Смекни!
smekni.com

Основы криминалистической тактики (стр. 3 из 8)

Соответственно, в предмет следственной тактики входят:

а) тактические приемы применения логических методов познания;

б) тактические приемы психологии отношений следователя с участниками следственных действий;

в) тактические приемы организации расследования.

Тактические приемы должны обладать определенными свойствами:

а) научный характер тактического приема;

б) структурная принадлежность к системе приемов;

в) рекомендательный характер тактического приема, возможность его применения или неприменения и выбора;

г) законность;

д) соответствие тактического приема этическим нормам;

е) направленность на осуществление положений норм уголовно-процессуального закона;

ж) способность помогать эффективному применению научно-технических средств.[23]

Следует согласиться с теми авторами, которые указывают и на такое свойство тактического приема, как избирательность, т.е. способность решать задачу в определенных ситуациях.[24]

Для тактических приемов характерно то, что они могут оформиться из данных не одной какой-либо специальной науки, а в комплексе с другой (другими) науками. В некоторых случаях наряду с определяющей наукой, на основе которой сформирован тот или иной тактический прием, имеются элементы других наук.

Научное обоснование тактических приемов, наличие в них элементов логики и других наук отнюдь не означает, что всякое применение логики в следственной работе для решения вопросов, возникающих в процессе расследования, использования элементов научной организации труда или психологически правильного подхода к участникам расследования может быть только в форме тактического приема. Эти элементы логики, психологии, научной организации труда входят в содержание всей деятельности по расследованию и повседневной работы следователя. Например, они входят в решение вопросов с момента возбуждения уголовного дела по первичным материалам, об организации ознакомления следователя по соответствующему делу с процессом производства на предприятии, состоянием учета и отчетности в учреждении, о моменте предъявления обвинения, назначении экспертизы, о приглашении специалиста для участия в следственных действиях.

Тактические приемы можно систематизировать по их видам, определенным специальными науками, положенными в основу того или иного приема. Это дает больше простора для научного поиска, для глубокого проникновения в сущность дела, для его творческого применения.

Определение тактических приемов по признаку их научной природы, общей для всех следственных действий, предполагает возможность разработки специфики их применения в условиях отдельных следственных действий и расследования отдельных видов преступлений.

Тактические приемы различны по своей структуре, одни из них представляют собой несложное разовое действие, например, определение границ исследуемой материальной обстановки или выбор направления движения при осмотре места происшествия. Другие представляют собой сложное действие, состоящее из нескольких частей, запрограммированных в самом действии, например, следственная версия, состоящая из анализа объекта назначения, индуктивного умозаключения и выведения следствия.

Наконец, есть тактические приемы, каждый из которых состоит фактически из нескольких приемов, имеющих более или менее самостоятельный характер. Таков, например, криминалистический анализ показаний, включающий приемы оценки правдоподобности показаний, проверку внутреннего соответствия показаний, соответствия между сведениями, содержащимися в показаниях и другими доказательствами.

В применении некоторых из этих частных приемов анализа показаний в конкретных случаях может и не возникнуть надобности (в отличие от предыдущего приема – следственной версии, где должны найти применение все ее части в соответствии с правилами логики).

Последний вид тактических приемов иногда именуется сложным приемом или тактическими комбинациями. Видимо, правильно было бы назвать их тактическими задачами, состоящими из группы тактических приемов.

Уголовно-процессуальный закон не предусматривает и, естественно, не может предусмотреть заранее применение научных рекомендаций в каждом конкретном случае.

Эти рекомендации очень разнообразны, подвержены изменениям и постоянно развиваются. Это и обуславливает свободное оперирование ими. Имре Кертес правильно пишет, что тактика всегда предполагает возможность маневрировать одним из двух и более возможных, не противоречащих нормам УПК приемов на основе оценки всех обстоятельств дела.[25]

Можно по данному вопросу высказать и иную точку зрения: возможность применения или неприменения и свободы выбора тактического приема не является его обязательным признаком, а некоторые процессуальные правила, несмотря на то, что они обязательны к применению во всех случаях, являются тактическими приемами. Некоторые процессуальные нормы имеют тактический смысл, и поэтому их следует считать тактическими приемами, хотя они обязательны к исполнению.

Такое правило, например, содержится в ст.167 УПК, согласно которому свидетели, вызванные по одному и тому же делу, допрашиваются порознь и в отсутствие других свидетелей, а следователь должен принять меры к тому, чтобы свидетели по одному и тому же делу не могли общаться между собой.

При выборе тактического приема наряду с оценкой следственной ситуации важное значение имеют личные качества следователя, его самоощущение, его предпочтительное отношение к определенному характеру действий. Зависимость выбора тактического приема от личных качеств следователя обычно замалчивается, но она существует.

На выбор того или иного приема следственной тактики влияет иногда даже настроение следователя, его самочувствие. Проследить влияние этих факторов при их многообразии и дать советы применительно к каждому случаю вряд ли возможно, но их необходимо учитывать при выборе тактического приема, чтобы принять правильное решение.

В следственной тактике, как проблему, необходимо учитывать законность тактического приема. Законность следует понимать в смысле точного следования закону и недопустимости несоблюдения требований закона, невыполнения его предписаний, нарушений порядка производства действий, предусмотренного законом (например, запрета принуждения к даче показаний путем применения угроз или иных действий).

Привлечение к допросу третьих лиц, кроме предусмотренных законом, фактически означает такое воздействие на психику допрашиваемого, которое рассчитано на то, что он потерял контроль над своими показаниями и растерялся. Это противоречит требованиям закона.

Одной из проблем, которая существует в следственной тактике, является направленность тактического приема на осуществление положений и норм уголовно-процессуального закона. Это значит, что назначение тактического приема служит задачам уголовно-процессуальной деятельности. Если тактический прием применяется в процессе следственного действия, он направлен на проведение в жизнь соответствующей нормы уголовно-процессуального закона, предусматривающей производство этого следственного действия, на успешное осуществление его конкретной задачи в данном деле.

Тактические приемы следователя разрабатываются и применяются на основе мысленной прогностический модели наиболее оптимальных способов действия и линии поведения в процессе выявления и исследования, использования информации, ее источников, достижения других целей уголовного судопроизводства.

Главное содержание процессов использования тактических приемов составляет разработка и выбор одного или нескольких приемов эффективного проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий и применения технико-криминалистических средств. Основная форма реализации заключается в практическом использовании тактических приемов и методов, которые выполняют главную функцию следственных действий.

С криминалистических позиций тактический прием составляет главное содержание следственного действия. Кроме того, в его структуру входят и процессуальные нормативные элементы. Что касается оперативно-розыскных, подготовительных и некоторых других мероприятий, то они в основном совпадают по содержанию и объему с тактическими приемами (одним или несколькими), ввиду отсутствия нормативной регламентации и строгой правовой процедуры их проведения. Мероприятия оперативного и розыскного характера (например, преследование преступника по горячим следам, наблюдение за подозреваемым и отдельными объектами) являются, по сути дела, ничем иным, как тактическими операциями.

Разумеется, внутренняя структура оперативных и розыскных мероприятий может быть различной, нередко очень сложной, особенно когда в их состав включается целый ряд маскирующих (отвлекающих) действий и тактических приемов различного уровня общности. Однако это не меняет сущности рассматриваемых мероприятий, которые по природе, как правило, относятся к тактическим приемам и методам, в зависимости от ситуации и наличных средств изменяется лишь структура, степень сложности и формы.

Тактические приемы и методы выполняют поисковые, исследовательские, обеспечивающие и иные функции не только в составе процессуального действия.

Структурные составляющие тактических приемов и следственных действий более многообразны:

а) один тактический прием непосредственно входит в состав следственного действия;

б) несколько тактических приемов непосредственно входят в содержание следственного действия. Здесь в рамках единого процессуального действия используется несколько тактических приемов (отвлечение внимания, неожиданная постановка вопроса и внезапное предъявление наиболее сильного доказательства;