Смекни!
smekni.com

Примерная программа дисциплины «История хореографического искусства» (стр. 8 из 14)

Особенности развития танца модерн в Европе.

Влияние танца модерн на дальнейшее развитие американской и западноевропейской хореографии.

Тема 53. Формирование джазового танца как особого вида сценической хореографии

Джаз танец как одно из популярных направлений в системе современной хореографии. Истоки и природа джаз-танца. Влияние различных танцевальных культур на формирование стилистики джазового танца. Особый интерес к «черному» танцу в начале XX века и его влияние на социальный (бытовой) танец. Появление первых спектаклей на Бродвее и в Гарлеме (шоу «Шафл Элонг»,1921 г.). Выдающиеся исполнители первой половины XX века – Эл Танер, Эвон Лонг, Элвис Витман.

Профессиональное изучение основ джаз танца в 40-х годах XX века. Выдающиеся артисты и педагоги направления – Жан Коле, Катрин Данхэм, Перл Примюс и другие. Влияние джаз танца на классический и танец модерн. Репертуарные спектакли в Америке, созданные на основе джазовой музыки и лексики джаз танца – «Тропики и горячий джаз» (К. Данхэм, 1940 г.), «Матросы на берегу» (Д. Роббинс, 1944 г.), «Вестсайдская история» (Д. Роббинс, 1957 г.), «Сюита блюзов» (А. Эйли, 1958 г.), «Откровения» (А. Эйли, 1960 г.).

Особенности развития джаз-танца в Европе и его влияние на классический балет. Проведение в Германии, Бельгии, Франции в 60 – 70 годах международных мастерских и курсов с участием американских мастеров джаз танца – М. Меттокса, У. Никса, Луиджи, Г. Джордано и других. Современные тенденции развития джаз-танца.

Тема 54. Джордж Баланчин – хореограф, определивший магистральный путь развития балета в ХХ веке

Основные эстетические принципы творчества Баланчина. История жизни. Дж. Баланчин (Г. М. Баланчивадзе). Детство, семья. Обучение в Санкт-Петербургском Императорском Театральном училище.

Работа в Мариинском театре. Первые постановочные балетные опыты. Влияние М. Фокина и Ф. Лопухова. Создание труппы «Молодой балет». 1924 год – эмиграция из Советской России. Работа в «Русском балете» Дягилева в качестве танцовщика и хореографа. «Аполлон Мусагет». «Блудный сын». «Утренняя серенада».

Работа в Датском балете. Создание труппы Le Ballets 1933 г. Линкольн Керстайн. «Моцартиана». «Семь смертных грехов». 1933 г. – отъезд в США. 1934 г. – открытие школы Американского балета. «Серенада».

1935 г. – создание труппы American Ballet. Работы для бродвейских мюзиклов. Фестивали Стравинского. «Concerto Barocco». «Ballet Imperial». Период «Ballet Societe» 1946 - 1948 гг. «Хрустальный дворец». «Концертная симфония». «Тема с вариациями». 1948 г. – создание труппы «New York City Ballet». NYCB. Основные постановки. «Агон». 1962 г. – приезд в СССР. «Драгоценности». 1983 г. – кончина Баланчина.

Основание исследовательского Фонда Баланчина. Хронология балетов Баланчина в Мариинском театре.

Тема 55. Западноевропейский балетный театр второй половины XX века

Особенности развития хореографического искусства западноевропейских стран второй половины XX столетия. Многообразие творческих коллективов, балетных трупп, стилевых и жанровых направлений в современном танцевальном искусстве. Новое поколение хореографов, создание крупных учебных центров, авторских и экспериментальных театров. «Палукка-шуле» и «Фолькванг-шуле» (Германия), Печский балет (Венгрия), Нидерландский танцевальный театр, центр «Мудра» (Брюссель), Лондонский театр современного танца (Англия) и другие.

Творческий почерк, проблематика произведений ведущих мастеров танца: Р. Пети, М. Бежар, Р. Коэн, И. Килиан, А. Прельжокаж, Дж. Кранко, Т. Шиллинг, Д. Ноймайер, У. Форсайт, Р. Обадья, Ж. Руссильо, Й. Экк, Дж. Макмиллан и других. Синкретические инновации в современном танцевальном искусстве. Сохранение и развитие традиций классического танца в ведущих театрах Европы.

Тема 56. Современный этап развития Американского балетного театра

Развитие американского танца модерн как этап становления американского хореографического театра. Формирование в последней четверти XX столетия основных школ и техник современного танца: М. Грэхем, Д. Хамфри и Х. Лимона, М. Каннингема.

Развитие направления – модерн джаз-танец. Ведущие педагоги, синтезировавшие в своих методиках технику классического танца, джаза и танца модерн – Д. Коул, М. Меттокс, Луиджи (Юджин Луис), Г. Джордано. Хореографические эксперименты М. Каннингема, А. Николайса, Э. Хокинса, Дж. Уоринга, П. Тейлора, Дж. Батлера. Новые формы хореографии и взаимоотношения танцовщиков со зрителем (прием хэппенинга).

Создание экспериментальных трупп и групп авангардного направления (Т. Тарп, Э. Саммерс, Н. Уокер, М. Дитмонг и другие). Творческий поиск хореографов Э. Монте и Д. Брауна, Л. Маклаклин, М. Рензи, Т. Браун.

Сохранение и развитие традиций «неоклассицизма» Д. Баланчина в современном балетном театре Америки.

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Раздел 1. Возникновение и развитие хореографического искусства

Тема 1. Специфические особенности хореографического искусства

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение искусству и его общественным функциям.

2. Что включает в себя понятие «хореография» как вид искусства?

3. Охарактеризуйте виды и жанры сценического танца.

4. Какие выразительные средства использует автор при создании хореографического произведения?

Тема 2. Историко-социальные аспекты возникновения танца. Ранние формы танца

Контрольные вопросы:

1. Назовите причины раннего возникновения танца.

2. Какие теории происхождения танца существуют в современной науке?

3. Какова была роль танца в жизнедеятельности первобытного человека?

4. Охарактеризуйте ранние формы танца, их лексическую и тематическую основы.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучите материалы монографии Э. Королевой «Ранние формы танца».

Тема 3. Становление и расцвет хореографического искусства. Древний мир

Контрольные вопросы:

1. Какие функции выполнял танец в жизни древнейших цивилизаций?

2. Дайте характеристику танцевальной культуры древнего Египта.

3. Какое влияние оказал древнеегипетский танец на развитие современного хореографического искусства?

4. Охарактеризуйте специфические черты танцевальной культуры древней Индии.

5. Как зарождались каноны танцевального искусства в древнем Китае?

Тема 4. Танцевальная культура Древней Греции

Контрольные вопросы:

1. Какое место занимал танец в быту и общественной жизни Древней Греции?

2. Дайте классификацию древнегреческих танцев.

3. Что явилось основой для возникновения Древнегреческого театра?

4. Какие виды плясок существовали в античном театре?

5. Определите значение античного искусства для развития мировой культуры.

Раздел 2. Формирование ведущих школ классического танца: Западноевропейский балетный театр

Тема 5. Танцевальная культура западноевропейских стран эпохи Средневековья

Контрольные вопросы:

1. Какие социально-общественные условия жизни влияли на развитие танцевальной культуры эпохи Средневековья?

2. Охарактеризуйте основные формы бытования танца эпохи Средневековья.

3. Проанализируйте пути формирования замковой танцевальной культуры.

4. Дайте характеристику придворно-этикетной танцевальной лексике, ее сходство и различия с народной танцевальной культурой Средневековья.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить материалы монографии В. М.Красовской «Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины XVIII века».

Тема 6. Хореографическое искусство западноевропейских стран эпохи Возрождения. Рождение балета

Контрольные вопросы:

1. Какая главная идея легла в основу эстетики эпохи Возрождения?

2. Назовите ведущие культурные центры Западной Европы.

3. Проанализируйте связь искусства Ренессанс с культурой Античной Греции.

4. Как формировалось профессиональное искусство танца в эпоху Возрождения?

Тема 7. Формирование Европейской школы классического танца

Контрольные вопросы:

1. Назовите ведущих западноевропейских теоретиков танца XV – XVI веков.

2. Какие явления культуры отразились на формировании основ итальянской балетной школы?

3. Как формировалась французская школа сценического танца?

4. Кем и когда была осуществлена постановка балета «Цирцея и ее нимфы»?

5. Дайте характеристику английскому балету эпохи Возрождения.

Задания для самостоятельной работы:

1. Провести сравнительный анализ особенностей западноевропейских балетных школ эпохи Возрождения.

Тема 8. Балетный театр Франции XVII столетия

Контрольные вопросы:

1. Какие общественно-политические события способствовали расцвету художественной культуры Франции XVII столетия?

2. Назовите ведущих мастеров оперно-балетного театра Франции XVII века.

3. Дайте характеристику ведущим сценическим жанрам французского балетного театра.

4. Определите специфические черты балета-комедии.

5. Определите значение творческой и педагогической деятельности П. Бошана для развития французской школы сценического танца.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить содержание либретто балетов по произведениям Ж. Б. Мольера «Господин де Пурсоньяк», «Мещанин во дворянстве» и другие.