Смекни!
smekni.com

Примерная программа дисциплины «История хореографического искусства» (стр. 9 из 14)

Тема 9. Западноевропейский балетный театр XVIII столетия. Становление действенного балета

Контрольные вопросы:

1. Дайте общую характеристику эпохи классицизма.

2. Что легло в основу эстетики классицизма?

3. Проанализируйте идеи великих просветителей XVIII столетия в области искусства танца.

Тема 10. Английский балетный театр XVIXVIII века

Контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику эстетической программы английского балетмейстера Дж. Уивера.

2. Какие особенности характеризуют творческую деятельность Ф. Хильфердинга?

3. Как формировались принципы сюжетно-действенного балета в творчестве итальянского балетмейстера Г. Анджолини?

4. Охарактеризуйте деятельность мастеров музыкального театра Италии на рубеже XVIII – XIX века.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить материалы монографии В. М. Красовской «Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра».

Тема 11. Французский балетный театр XVIII столетия. Творчество Ж. Ж. Новерра и Ж. Доберваля

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте сущность реформ, осуществленных в балетной практике Ф. Прево, М. Салле, М. Камарго и другими.

2. Каковы основные положения теоретического наследия Ж. Ж. Новерра «Письма о танце и балетах»?

3. Перечислите балеты, поставленные Ж. Ж. Новерром в западноевропейских театрах

4. Эстетические принципы комедийных балетов Ж. Доберваля.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить, проанализировать и законспектировать книгу Ж. Ж. Новерра «Письма о танце и балетах».

2. Изучить историю исполнительских традиций и постановочных методов Ж. Доберваля.

Тема 12. Творчество Карло Блазиса

Контрольные вопросы:

1. В каких европейских театрах формировались творческие принципы и постановочные приемы балетмейстера К. Блазиса?

2. Назовите и охарактеризуйте балеты Карло Блазиса.

3. Какие известные танцовщики учились у педагога-хореографа К. Блазиса?

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить теоретическое наследие К. Блазиса: «Элементарный учебник теории и практики танца», «Кодекс Терпсихоры», «Полный учебник танца», «Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы».

Тема 13. Преромантизм. Балетный романтизм. Выдающиеся хореографы и исполнители эпохи романтизма

Контрольные вопросы:

1. Каковы общественно-политические предпосылки и философско-эстетические основы возникновения романтизма?

2. Какие направления существовали в балетном романтизме?

3. Дайте характеристику романтической концепции в балете.

4. В чем заключались преобразования в балете эпохи романтизма?

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить материалы монографии В. М. Красовской «Западноевропейский балетный театр. Романтизм».

Тема 14. Творчество Филиппо и Марии Тальони

Контрольные вопросы:

1. Как формировалась эстетика балетов Ф. Тальони?

2. Назовите балеты Ф. Тальони и определите их сюжетную основу.

3. Почему балет «Сильфида» является программным романтическим балетом?

4. В чем заключается новаторство творчества и педагогических приемов Ф. Тальони?

5. Охарактеризуйте особенность дарования, творческий облик и исполнительский стиль балерины М. Тальони.

Тема 15. Датский балетный театр эпохи романтизма

Контрольные вопросы:

1. Под влиянием какой школы танца формировалось национальное своеобразие датского балета?

2. Что являлось основой балетов А. Бурнонвиля?

3. Охарактеризуйте постановочные методы балетмейстера А. Бурнонвиля.

4. Какие балеты романтического периода сохранены в репертуаре современных театров и как развиваются их традиции в мировом искусстве?

Задания для самостоятельной работы:

1. Анализ периодической печати по проблемам сохранения образцов балетного романтизма.

Тема 16. Творчество Жюля Перро

Контрольные вопросы:

1. В чем заключался прогрессивный характер эстетических принципов исполнителя и балетмейстера Ж. Перро?

2. Какие произведения мировой литературы легли в основу сюжета балетов Ж. Перро?

3. Провести анализ балета «Жизель» как вершины романтического балетного репертуара.

4. Дайте характеристику особенности таланта и исполнительской деятельности великой балерины романтической эпохи Ф. Эльслер.

5. Определите роль творческой деятельности Ф. Эльслер в развитии характерного танца.

Тема 17. Западноевропейский балетный театр второй половины XIX столетия

Контрольные вопросы:

1. Какие явления общественной жизни вызвали возникновение новых музыкально-сценических жанров в западноевропейской театральной индустрии?

2. Дайте характеристику жанрам: балет-феерия, балет-обозрение, дивертисмент.

3. Каковы особенности содержания и построения репертуара зрелищно-развлекательного театра конца XIX века?

4. Проанализируйте состояние ведущих западноевропейских оперно-балетных театров на рубеже XIX – XX века.

Раздел 3. Русский балетный театр

Тема 1. Народные истоки русской хореографии

Контрольные вопросы:

1. Какие танцевальные формы существовали в художественном народном творчестве на Древней Руси?

2. Охарактеризуйте виды древнерусских танцев и их функциональные задачи.

3. Когда на Руси зарождалось искусство скоморохов?

4. Как общественно-политические условия развития Российского государства влияли на изменения характера искусства скоморохов?

5. Определите роль и значение искусства скоморохов для развития русской хореографии.

Тема 2. Хореографическое искусство России XVII –- XVIII вв.

Контрольные вопросы:

1. Проанализируйте социально-экономические и политические условия развития культуры и искусств России второй половины XVII столетия.

2. Кто стоял у истоков создания придворных театральных представлений в Москве?

3. Какое влияние на судьбу музыкального театра России оказали реформы Петра I?

4. Когда был открыт первый общедоступный театр в Москве?

5. Определите роль народной пляски в дворянском обиходе и придворном быту России начала XVIII столетия.

Тема 3. Становление в России школы классического танца

Контрольные вопросы:

1. Когда и кем была открыта первая русская балетная школа?

2. Дайте характеристику творческой и педагогической деятельности Ж. Б. Ланде.

3. Какие зарубежные мастера классического танца повлияли на становление русского балетного театра, хореографического образования и бытовой танцевальной культуры?

4. Назовите выпускников русской балетной школы.

Тема 4. Русский балетный театр второй половины XVIII века

Контрольные вопросы:

1. Какие мастера зарубежного хореографического искусства способствовали

2. становлению сюжетно-действенного балета на русской сцене?

3. Дайте характеристику результатов творческого сотрудничества зарубежных и русских мастеров сцены: Ф. Хильфердинг, Г. Анджолини и А. Сумарокова.

4. Какие факты свидетельствуют о самоопределении балета на русской сцене и формировании в балете черт национального своеобразия в конце XVIII века.

5. Определите роль крепостного балета в развитии самобытных черт отечественной хореографии.

Тема 5. Русский балетный театр первой половины XIX века. Творчество И. И. Вальберха

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте явления в общественно-политической жизни России и их влияние на развитие балетного театра начала XIX века.

2. Под влиянием, каких идей формировалась творческая программа балетмейстера И. И. Вальберха?

3. Перечислите балеты И. И. Вальберха и определите их главную идею.

4. Кто являлся лучшими учениками И. И. Вальберха, какова роль их творческой

5. деятельности на балетных сценах Петербурга и Москвы?

Тема 6. Творчество Ш. Дидло

Контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику основным этапам творчества Ш. Дидло.

2. Постановки, каких балетов осуществил Дидло в раннем периоде творчества в России?

3. Какие темы и жанры балетного спектакля разрабатывал Дидло во втором периоде своей творческой деятельности в России?

4. Определите роль и значение педагогической деятельности Ш. Дидло в развитии русской балетной школы.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучение монографической литературы: Эльяш Н. О. «Пушкин и балетный театр», Слонимский Ю. И. «Балетные строки Пушкина».

Тема 7. Русский балетный театр в период Отечественной войны 1812г.

Контрольные вопросы:

1. Какие тенденции общественной жизни оказали влияние на художественную культуру России в начале XIX века?

2. Как постановщики отображали события войны 1812 года не сцене балетного театра?

3. Охарактеризуйте специфические черты патриотического балета и народно-патриотического дивертисмента.

Задания для самостоятельной работы:

1. На сюжеты, каких произведений русской литературы ставил балетные спектакли А. Глушковский?

2. Определите значение и роль деятельности А. П. Глушковского в становлении московского балета и его школы.

Тема 8. Особенности балетного романтизма в России

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте преромантические тенденции развития в русском балете 20 – 30 х годов XIX века.

2. В каких постановках И. И. Вальберха, А. П. Глушковского, И. М. Аблеца, И. К.Лобанова ярко отразились национальные черты балетного романтизма?

3. Перечислите русских композиторов, музыка которых широко использовалась в балетах 1820 – 1830 годов.

4. Проанализируйте период, связанный с деятельностью в России основоположников и выдающихся мастеров западноевропейского романтического балета.