Смекни!
smekni.com

Особенности оказания адвокатом отдельных видов правовой помощи (стр. 2 из 13)

Заключая соглашение об оказании юридической помощи, адвокат должен удостовериться в том, что вторая сторона полномочна подпи­сывать такое соглашение. Физическое лицо должно быть дееспособно, т.е. достигнуть совершеннолетия и быть вменяемым. Представитель юридического лица должен обладать полномочиями на заключение договоров от имени юридического лица, закрепленными в учредитель­ных документах юридического лица, выраженными в надлежащим образом оформленной доверенности или подтвержденными иными до­пускаемыми законом способами.

Место жительства физического лица либо юридический адрес или фактическое место нахождения юридического лица при заключении соглашения не имеют значения, как и региональный реестр, в который внесены сведения об адвокате.

В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор счи­тается заключенным, если между сторонами в требуемой форме дос­тигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Суще­ственными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или не­обходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относи­тельно которых по заявлению одной из сторон должна быть достигнута

договоренность. В отношении соглашения об оказании юридической помощи законодательство устанавливает перечень существенных ус­ловий, которые обязательно должны быть закреплены.

В соответствии с п. 4 ст. 25 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре существенными являются следующие ус­ловия:

1)указание на адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) ис­полнение поручения в качестве поверенного (поверенных), его (их) принадлежность к адвокатскому образованию и адвокатской палате;

2)предмет поручения. Это может быть какой-либо из видов юриди­ческой помощи, указанных в п. 2 ст. 2 Федерального закона об адвокат­ской деятельности и адвокатуре, сочетание различных видов или иная юридическая помощь, не запрещенная законодательством. Для кон­кретизации предмета соглашения представляется необходимым мак­симально подробно определять, какие действия должен совершить ад­вокат; срок, в течение которого он оказывает юридическую помощь, виды и количество документов правового характера, им составляемых, и т.п.;

3)размер и порядок оплаты доверителем услуг адвоката. Размер вознаграждения устанавливается в соглашении по договоренности его сторон, он не ограничен законодательно и зависит от вида оказываемой юридической помощи и других обстоятельств, о которых речь шла выше. Оплата услуг может производиться по-разному: единовременно, с условием частичной предоплаты, поэтапно, по результату оказания услуг, в ином порядке;

4)порядок и размер компенсации расходов адвоката (адвокатов), связанных с исполнением поручения. Суммы компенсации расходов адвоката не входят в сумму вознаграждения за оказываемую юридиче­скую помощь. Возможны различные расходы при выполнении поруче­ния, например: оплата государственной пошлины, нотариальных услуг по заверению копий документов; представляемых в государственные органы, оплата, предоставления справок и иных документов органами государственной власти и органами местного самоуправления, оплата услуг привлеченных на договорной основе специалистов, транспорт­ные и иные расходы. Нередко расходы, связанные с исполнением пору­чения, достаточно велики, и их не всегда можно предвидеть при заклю­чении соглашения. Поэтому их компенсация сверх оплаты вознаграж­дения адвокату вполне справедлива. Право адвоката на вознагражде­ние и компенсацию расходов, связанных с исполнением поручения, неможет быть переуступлено третьим лицам без специального согласия на то доверителя;

5) размер и характер ответственности адвоката (адвокатов), при­нявшего (принявших) исполнение поручения. В рамках данного суще­ственного условия адвокат и доверитель могут установить основания и вид ответственности адвоката, ее размер, урегулировать иные вопросы, касающиеся неисполнения или ненадлежащего исполнения адвокатом условий соглашения об оказании юридической помощи.

Все иные вопросы, не оговоренные сторонами в соглашении, реша­ются в соответствии с действующим законодательством, в частности с Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре и Гражданским кодексом РФ.

Соглашение об оказании юридической помощи порождает и регу­лирует отношения только между адвокатом и лицом, к нему обратив­шимся, либо лицом, в пользу которого заключено соглашение. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления этого соглашения для вступления адвоката в дело.

После согласования всех условий и подписания соглашения адво­кат решает вопрос об оформлении своих полномочий как представи­теля или защитника лица, обратившегося за оказанием юридической помощи.

Пункт 2 ст. 6 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре закрепляет, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выда­ваемый соответствующим адвокатским образованием. Например, п. 4 ст. 49 Уголовно-процессуального кодекса РФ определяет, что адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Форма ордера утвер­ждается федеральным органом юстиции. В ордере указываются фамилия адвоката, его принадлежность к адвокатскому образованию и адво­катской палате, фамилия доверителя, реквизиты регистрационного до­кумента (регистрационной карточки) в адвокатском образовании, ха­рактер дела, наименование суда, дата и время слушания дела. Для ведения дела в каждой судебной инстанции оформляется отдельный ордер.

В иных случаях представительство адвокатом интересов доверите­ля осуществляется на основании доверенности. Кроме того, отдельные полномочия адвоката должны подтверждаться доверенностью даже при наличии у него ордера, выданного адвокатским образованием. Так, в соответствии с п. 2 ст. 62 Арбитражного процессуального кодекса РФ

право представителя на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявлений об обеспечении иска, на передачу дела в третейский суд, полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска, изменение основания или предмета иска, заключение мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам, передачу своих полномочий представителя другому лицу (передове­рие), а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта арбитражного суда, получение присужденных денежных средств или иного имущества должно быть специально оговорено в доверенно­сти, выданной представляемым лицом, или ином документе.

Доверенность представляет собой письменное уполномочие, выда­ваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. В том случае, когда срок действия в доверенности не указан, она сохра­няет силу в течение года с момента ее совершения.

Доверенность, выдаваемая от имени юридического лица, должна содержать полное наименование и юридический адрес юридического лица, подписывается его руководителем или иным лицом, уполномо­ченным на это учредительными документами, и заверяется печатью юридического лица.

Доверенность, выдаваемая физическим лицом, подписывается им лично и должна содержать фамилию, имя, отчество этого лица и его паспортные данные. В предусмотренных законодательством случаях доверенность удостоверяется в нотариальном порядке, может быть удостоверена предприятием, учреждением и организацией, где работа­ет или учится доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя, администрацией стационарного ле­чебного заведения, в котором гражданин находится на излечении, со­ответствующей воинской частью, если доверенность выдается военно­служащим, администрацией соответствующего места заключения, если гражданин находится в заключении.

Издание ведомственных правовых актов, содержащих требования о наличии иных документов для осуществления адвокатом своих полно­мочий по оказанию юридической помощи, не правомерно.

В этой связи можно рассмотреть постановление Президиума Вер­ховного Суда РФ от 2 октября 2002г. № 93пв-02. Адвокат К. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой о признании незаконным п. 149 Пра­вил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-ис­полнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденных

приказом Министерства юстиции от 12 мая 2000 г. № 148 (в редакции приказа Минюста РФ от 21 февраля 2002 г. № 55) по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в части, устанав­ливающей, что свидания подозреваемым или обвиняемым с адвокатом, участвующим в деле в качестве защитника, предоставляются по предъ­явлении им документа о допуске к участию в уголовном деле, выданно­го лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело.

По утверждению заявителя, обжалуемый пункт Правил не соответ­ствует требованиям Конституции Российской Федерации, уголовно-процессуальному законодательству. Он неправомерно ставит предо­ставление свидания с обвиняемым (подозреваемым) в зависимость от усмотрения соответствующих должностных лиц и органов и тем са­мым создает препятствие для осуществления адвокатом своей профес­сиональной деятельности и ограничивает его право как адвоката, уча­ствующего в уголовных делах в качестве защитника, на свободное об­щение с подзащитными.