона

Контрольные вопросы:

1. Какие явления в русской культуре 60-х годов XIX столетия привели к упадку балетного искусства?

2. Охарактеризуйте творческие принципы хореографа А. Сен-Леона.

3. Какими выразительными средствами разрешалась русская тематика в балетах «Конек-горбунок» и «Золотая рыбка» А. Сен-Леона?

4. В каких балетах С. Соколову удалось раскрыть средствами танца картины реальной жизни и труда, показать на академической сцене подлинно народный танец?

Тема 10. Русский балетный театр второй половины XIX века. Эпоха М. И. Петипа

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение предпосылкам подъема русского балетного театра последней трети XIX века.

2. Охарактеризуйте традиции и новаторство в творчестве М. И. Петипа.

3. В каких балетах М. Петипа осуществлялась кристаллизация академических форм и симфонизация балетного танца?

4. Какова роль М. Петипа в обобщении достижений классического танца XIX века и дальнейшего его развития?

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучите материалы и проанализируйте монографии В. М. Красовской «Русский балетный театр второй половины XIX века», Мариус Петипа «Материалы. Воспоминания. Статьи».

Тема 11. Творчество Л. И. Иванова

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте творческую судьбу Л. Иванова как танцовщика, педагога, балетмейстера.

2. Какое влияние на творчество хореографа оказали балетные партитуры П. И. Чайковского?

3. Назовите постановки Л. Иванова, которые являются вершинами хореографического симфонизма XIX века.

4. В каких оперных спектаклях Л. Иванов осуществил симфонизацию характерного танца?

Тема 12. П. И. Чайковский и создание русской балетной классики

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте творческую концепцию композитора П. И. Чайковского, его взгляды на балет и балетную музыку.

2. Дайте сравнительный анализ постановочных концепций балета «Лебединое озеро» В. Рейзингера, Л. Иванова и М. Петипа.

3. Какие принципы творческой работы балетмейстера и композитора были заложены при создании балета «Спящая красавица»?

4. Какое значение для развития русской и мировой хореографии имели симфонические балетные партитуры?

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучение материалов монографий Слонимского Ю. «П. И. Чайковский и балетный театр его времени», Демидова А. «Лебединое озеро», Константиновой М. «Спящая красавица»

Тема 13. Исполнительское искусство конца XIX столетия

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте особенности и специфические черты итальянской школы классического танца.

2. Творчество, каких итальянских мастеров танца оказало влияние на формирование исполнительских традиций русской хореографии конца XIX века?

3. Дайте характеристику творческой, исполнительской и педагогической деятельности ведущих артистов петербургского и московского балета.

Тема 14. Русский балетный театр на рубеже XIX – XX века. Реформаторская деятельность А. А. Горского

Контрольные вопросы:

1. Какие процессы в русской культуре рубежа XIX – XX века оказали воздействие на хореографическое искусство?

2. Охарактеризуйте этапы творческого пути, художественные интересы и принципы балетмейстера А. А. Горского.

3. Каковы были постановочные приемы А. Горского при создании редакций балетов М. Петипа на московской сцене?

4. Дайте анализ творческой деятельности А. Горского и определите ее значение для развития московского балета.

Тема 15. Русский балет начала XX столетия. Творчество М. М.Фокина

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте сущность реформаторской деятельности М. Фокина.

2. Какие постановочные принципы легли в основу создания хореографических произведений Фокина?

3. Назовите балеты М. Фокина, которые вошли в мировую сокровищницу хореографического искусства.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучение и анализ материалов книги М. Фокина «Против течения».

Тема 16. «Русские сезоны» в Париже. Возрождение зарубежного балета

Контрольные вопросы:

1. Определите роль С. П. Дягилева в популяризации достижений русского искусства в Западной Европе.

2. Когда проходили «Русские сезоны» в Париже?

3. Охарактеризуйте репертуар, исполнительские новации и сценографические принципы различных балетных сезонов в Париже.

4. Каково значение «Русских сезонов» в Париже для развития мирового балетного искусства?

Раздел 4. Советский балетный театр

Тема 1. Советский балет 1917 – 1927 годов

Контрольные вопросы:

1. Проанализируйте состояние русского балетного театра накануне Октябрьской революции.

2. Как и кем в балете практически претворялась идея преемственности и сохранения культурного наследия прошлого?

3. Назовите ведущих хореографов-новаторов первого десятилетия.

4. В каких балетах воплощались идеи обновления и демократизации театра?

Тема 2. Творчество Ф. В. Лопухова

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте этапы творческого пути Ф. Лопухова как танцовщика, балетмейстера, педагога и теоретика танца.

2. Какими принципами построения руководствовался Ф. Лопухов при создании новой формы сценической хореографии танцсимфонии?

3. Назовите спектакли Ф. Лопухова и определите их видо-жанровую структуру.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучение и анализ материалов монографий Ф. Лопухова «Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера», «Хореографические откровенности».

Тема 3. Творчество К. Я. Голейзовского

Контрольные вопросы:

1. Творческие эксперименты каких балетмейстеров оказали воздействие на формирование эстетических принципов К. Голейзовского?

2. Дайте характеристику особенностей хореографических миниатюр и концертных программ на эстраде К. Голейзовского.

3. Какие балеты были поставлены К. Голейзовским на сцене Большого театра?

4. Определите значение творческой деятельности К. Голейзовского в театрах республик Союза.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучение, анализ и конспектирование литературного наследия К. Голейзовского: «Образы русской народной хореографии», «Мгновения», «Жизнь и творчество. Статьи, воспоминания, документы».

Тема 4. Балет «Красный мак» как первый советский этапный балет

Контрольные вопросы:

2. Какие постановочные приемы использовали авторы балета «Красный мак»?

3. Что легло в основу сюжета и проблематику балета?

4. Какова сценическая судьба и историческая роль балета «Красный мак»?

5. Изучение истории создания балета, исполнительских традиций по материалам монографии В. М. Красовской «Советский балетный театр 1917 – 1967 годов».

Тема 5. Советский балет 30-х годов

Контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику основным направлениям развития советского балетного искусства 30-х годов.

2. Какие балетные жанры были ведущими в советском театре 30-х годов?

3. Назовите ведущих балетных мастеров данного периода.

4. Как проходил процесс формирования и становления оперно-балетных театров союзных и автономных республик?

5. Охарактеризуйте творческую деятельность самодеятельных танцевальных коллективов и их роль в профессионализации танцевального фольклора, его сценическом бытовании.

Тема 6. Творчество Р. В.Захарова

Контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику этапам творчества Р. Захарова как балетмейстера, педагога, режиссера и теоретика танца.

2. Определите эстетические принципы хореодрамы.

3. Какой балет Р. Захарова явился программным спектаклем в жанре хореодрамы?

4. Изучение литературного наследие Р. Захарова: книги «Слово о танце», «Сочинение танца», «Записки балетмейстера».

Тема 7. Творчество Л. М. Лавровского

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте эстетическую программу и творческий почерк балетмейстера Л Лавровского.

2. Какими постановочными приемами пользовался Л. Лавровский при создании балета «Ромео и Джульетта»?

3. Кто являлся исполнителями центральных ролей спектакля?

4. Изучение и анализ различных вариантов пластического воплощения шекспировской трагедии в практике отечественных и зарубежных мастеров балета.

Тема 8. Творчество В. И. Вайнонена

Контрольные вопросы:

1. В каком жанре был поставлен В. Вайноненом балет «Пламя Парижа»?

2. Что оказало влияние на структуру и пластическое решение художественного образа балета?

3. В каких балетах В. Вайнонен обращается к современной героической теме?

4. Новые редакции каких балетов классического наследия осуществил В. Вайнонен?

Тема 9. Творчество В. М. Чабукиани

Контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику этапам творчества В. Чабукиани как танцовщика, балетмейстера и педагога.

2. В каких героико-романтических балетах В. Вайнонена органично сочетаются академические основы классического танца, фольклорная пластика и народно-характерный танец?

3. Определите роль и значение творчества В. Чабукиани в становлении грузинской национальной школы танца.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучение, конспектирование и анализ монографии В. М. Красовской «Вахтанг Чабукиани».

Тема 10. Советский балетный театр 40 – 50-х годов

Контрольные вопросы:

2. Дайте характеристику творческой деятельности ведущих балетных трупп в годы Великой Отечественной войны.