Смекни!
smekni.com

Русские камнерезы фирмы Картье (стр. 3 из 4)

В. В. Скурлов сообщил нам о своем предположении: речь может идти о Георгии Герасимовиче Суровом, информацию о котором исследователю удалось обнаружить в фонде Петербургской ремесленной управы, где он числился в 1903—1905 гг. в списках мастеров серебряного цеха.

Этап второй (1910—1914)

Новый виток интереса к российскому производству приходится на начало 1910-х гг. Получение в 1907 г. свидетельства поставщика российского императорского двора способствует расширению клиентуры Картье. С 1908 по 1914 г. эта фирма организует в Петербурге ежегодно две выставки-продажи (на Рождество и Пасху), еще одна была подготовлена к Рождеству 1911 г. в Москве [см.: Rudoe, p. 102].

Переписка с поставщиками этого времени не сохранилась, но в сообщениях от представителей Картье в Петербурге иногда проскальзывают нюансы деловых взаимоотношений с ними. Например, в одном из писем 1913 г. Дезире Сарда наряду с информацией о платежах петербургских клиентов приводит данные об отправке в Париж 24 предметов из родонита и нефрита от Денисова-Уральского [Faberge — Cartier, p. 87].

Карл Фаберже. Пристальное внимание к продукции конкурента нашло отражение в приобретении в январе 1910 г. через Стопфорда, англичанина, сотрудничавшего с фирмой Карла Фаберже, шести зверюшек этой фирмы: свинья из розового жада, лиса из красного сердолика, пингвин из обсидиана, сова из окаменелого дерева, медведь из коричневого жада и утенок из розового жада.

Карл Верфель. В мае 1911 г. Картье восстанавливает связи с предприятием Верфеля. Фабрика по производству бронзовых вещей была основана в 1842 г. (по другим сведениям — в 1840-м) петербургским купцом 3-й гильдии Федором Федоровичем Верфелем. Уже на выставке 1849 г. Верфель показывает предметы, ставшие фирменным знаком предприятия, работы, сочетающие в себе художественную бронзу и поделочный камень (тогда фирма ограничилась малахитом) [см.: Указатель., с. 60]. Широкая известность пришла к фирме Верфеля в последней четверти XIX в., под управлением Карла Федоровича, сына основателя (руководил с 1873 г.). В 1895 г. предприятие получает статус придворного поставщика [см.: Пальшина, с. 42]. Постепенно перечень используемых камней и ассортимент изделий с ними увеличивается. Об этом можно судить по справочным изданиям всероссийских и всемирных выставок, активным участником которых фирма была на протяжении всего времени своего существования. Так, в 1876 г. на всемирной выставке в Филадельфии фирма «Гесрих и Верфель» демонстрирует «Декоративные предметы из малахита, лазурита, яшмы, родонита, нефрита, лабрадорита и других сибирских камней» [см.: Reports, p. 36]. Подобные же предметы фирма показывала на выставках 1878 и 1900 гг. в Париже, 1885 и 1894 гг. в Антверпене.

Верфель не только использовал уральский камень в своих произведениях, но и нанимал на работу уральцев — выпускников Екатеринбургской художественно-промышленной школы [см.: Пальшина, с. 44].

В 1911 г. Картье закупает у Верфеля флаконы в виде овощей и фруктов. Популярностью пользуются томаты (из пурпурина, нефрита, жадеита), груши (алтайский жад, жадеит, нефрит) и яблоки (розовый жад, орлец колыванский, кварц колыванский). Всего было получено 15 флаконов, в ранних записях встречаются указания на наличие у них хвостика из нефрита или жада с кисточкой. Можно предположить, что эти предметы продолжают серию приспособлений для смачивания марок, полученную от Яра в 1904 г.

Кроме флаконов, у Верфеля закуплена партия пепельниц геометрической формы (овальные, квадратные, прямоугольные, круглые) из лазурита, нефрита, серой уральской яшмы. Отдельно стоит выделить три пепельницы разной формы из пурпурина, чуть позднее будет приобретено еще две.

Анималистику у этого поставщика Картье закупает всего два раза. В мае 1911 г. на приход поставлена пепельница «Тюлень» овальной формы из кавказского обсидиана, а первого сентября того же года — курица из алебастра с пурпуриновым гребнем и агатовым клювом, на лапках. Следует отметить, что это единственный предмет, выполненный в технике объемной мозаики, который можно связать с этим ателье в русских поставках Картье.

Последние предметы от Верфеля были получены в декабре 1912 г., за время этого непродолжительного сотрудничества в Париж было отправлено 26 предметов из цветного камня.

• Благотворительный базар. Помимо заказных предметов, в инвентарных книга встречаются и приобретения, сделанные «по случаю». В декабре 1911 г. в инвентарные книги на приход поставлено четыре предмета с пометкой о том, что они закуплены на «Bazar Doubassoff». Два из них записаны в книгу «Животные»: слоник из обсидиана и «очень маленький» слоник из жадеита. Там же были закуплены два овальных сосуда из змеевика.

Возможно, приобретение этих предметов было связано с участием в благотворительном базаре, организованном Дубасовыми либо проведенном в их доме с целью укрепления позиций Картье в петербургском свете или в поисках новых поставщиков.

•Алексей Денисо в-У ральский. В последние годы сотрудничества с российскими поставщиками наиболее продуктивные контакты у фирмы Картье сложились с Алексеем Козьмичом Денисовым-Уральским. Вероятно, уральский мастер не вызвал интереса у парижской фирмы раньше в силу стечения обстоятельств: выставка, организованная им в 1903 г. в Петербурге, была названа самим устроителем ювелирной. «Пестро, разнообразно, красиво, но более говорит об искусстве выделки, чем о самих камнях и металлах», — цитирует Денисова-Уральского автор статьи в «Новом времени» [Уральский клад, с. 4].

Можно предположить, что интерес к работам Алексея Козьмича возник в связи с открытием в январе 1911 г. второй выставки — «Урал и его богатства», совпавшей по времени с рождественской выставкой Картье. На эту выставку временно переводится с набережной Мойки магазин «Уральские камни» [см.: Денисов-Уральский, обложка]. О том, что выставка пользовалась не только популярностью у публики, но и определенной официальной поддержкой, свидетельствует заметка в газете «Правительственный вестник», сообщающая, что «24 января их величества государь император и государыня императрица Мария Федоровна посетили выставку» [цит. по Фаберже и др., с. 311—312]. Помимо первых лиц, выставку посетили князья императорской фамилии. Все вместе они с интересом «обозревали» выставку более полутора часов и остались чрезвычайно удовлетворены увиденным.

Поставки Денисова-Уральского в Париж продолжались с мая 1911 по июнь 1914 г., за это время для Картье было изготовлено около сотни предметов: фигурки животных, пепельницы, вазы, пресс-папье. Очевидно, что Денисов- Уральский являлся ведущим российским поставщиком камнерезных предметов.

Интересен ассортимент анималистики. Наряду с уникальными фигурками (шагающий тигр из тигрового глаза, дромадер и козел из нефрита, зубр из яшмы) были и серии предметов (три свинки из жадеита, восемь мышек из кварца, горного хрусталя, обсидиана и жада).

В инвентарной книге есть воспроизведение некоторых предметов в виде карандашных набросков на полях, что позволяет провести параллели и выявить аналоги. Так, рисунок орла из коричневой пятнистой яшмы схож с орлом из коричневого обсидиана из собрания Минералогического музея Пермского государственного университета («Орел со сложенными крыльями», 6,2 х 3,9 х 3,3 см, инв. № 26).

В том же собрании ранее находилась и яшмовая мышка со свернутым хвостиком (утрачена, сохранились фотографии) — вероятно, аналог поставленных в Париж обсидиановых и хрустальных зверушек.

В декабре 1911 г. Денисов-Уральский отправляет Картье фигуру морского льва из обсидиана. В январе следующего года к нему был добавлен пьедестал из горного хрусталя (Беркин-Варангоз). Таким образом, фигура стала больше напоминать предметы, продаваемые фирмой Фаберже. Например, в каталоге Мюнхенской выставки воспроизведена скульптура морского льва из обсидиана на основании-льдине из куска горного хрусталя. Автор каталога указывает, что этот предмет есть на одной из фотографий в альбоме изделий фирмы Фаберже [см.: Faberge — Cartier, p. 248].

Ближайший аналог этого произведения в творчестве уральского мастера — представляющая Британию композиция из серии «Аллегорические скульптуры воюющих держав» 1916 г., где основание фигуры выполнено из горного хрусталя, продублированного льдистым кварцем (из собрания Пермской государственной художественной галереи, 18,0 х 31,8 х 17,0 см, инв. № С-117).

В инвентарную книгу в декабре 1911 г. была внесена следующая запись: «Grand-duc jaspe». Цена закупки, указанная рядом, свидетельствует о крупных размерах работы. Эта запись в монографии Надельхоффера была трактована как изображение Великого князя Николая [см.: Nadelhoffer, p. 296]. Скульптура из зеленоватой яшмы в начале 1912 г. направлена в ателье Беркин-Варангоза, где была установлена на аметистовой жеоде. Внесение этой работы в инвентарь анималистических фигурок, а также еще один возможный перевод французского слова duc (филин) — сочетание информации о цене с нюансами перевода дают повод говорить о том, что в Париж была отправлена крупная скульптура филина, выполненная из яшмы зеленого тона.

Уже в первой отправленной в Париж посылке будет произведение, выполненное в технике объемной мозаики, — голова петуха из пурпурина с шеей из розового жада и обсидиана. Всего Картье закупит у Денисова-Уральского восемь подобных скульптур. Исполнение анималистических скульптур в технике объемной мозаики можно считать одной из визитных карточек творчества