Смекни!
smekni.com

Русские камнерезы фирмы Картье (стр. 4 из 4)

А.К. Денисова-Уральского. Надо отметить, что все поставленные в Париж объемные мозаики воспроизводят птиц — петуха, попугая, какаду, гуся, селезня, курицу. В сохранившемся камнерезном наследии мастера мы находим несколько аналогичных предметов. Так, в Пермской государственной художественной галерее хранится скульптура индюка из пегматита с родонитовыми головкой и бородой (9,5 х 13,5 х 9,2 см, инв. № С-118). Индюшка (или цесарка) с туловищем из серого гранита и деталями головки из кварца, яшмы и пурпурина (6,7 х 6,5 х 3,0 см, инв. № 19), а также агатовый пингвин с обсидиановой грудкой и кремневыми лапами (6,5 х 2,7 х 2,9 см, инв. № 24) составляют часть собрания музея в Пермской университете.

Украшением коллекции является композиция в виде сидящего на нефритовой скале попугая из жадеита, голова и оперение которого дополнены соколиным глазом, опалом, малахитом (13,0 х 5,6 х 4,6 см [попугай]; 28,2 х 34,0 х 18,0 см [скала], инв. № 13). Аналогичная композиция воспроизведена в работе, ранее находившейся в собрании Мишеля Камидяна. Датировка произведения 1911— 1914 гг., опубликованная в 2000 г. В. В. Скурловым [см.: Скурлов, с. 29], совпадает со временем исполнения мозаичных скульптур для Картье.

Иногда скульптуры дорабатывались уже в Париже. Например, попугай из пурпурина, яшмы, лазурита и нефрита был дополнен во французском ателье Беркин-Варангоза: птицу закрепили на оформленной по торцам кабошонами из сапфиров жердочке из слоновой кости, установленной на флюоритовом основании.

Не менее любопытна и фруктов о-ов ощная серия. В декабре 1911 г. в Париже получены пять слив (из сердолика и кварцита), репа из яшмы и две луковицы (одна — из яшмы, вторая — из желтого гиацинта с нефритом). За исключением полученного в конце 1912 г. флакона для клея в виде томата (из пурпурина, с нефритовым хвостиком), работы Денисова-Уральского не повторяют ассортимент поставленных изделий Верфеля. Можно отметить развитие «овощной» серии в интересной композиции — корень дунганской редьки из кварца и зеленого кварцита с навершием в виде головы свиньи из розового кварцита (Минералогический музей Пермского государственного университета, 6,2 х 5,8 х 24,3 см, инв. № 48).

Кроме сюжетных скульптур, в декабре 1911 г. и в декабре 1912 г. для Картье было изготовлено две партии интерьерных предметов: вазы из нефрита и орлеца, пепельницы из кварцита, орлеца, горного хрусталя и раухтопаза, плато для письменного стола из орлеца, кварцевые прессы. Возможно, последние были идентичны по форме большому прессу из дымчатого кварца, поступившему в Музеи Московского Кремля в 1924 г. из дворцового имущества (ранее находился в кабинете императора Николая II в Александровском дворце Царского Села, 19,0 х 15,0 см, инв. № ДК-92) [см.: Мунтян, с. 64].

В списке полученных от Денисова-Уральского в 1912 г. изделий есть два образца традиционных для Екатеринбурга многогранников с гравированными изображениями знаков зодиака. О традиции изготовления таких предметов (на Урале их относили к печатям) свидетельствуют мемуары путешественников. Так, С. И. Трубин писал в 1862 г. о том, что среди печатей, которые ему предлагали приобрести «были двенадцатигранники, на которых вырезаны 12 знаков зодиака» [цит. по: Злоказов, с. 266]. В коллекции Музея истории камнерезного и ювелирного искусства есть образец такого типа печатей (2,4 х 2,4 х 2,4, инв. № МЮК 913/85).

Что касается ваз, то большая их часть направлялась на доработку к французским партнерам Картье. Показателен пример цилиндрической вазы из нефрита, доставленной в Париж 15 декабря 1911 г. На склад фирмы она возвращается только в конце июля 1912 г. дополненная ножкой из агата и нефритовым основанием в ателье Беркин-Варангоза и украшенная полоской белой эмали с шестью сапфирами-кабошонами в мастерской Лавабра. Нам удалось найти в фотоальбомах парижской фирмы изображение этой вазы в законченном виде. Лаконичность декора, чистота линий, сдержанность композиции свидетельствуют о ее принадлежности к зарождающемуся ар-деко.

Пришедшая из России мода на интерьерные украшения из цветного камня стимулирует расширение собственного французского производства. Появляются крупные мастерские, идет перепрофилирование ограночных производств в камнерезные. Полученный в предвоенное десятилетие импульс сыграл свою роль: с середины 1920-х гг. к использованию разнообразных поделочных камней обращаются такие яркие представители ар-деко, как французские фирмы «Братья Лаклош», «Остертаг» и «Братья Верже», итальянцы Жанесич и Равас- ко, продолжают работать с камнем и ателье фирмы Картье.

Сотрудничество с уральскими мастерами, обеспечившее хорошее знание колористических возможностей природного камня, в совокупности с другими факторами послужило катализатором зарождения нового стилевого направления в прикладном искусстве межвоенной Европы. Опыт, приобретенный в годы сотрудничества с российским поставщиками, вывел в авангард ар-деко фирму Картье, в ателье которой еще в 1910-е гг. создаются предметы интерьерного декора в лаконичной стилистике этого направления.

Список литературы

Вся Москва:адрес.исправ. кн.на1901год.М.,1901.

Вся Москва:адрес.исправ. кн.на1902год.М.,1902.

Вся Москва:адрес.исправ. кн.на1911год.М.,1911.

Денисов-Уральский А. К. Урал и его богатства : руководство к обзору II выставки, устр. А. К. Денисовым-Уральским, авт. выставл. картин и скульптур и собственником всех экспонатов. 5 изд-е. СПб., 1911.

Дмитриев А. В. Узорочье «хрустальных погребов». Екатеринбург, 2008.

Злоказов Л. Д. Старый Екатеринбург: город глазами очевидцев. Екатеринбург, 2000.

Иванов А. Н. Мастера золотого и серебряного дела в России (1600—1926) : руководство для экспертов-искусствоведов : в 2 т. Т. 1. М., 2002.

Мунтян Т. Н. Фаберже : Великие ювелиры России. Сокровища Оружейной палаты. М., 2000.

Пальшина А. Бронза и камень Карла Верфеля // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2004. № 7/8 (19), июль-авг. С. 42—49.

Памятная книжка Московской губернии на 1904 год. М., 1904.

Первая международная художественно-промышленная выставка изделий из металла и камня, 1903/04, Санкт-Петербург : каталог. СПб, 1903.

Подробный указатель по отделам Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Н. Новгороде. Отд. X, Худ.-промышл. М., 1896.

Скурлов В. В. Камнерезная композиция «Попугай» // Антиквариатъ. СПб, 2000. Осень.

Указатель С.-Петербургской выставки изделий промышленности Российской империи, Царства Польского и Великого княжества Финляндского в 1849 г.СПб,1849.

Уральский клад // Перм. губерн. ведомости. 1903. № 270. 14 дек.

Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1903 год. Пермь, 1903.

Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1904 год. Пермь, 1904.

Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1906 год. Пермь, 1906.

Фаберже Т. Ф., Горыня А. С., Скурлов В. В. Фаберже и петербургские ювелиры. СПб.,

1997.

Фаберже: придворный ювелир : каталог выставки / авт.-сот. Г. фон Габсбург, М. Лопа- то. СПб. ; Вашингтон, 1993.

Catalogue de la section russe аl’Exposition scandinave de Copenhague en 1888. Copenhague, 1888.

Catalogue of the Russian section : World’s Columbian exposition, 1893, Chicago ; S.-Pb., 1893.

Faberge — Cartier. Rivalen am Zarenhof / hrsg. von Geza von Habsburg,mitBeitr. von

Johann Georg Prinz von Hohenzollern... [et al.]. Munchen ; Hirmer, 2003.

Liste des recompenses / Ministere du commerce, de l’industrie et des colonies, Exposition universelle de 1889, a Paris. Paris, 1889.

Nadelhoffer H. Cartier. Paris, 1984.

Reports and awards commission / U. S. cent. commis., Intern. exhibtion, 1876. Washington, 1880. Vol. 5.

Rudoe, J. Cartier, 1900—1939. Paris, 1997.

Solodkoff, A. von. Russian Gold and Silverwork 17th—19th Century. N. Y., 1981.