Смекни!
smekni.com

Русские камнерезы фирмы Картье (стр. 2 из 4)

В середине марта Картье составляет письмо с полным перечислением всего заказанного: нож для бумаги из нефрита, две печати из нефрита и горного хрусталя, нефритовая рамка с окошком, шесть подставок для перьев, маленькая и большая круглые рамки из нефрита, две пепельницы из орлеца, шесть чарок (в письме к Яру есть уточнение: из нефрита), ромбовидная нефритовая рамка, четыре пепельницы из хрусталя, шесть крышечек их хрусталя для коробок, нефритовая чернильница, две рукоятки для ножей для бумаги из нефрита, 20 образцов камней, рамка из горного хрусталя с гравировкой по парижской модели — всего на сумму 400 рублей. Однако по неизвестной причине Свечников посылает Яру большее количество предметов (46) по более высоким ценам.

Картье ставит ультиматум: либо цены будут снижены, либо заказ возвращен исполнителю, а дальнейшее сотрудничество будет прекращено.

Сравнение поставок, выполненных московской фирмой Яра со списком заказа Свечникова, убедительно свидетельствует о том, что Картье выполнил свою угрозу: в Париж не поступит ни одного предмета, соответствующего списку. Таким образом, несмотря на наличие деловых контактов, нет оснований считать Свечникова поставщиком парижан.

Иван Лагутяев. Еще одним екатеринбургским участником выставки в Петербурге был Иван Лагутяев, показавший на ней изделия из уральских камней [Первая международная., с. 12]. У Надельхоффера он назван среди поставщиков (фамилия дана в искаженном варианте: Lagoutiev, в письмах стоит: Lagoutieff a Ekaterinbourg) [см.: Nadelhoffer, с. 296], приведен перечень поставленных в Париж предметов (аметистовые колье, пепельницы и ручки для зонтов). Предприятие Ивана Николаевича Лагутяева (1838—1910), занимавшееся скупкой каменного товара у кустарей и последующей перепродажей, было основано его отцом, Николаем Ивановичем, в 1843 г. [см.: Подробный указатель, с. 10]. Каменными изделиями Лагутяев торговал в основном магазине в самом центре Екатеринбурга и на вокзале [см.: Уральский торгово-промышленный адрес-календарь, 1903; 1904; 1906], где держал небольшую витрину в зале первого класса [см.: Злоказов, с. 473]. Фирма И. Н. Лагутяева неоднократно принимала участие в международных выставках. Например, в 1888 г. в Копенгагене он продемонстрировал ограненные аметисты [см.: Catalogue de la section.].

В архивах Картье есть копии четырех писем, отправленных в Екатеринбург. В первом (от 6 февраля 1904 г.) содержится заказ на 6 аметистовых колье, ручку для зонта из жада, пепельницу и нож для бумаги из нефрита (есть пометка о пяти приложенных рисунках). В следующем письме от 10 февраля французы просят для уточнения обозначений прислать в Париж по образцу аметистов «густой», «средней» и «светлой» воды. Не имея, очевидно, ответа, 9 марта заказы повторяют с указанием спешности их выполнения. Наконец, 21 апреля датировано последнее письмо, в котором заказ повторен еще раз, к нему добавлена просьба выслать два или три аметиста для броши. В этом же письме содержится ссылка на представителя фирмы Лагутяева на выставке в Петербурге, который уверил Пьера Картье в возможности исполнения заказов для Парижа. В дальнейшем адресованных Лагутяеву писем в копийной тетради не встречается. Нет сведений и о получении каких-либо предметов от этого предприятия и в инвентарных книгах.

Таким образом, можно достаточно обоснованно заключить, что предприятие екатеринбургского купца Ивана Лагутяева так и не стало поставщиком Дома Картье.

Овчинниковы. В инвентарных книгах Картье, как правило, указывалась только фамилия поставщика или название фирмы, что существенно затрудняет определение в случае однофамильцев. Именно такая ситуация сложилась с трактовкой поставщика «Овчинников». Ганс Надельхоффер предполагает, что речь идет о фирме Павла Овчинникова, основанной в Москве в 1853 г. и специализировавшейся на производстве предметов с эмалями в русском стиле [см.: Nadelhoffer, p. 92]. В комментариях к переводу В. В. Скурлов высказывает предположение о том, что речь должна идти об екатеринбургском предприятии Прокофия Овчинникова [Фаберже и др., с. 607]. Геза фон Габсбург возвращается к версии Надельхоффера [см.: Faberge — Cartier, р. 78].

В списках поставок под фамилией «Овчинников» за 1904—1905 гг. можно выделить партии предметов, уральское происхождение которых представляется сомнительным. Речь идет о достаточно однородном ассортименте, в котором ручки для зонтов, ножи для бумаги, кнопки электрических звонков. Большая часть этих предметов описана как крупная деталь из камня в серебряной (иногда с золотом) оправе, покрытой эмалью и в некоторых случаях дополненная мелкими драгоценными камнями — сапфирами, рубинами, хризолитами. В палитре эмалей более десяти оттенков, что заставляет нас усомниться в екатеринбургском происхождении этих предметов. Три предмета из этих поставок включают в себя анималистические мотивы, на основании чего часть из них была записана в книгу «Животные». Подробно описаны звонки в виде нефритового слоника под колпаком из горного хрусталя и в форме головы совы из жада с красными эмалевыми глазками, мышка из серой яшмы, позднее также смонтированная на звонок. Описания каменных частей содержат много уральских обозначений камней. Так, в списке встречается «дымчатый топаз» — традиционное на Урале обозначение дымчатого кварца. Достаточно много упоминаний нефрита и жада — камней привозных, но активно обрабатывавшихся уральцами (например, в 1897 г. на Екатеринбургской гранильной фабрике была выполнена лампада из нефрита). Далее идет почти полный список уральских минералогических богатств: топаз, родонит, изумруд, амазонит, аметист, аквамарин, горный хрусталь, и даже минерал с обозначением «розовый уральский камень». Относительно этих предметов (всего их около 40) можно признать вполне убедительной версию об их московском происхождении. Существенно отличается ассортимент четырех поставок, источник которых в списке 2003 г. также обозначен как «Owchinnikow». Внесенные целиком в инвентарную книгу «Животные» (выполнены с декабря 1904 по декабрь 1907 г.), эти посылки содержали около 30 фигурок животных, вырезанных из разнообразных камней и снабженных инкрустированными глазками из бриллиантов, сапфиров, оливинов (скорее всего, речь идет о демантоидах) и аквамаринов. Наибольшей популярностью пользовались слоны: две трети фигурок представляют именно этих животных, исполнены в трех размерах — маленький, крупный и средний. Слоны выполнены из обсидиана, зеленого жада, яшмы, мохового агата, лазурита, красноватого гранита, нефрита. Кроме слонов, в списке присутствуют морской лев из обсидиана на куске горного хрусталя, жаба из пурпурина и лягушки из зеленого жада, носорог, кенгуру из серого агата, бульдог из жада.

Относительно этих поставок в инвентарных книгах содержится важное уточнение: у записи от 15 декабря 1904 г. указана не только фамилия, но и имя поставщика: «Owtchinnikow Prokop». Вероятно, несостоявшееся сотрудничество с одним екатеринбургским поставщиком камнерезной продукции заставило найти новый источник.

Выбор этого поставщика мог быть обоснован деловой репутацией и известностью предприятия Прокопия Самойловича Овчинникова (1870—1954). Его каменная коммерция опиралась на семейную традицию добычи минералов в богатейшей Мурзинской самоцветной области, основанной еще его отцом, Самойло Овчинниковым. Эта семья сосредоточила в своих руках весь технологический цикл — от забоя до мастерской [см.: Дмитриев, с. 42]. Сбывали товар купцы не только в своих магазинах в Екатеринбурге, но и через обширную агентскую сеть, при создании которой они пользовались и таким мощным инструментом, как всемирные выставки. Имя Прокопия Овчинникова мы находим в каталогах выставок в Копенгагене (1888), Париже (1889, 1900), Чикаго (1893), Антверпене (1894), Стокгольме (1897). В 1889 г. за представленные минералы и граненые камни Овчинников получает бронзовую медаль выставки [см.: Liste, p. 353]. Стоит отметить, что в том же разделе были представлены африканские алмазы, опалы, сапфиры и рубины из Австралии, колумбийские изумруды, драгоценные камни Бразилии, фирма Тиффани демонстрировала подготовленную Дж. Ф. Кунцем коллекцию декоративных камней Северной Америки [см.: Reports, p. 121].

В 1893 г. годовая продукция предприятия составляла 20 тыс. руб., на Овчинникова трудилось около 100 человек, занятых на добыче и обработке камня [Catalogue of the Russian., p. 152]. Перед Первой мировой войной на него работали до 150 старателей-копачей, а в Мурзинке и прилегающих селениях трудилось около полусотни гранильщиков [см.: Дмитриев, с. 58]. Овчинников из деревни Южаково Пермской губернии принимал участие в Первой международной выставке изделий из металла и камня в 1903—1904 гг., продемонстрировав на ней «драгоценные и цветные камни в сыром и в обделанном виде» [Первая международная., с. 17].

Таким образом, уже в первый год сотрудничества Картье с российскими фирмами среди активных поставщиков изделий из камня мы видим уральцев.

• Суровый. Если относительно трактовки Свечниковых и Овчинниковых высказываются разные предположения, то относительно этого поставщика каменных зверюшек остается определенная доля сомнения. В книге Надель- хоффера мы находим указание о резчике камней, специализирующемся на животных, по фамилии Суровый (Sourovi) [см.: Nadelhoffer, p. 296]. С этой трактовкой фамилии согласен и В. В. Скурлов [Фаберже и др., с. 618]. Г. фон Габсбург игнорирует этого поставщика и в списке предметов, и в аннотациях к переписке Картье с Россией.

В копийной тетради мы находим два письма, адресованных этому загадочному поставщику в ответ на его предложение о сотрудничестве. В первом из них, датированном 1 августа 1905 г., выражается готовность к сотрудничеству и просьба описать типы изготавливаемых анималистических фигурок с указанием материалов, размеров и цен, 6-м октября помечено письмо с переводом на русский язык, из которого мы узнаем, что господин Картье готов выкупить присланные в качестве образцов фигурки и просит выставить за них счет. В инвентарной книге «Животные» были обнаружены записи, сделанные в ноябре 1905 г., в которых зафиксирован приход от Сурового четырех предметов — двух слонов из жадеита с рубиновыми глазами, слоника из горного хрусталя и топазового медведя (к последним двум скульптурам глаза были выполнены уже в Париже). Характер предметов, язык письма и включение его в тетрадь переписки с Россией позволяют согласиться с Надельхоффером в том, что касается географии этих поставок.