Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 11 (стр. 5 из 14)

Убедив себя в необходимости этого шага, предводитель конкистадоров лихорадочно искал предлога осуществить замысел. Случай представился спустя пять дней. Два верных ему тласкальтека прибыли из Веракруса с письмом. Прочитав его, Кортес пришёл в ярость: семпоальтеки отказались платить дань испан­цам, а на попытку заставить их силой ответили сопротивлением. В стычке погиб капитан Хуан де Эскаланте. Взятого же в плен испанца индейцы обезглавили и послали голову Монтесуме в знак того, что и белые люди смертны.

Разгневанный Кортес в сопровождении пяти наиболее бравых приближённых прибыл во дворец и обвинил императо­ра в лицемерии, предательстве и организации покушений на солдат испанского короля. Монтесума пытался разубедить Кортеса и даже приказал схватить несколько касиков (вождей), виновных в гибели испанцев, но тщетно. Кортес был неумолим и приказал взять императора под стражу.

Монтесума согласился с требованием Кортеса стать вас­салом короля Испании и выплачивать дань. Началась эксплуатация, казалось, неисчер­паемой золотой жилы бо­гатств Мексики. Однако это не спасло жизни Монтесумы. По одной версии, он был убит солдатами Кортеса, по другой соотечественниками, возмущёнными предательством императора.

*

345

бу. Всего полчаса длился погром. На площади и вокруг неё, по словам Франсиско Хереса, личного секретаря Писарро, осталось 2 тыс. трупов. Конкистадоры не понесли потерь вообще. Атауальпа, внешне оста­ваясь спокойным, изрёк: «Это обычное дело на войне: или побеждать, или быть побеждённым».

Мог ли бывший свинопас, так и не освоивший премудрости грамоты, предположить, что в его жизни будет такой триумф? Победители захватили богатейшие трофеи, но наиболее ценным оказался сам Инка. Писарро сузил границы владений им­ператора до одной комнаты размером 22 фута в дли­ну и 16 футов в ширину. Атауальпа обещал напол­нить это помещение драгоценностями до высоты поднятой руки за своё освобождение. Испанец, ес­тественно, ответил согласием.

Началась золотая лихорадка. По стенам в комнате Инки на ус­ловленном месте была проведена красная черта и сотни гонцов нап­равились во все концы империи. И богатства, создававшиеся многи­ми поколениями людей, непре­рывным потоком потекли в Кахамарку. Золото и серебро храмов Солнца и дворцов крупнейших го­родов — Куско, Уамачуко, Уайласа, Пуиту и Сиклапамы — прино­сились в жертву недальновидности Атауальпы.

Он не сомневался в скором осво­бождении и думал о будущем. А это будущее способен был перечерк­нуть брат и законный наследник Уаскар, которого могли использо­вать в своих интересах испанцы. Через верных людей, бывших сре­ди тех, кто приносил золото, Атауальпа приказал уничтожить Уаскара. И его утопили в реке Андамана, утопили, потому что, согласно поверью ин­ков, только утопленник никогда не воскреснет.

Легковерный Атауальпа обретал спокойствие: основной соперник в борьбе за трон стал призраком, а у него впереди свобода — ведь он, могуществен­ный Инка, насыпал алчным испанцам драгоцен­ностей до красной черты...

Что же представляли собой сокровища, полу­ченные от Атауальпы, и каким образом конкис­тадоры поделили их между собой? Было собрано золота на сумму 15,5 млн. золотых песо и 25 805 фунтов серебра. После того как пятая часть всех сокровищ была выделена королевской короне, ос­тальное распределилось следующим образом: Писарро получил 57 222 золотых песо и 1175 фунтов

серебра, а также золотой трон Инки, оценённый в 25 тыс. золотых песо. Его брату Эрнандо досталось 31 800 золотых песо и 1175 фунтов серебра, каж­дому кавалеристу — соответственно 8880 и 181, а каждому пехотинцу — по 4440 и 90 с половиной фунтов серебра.

Став обладателем сказочных богатств, Писарро тем не менее не спешил предоставлять царствен­ному пленнику обещанную свободу. Он понимал, что Атауальпа не остановится ни перед чем, желая отомстить за оскорбление, и тогда вряд ли удастся не только сохранить добытые трофеи, но и спасти жизнь. Чтобы не допустить этого, Писарро решил устроить суд над Инкой. Атауальпу обвинили в убийстве Уаскара, незаконном захвате престола, идолопоклонстве, многожёнстве, разворовывании казны и даже в подготовке антиис­панского переворота. Приговор — сожжение заживо на костре — ле­денил Атауальпе душу. Страшна была не мучительная смерть — во­ин не боялся её. Инки верили в бес­смертие по окончании земной жиз­ни, но лишь в том случае, если тело усопшего будет забальзамиро­вано.

Вот почему Атауальпу ужасала мысль о смерти. Незадолго до на­чала казни Вальверде ещё раз предложил императору принять христианскую веру. Инка наотрез отказался. И тогда священник предложил ему поменять костёр на петлю, но с условием обязатель­ного крещения. Атауальпа согла­сился, получив в ходе церемонии имя Хуан. Затем под звуки рели­гиозных псалмов, исполненных несколькими испанцами, оборва­лась жизнь тридцатилетнего Ин­ки.

Продолжением судебного лицемерия самозва­ных служителей Фемиды стало изощрённое глум­ление над памятью усопшего: на следующий день Писарро устроил торжественные похороны, в ко­торых принимали участие он сам и другие конкис­тадоры, облачённые в траурные одежды. Палачи «оплакивали» жертву. Справедливости ради надо сказать, что некоторые испанцы протестовали про­тив этого суда и особенно — смертного приговора, считая, что судьбу Атауальпы должен решать Карл V.

Смерть Атауальпы повергла в хаос империю ин­ков, чем сполна воспользовался Писарро, поко­ривший её «малой кровью», почти не понеся по­терь.

Франсиско Писарро.

Неизвестный художник

(около 1530 г.).

ИНДЕЙЦЫ АМЕРИКИ

Согласно одной из ацтекских легенд, мир четы­режды полностью разрушался тиграми, урага­нами, огнём и водой. После каждой такой катастрофы человечество возникало заново, не уна­следовав абсолютно ничего от предыдущих поко­лений. Любопытно, что после третьего катаклизма часть оставшихся людей, по версии ацтеков, пре­вратилась в обезьян, а после четвёртого — возникла необходимость создавать новое Солнце.

И тогда, как гласит легенда, собрались боги в Теотиуакане и спросили друг друга, кто из них ре­шится «позаботиться о том, чтобы был день, чтобы был свет». (Теотиуакан — центр одной из важней­ших доколумбовых цивилизаций Центральной Мексики, цивилизации тольтеков (I—XII вв. н. э.). В настоящее время от этого древнего города, распо­ложенного в 50 км от мексиканской столицы, ос­тались пирамиды Луны и Солнца, развалины двор­цов и храмов, памятники скульптуры и красочные

росписи. Центр города пересекает главная улица — Дорога мёртвых длиной 4 км.) И вызвались сделать это два бога — могущественный и надменный «вла­ститель раковин» бог Текуксистекатль и бедный, необычайно отважный бог Нанауацин. В Теотиуакане запылал костёр, горевший четыре года. Эти два бога, вызвавшиеся принести себя в жертву ради создания нового светила, должны были броситься в него. Языки пламени не испугали только Нанауацина, а трусливый Текуксистекатль предпочёл истлеть в образовавшемся пепле костра. И не уди­вительно, что с тех пор сияние и блеск исходят от Нанауацина, ставшего богом Солнца, а мертвенная бледность — от Текуксистекатля, превратившегося в бога Луны.

Однако, чтобы не померк блеск Солнца, бог вой­ны Уитцилопочтли должен был ежедневно вести ожесточённую борьбу со звёздами и Луной. В этом трудном противоборстве ему могли помочь только

Ацтекская культура до прихода Кортеса в Мексику.

347

души тех, кто погиб на поле боя или был принесён в жертву. Так возникла идея человеческого жертвоприноше­ния. Она является центральной в религии ацтеков, которые обосновывали её следующим образом. Лю­ди не могут жить без повседневного участия богов, а те в свою очередь нуждаются в том, чтобы человек поддерживал их, принося ради этого в жертву соб­ственную жизнь. Из неё боги получают живитель­ную для себя магическую субстанцию, содержащу­юся в крови и в сердце человека...

Удивительный и неповторимый мир древних ин­дейских цивилизаций донёс до нас в упомянутой выше ацтекской легенде свой взгляд на одну из ве­ликих загадок бытия и мироздания. А сколько зага­дочного и непознанного до сих пор таит в себе сама история майя, ацтеков, инков, чибча-муисков и т. д., получивших с лёгкой руки Христофора Колум­ба наименование индейцев.

Существует множество гипотез о том, когда в За­падном полушарии впервые появился человек и от­куда люди пришли на американский континент. Начиная с XVI в. и до наших дней не утихают споры учёных мужей по этому вопросу. Среди первых жи­телей Америки называют выходцев с Канарских островов, финикийцев, карфагенян, древних греков и римлян, евреев, испанцев, египтян, вавилонян, китайцев и даже татар и скифов. Не обошлось и без красивой легенды, связанной с Атлантидой, кото­рая якобы соединяла в далёком прошлом Среди­земное море и американский континент.

По мере развития науки шёл естественный отбор различного рода гипотез и предположений. В нас­тоящее время нет сомнений в том, что в Западном полушарии первые люди были выходцами с других континентов. Но откуда? Этот вопрос до сих пор окончательно не решён.